Программа внеурочной деятельности Мой инструмент — компьютер


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1
Волоконовского района Белгородской области»
«Утверждаю»:
Директор МБОУ «Волоконовская СОШ № 1»
_________ (Горюнова А.Г.)
Приказ №239
от «31» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мой инструмент - компьютер»
для обучающихся 6 «А», 6«Б», 6 «В»,
7 «А», 7 «Б», 7 «В» классов
в условиях ФГОС
Морозовой Жанны Ивановны
(возраст обучающихся 10-12 лет)
Срок реализации –2 года

Волоконовка
2015-2016 учебный год
Программа внеурочной деятельности: «Мой инструмент - компьютер», образовательная программа внеурочной деятельности подростков, общеинтеллектуальное направление.
Автор: Морозова Жанна Ивановна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
от «29» августа 2015 года, протокол №1
Председатель педагогического совета: ________________ А. Горюнова
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой инструмент – компьютер» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;
Программы курса по выбору «Мой инструмент – компьютер», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 класс.» / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
Комплексная программа учебного курса по выбору «Мой инструмент – компьютер».
Цель данной программы - освоение самого современного инструмента повседневной познавательной и творческой деятельности.
Основными задачами курса являются:
освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Программы курса по выбору «Мой инструмент – компьютер», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 класс.» / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
Комплексная программа учебного курса по выбору «Мой инструмент – компьютер».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и рассчитана на четыре года обучения. Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приемов и способов деятельности, и состоит из следующих модулей:
Модуль 1 — учимся работать на компьютере;
Модуль 2 — учимся программировать на компьютере;
Модуль 3 — учимся рисовать на компьютере;
Модуль 4 — учимся анимации на компьютере;
Модуль 5 — учимся музыке на компьютере
В процессе освоения содержания программы ее результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования. Форма занятий может быть разнообразной, но обязательным условием является их проведение на уровне повышенного интереса, в занятия включаются развивающие игры, интеллектуальные разминки и т. д. . Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводится в форме предметно-ориентированного тренинга. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает школьников.
В 6-7 классах в течение года дважды проводится тестирование: в начале учебного года (диагностический тест) и в конце учебного года (итоговый тест).
Общая характеристика курса.
Данная программа «Мой инструмент - компьютер» предназначена для организации внеурочной деятельности по трём взаимосвязанным направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Курс построен таким образом, чтобы сформировать у учащихся способность к адаптации в современном информационном мире. Воспитывать информационную культуру и обучать компьютерной грамотности. Программа предусматривает возможность изучения содержания курса на базовом уровне, обеспечивает прочное обучение на основе компьютерных технологий, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам.
Программа внеурочной деятельности «Мой инструмент — компьютер» состоит из пяти модулей, соответствующих различным направлениям кружковой работы:
Модуль 1 — учимся работать на компьютере;
Модуль 2 — учимся программировать на компьютере;
Модуль 3 — учимся рисовать на компьютере;
Модуль 4 — учимся анимации на компьютере;
Модуль 5 — учимся музыке на компьютере.
Материал тематически разбит на семь (или восемь) частей, посвященных различным областям применения компьютера в повседневной жизни.
В начале каждого дня приводится краткая сводка описанных в нем понятий и операций, вынесенная в оглавление. Поэтому тот, кто хочет восстановить в памяти уже освоенный материал, может воспользоваться справочным материалом с большим числом примеров практического использования в повседневной и профессиональной деятельности.
В конце каждого дня даются вопросы (теоретические) и задания (практические) на закрепление пройденного материала.
Методическую основу здесь составляет проектный подход — наиболее эффективный для компьютерного обучения.
Методика проведения занятий может быть как классно-урочной, так и ориентированной на самостоятельную домашнюю проработку учащимися, в зависимости от уровня их знаний и подготовки. В последнем случае, учитывая наличие домашних компьютеров, удается достичь наибольшего педагогического эффекта благодаря индивидуальному подходу.
Работу учеников легко проконтролировать на любом этапе, так как каждая операция, описанная в книге, сопровождается подробным описанием и изображениями всех необходимых для этого кнопок и окон. Кроме того, в ней приведены исчерпывающие указания по исправлению возможных ошибок.
Изменения, внесенные рабочую программу.
В рабочую программу внесены изменения: авторская программа рассчитана на 70 часов (1 час в неделю), но в соответствии с учебным планом школы, ориентированным на 34 учебных недели, количество часов в рабочей программе уменьшено на 2 часа.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа «Мой инструмент — компьютер» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. На реализацию программы выделен общий объем изучаемого времени 68 ч из расчета на два года изучения учебного курса.
6 класс – 34 часа (1 час в неделю, 34 недели);
7 класс – 34 часа (1 час в неделю, 34 недели);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы, решения познавательных задач;
• умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
Содержание курса.
Модуль 1
Сегодня парк домашних компьютеров становится все более многочисленным. Люди покупают компьютеры точно так же, как любую другую бытовую технику — телевизор, видеомагнитофон и т. д. Домашние компьютеры нередко превышают по своим возможностям ПК в школьных компьютерных классах, а используемое на них программное обеспечение современнее и сложнее.
Основная идея модуля 1 — научить пользователя любого уровня создавать с помощью компьютера разнообразные проекты (рефераты и доклады, открытки и календари, оригами, рисунки и анимации, таблицы, картотеки, презентации, коллажи, музыкальные композиции, веб-страницы и др.), используя современные программные продукты: текстовые, графические, анимационные и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных, обозреватели, электронную почту и т. д. Модуль 1 состоит из семи частей, в которых на конкретных примерах рассматриваются области применения компьютера в повседневной жизни. В процессе работы используется издание: М. И. Фролов «Учимся работать на компьютере».
Первая часть «Учимся оформлять доклады, рефераты и книги» посвящена созданию и оформлению текстовых документов. При этом (поскольку материал ориентирован в основном на неподготовленного пользователя) рассказывается о работе с операционной и справочной системами. Кроме того, как и в других частях книги, здесь даются пояснения по любой встречающейся в тексте компьютерной терминологии.
Во второй части «Учимся считать» рассказывается об очень удобном методе проведения расчетов (в том числе и хозяйственных) с помощью электронных таблиц.
Третья часть «Учимся составлять картотеку» знакомит с созданием базы данных на примере адресной книги. Помимо этого, указано, как аналогичным образом создать другие полезные в быту базы данных.
В четвертой части «Учимся делать презентацию» объясняется, как создать и оформить презентации. Эта часть может быть полезна не только в профессиональной сфере (для представления фирмы), но и как средство развлечения, позволяющее делать забавные анимации со звуковым сопровождением и впечатляющими эффектами.
Пятая часть «Учимся общаться» посвящена таким средствам телекоммуникации, как Интернет и факс. Здесь подробно разобран пример создания личного веб-узла, который позволит вам заявить о себе в Интернете.
В шестой части «Учимся организовывать досуг» описывается, как создать макеты бумажных самолетиков, оригами, «продвинутых» веб-узлов, открыток, календарей, обложки к магнитоальбому, наклейки для дискеты и видеокассеты, вкладыш для компакт-диска.
Седьмая часть «Учимся совершенствоваться» посвящена самостоятельному освоению версии МS Office 2003.
Модуль построен в виде диалога учителя с учеником. Наряду с учебной информацией в этих диалогах присутствуют воспитательные моменты — критические замечания по поводу поведения мальчика: употребления жаргонных выражений, хвастовства, спешки и др. Усвоение материала облегчается тем, что каждое действие сопровождается иллюстрацией всех необходимых окон и кнопок. Кроме того, даются пояснения по встречающимся в тексте компьютерным терминам. Книга является самодостаточной — для ее освоения не требуется никакой дополнительной литературы.
Модуль 2
Этот модуль состоит из восьми частей и посвящен созданию программ в среде программирования QBASIC, от самых простых (изображения точки на экране) до более сложных — компьютерных игр, так любимых детьми и взрослыми. В процессе работы используется издание: М. И. Фролов «Учимся программировать на компьютере».
Первая часть посвящена развитию логического мышления (необходимого для формирования программиста) и представлена в виде сказок, в которых формулируются и разбираются логические задачи различной степени сложности. Остальные семь частей также имеют сказочную форму и посвящены программированию в среде QBASIC.
Вторая часть знакомит с компьютером и средой программирования QBASIC. Здесь же рассказывается о программировании графических примитивов (точки, линии и прямоугольника), как неподвижных, так и перемещающихся по экрану компьютера — анимационных.
В третьей части описываются анимация окружности, эллипса и более сложных изображений, а также программирование звука, вывод текста на экран, создание псевдографики и генерации случайных чисел.
В четвертой части показано, как запрограммировать ввод данных и управление с клавиатуры, цвет и мелодию. Здесь же приводятся тексты программ простейшего графического редактора и компьютерного «пианино», а также анимационное растяжение и сжатие изображений.
Пятая часть научит генерации «случайных» мелодий и стихов. Здесь же рассказано о создании простейшей обучающей программы и программы-переводчика. Кроме того, приведены программы по созданию «сложных» букв и их выводу на печать.
В шестой части рассмотрены некоторые способы компьютерной шифровки и дешифровки текстов, а также подробно разобрано создание программ простейших компьютерных игр: «Кости» и «За рулем».
Седьмая часть посвящена более сложным программам компьютерных игр «Вертолет» и «Пушка», а также исследовательской игре «Диполь».
Восьмая часть содержит переведенную автором на русский язык игровую программу QBasic Gorillas, написанную профессиональными программистами фирмы Microsoft.
При этом (поскольку материал ориентирован в основном на неподготовленного пользователя) в книге рассказывается о работе с операционной системой, окнами, папками, файлами и меню. Кроме того, даются пояснения к любому встретившемуся в тексте термину, а каждая операция сопровождается подробным иллюстративным материалом.
Модуль 3
Изобразительное искусство является неотъемлемой частью нашей жизни, а также одной из важнейших составляющих эстетического воспитания детей и взрослых. Оно развивает образное и абстрактное мышление, чувство прекрасного, что зачастую необходимо в учебе и работе, при проведении досуга.
Не менее важно, что наличие компьютера позволяет, с одной стороны, значительно расширить эстетический кругозор ребенка и его родителей с помощью электронной энциклопедии, а с другой — вовлечь в процесс создания собственных композиций с помощью графического редактора. Это особенно ценно для тех, кто этим никогда ранее не занимался. В конце концов, такие занятия помогут быстрее развить навыки работы на компьютере, которые так необходимы в современной жизни.
Третий модуль посвящен одной из любимых тем детей и взрослых — компьютерной графике и состоит из семи частей. В процессе работы используется издание: (.И. Фролов «Учимся рисовать на компьютере».Первые три части (три занятия) посвящены теории живописи и графики: основные понятия, элементы и выразительные средства, виды, жанры, стили, направления и школы изобразительного искусства. Здесь же рассказывается о работе с мультимедийными энциклопедиями, в том числе и по изобразительному искусству. Все три части сопровождаются достаточным количеством иллюстраций произведений выдающихся мастеров живописи и графики, а также приложениями в конце книги: словарь художественных терминов, биографии художников и описание их произведений.
Четвертая часть предназначается тем, кто делает первые шаги в компьютерной графике, и позволяет на конкретных примерах освоить основные ее приемы и терминологию. В ней рассказано о растровой и векторной графике; о рисовании на компьютере линий, многоугольников, кривых и эллипсов; о работе с ластиком, заливкой, распылителем и текстом; об открытии, сохранении, перемещении, изменении, копировании, вставке и печати рисунков.Пятая и шестая части посвящены работе с векторной графикой. Здесь рассматриваются более сложные приемы и эффекты компьютерной графики: настройка цвета, градиентная и текстурная заливка, прозрачность, перетекание одного рисунка в другой, перспектива, оболочка, выдавливание, тень, освещение, фигурный текст, преобразование векторного изображения в растровое и наоборот, применение фильтров. Помимо этого, рассказывается о цветовых моделях, настройке принтера, качестве печати, типах бумаги для печати и других носителей.
Седьмая часть повествует о создании коллажей и обработке сложных растровых изображений (в том числе фотографий). Здесь вы узнаете о создании каналов и масок, вырезании и вклеивании слоев, устранении каймы, установке прозрачности, работе с экранными копиями, перенесении изображений на майки. И наконец, вы научитесь работать со сканером и цифровой фотокамерой.
При этом (поскольку материал ориентирован в основном на неподготовленного пользователя) в книге рассказывается о работе с операционной и справочной системами, окнами, документами, папками и файлами, меню и панелями инструментов. Даются также пояснения по любой встречающейся в тексте терминологии (компьютерной или по изобразительному искусству), а каждая операция сопровождается подробным иллюстративным материалом.
Модуль 4
Искусство анимации (мультипликации) является неотъемлемой частью нашей жизни, а также одной из важнейших составляющих эстетического воспитания детей и взрослых. Оно развивает образное и абстрактное мышление, чувство прекрасного и зачастую необходимо в учебе и работе, незаменимо при проведении досуга.
Наличие компьютера позволяет также, с одной стороны, значительно расширить эстетический кругозор ребенка и его родителей с помощью электронной энциклопедии, а с другой — вовлечь в процесс создания собственных анимаций (плоских и даже объемных) с помощью интерактивных мультфильмов и анимационных редакторов, что особенно ценно для тех, кто этим никогда ранее не занимался. Четвертый модуль посвящен одной из самых любимых тем детей и взрослых — компьютерной анимации (мультипликации), состоит из восьми частей. В процессе работы используется издание: М. И. Фролов «Учимся анимации на компьютере».
В первых трех частях (три занятия) излагается теории анимации: основные понятия, элементы и выразительные средства, виды, жанры, направления и школы, сценарии, композиции. Здесь же рассказывается об истории анимации и работе с мультимедийными энциклопедиями. Все три части сопровождаются большим количеством иллюстраций, портретов и произведений выдающихся мастеров анимации, а также приложениями в конце книги (словарь художественных терминов, биографии выдающихся аниматоров и описание их произведений).
Четвертая часть предназначается тем, кто делает первые шаги в компьютерной графике и анимации, и позволяет на конкретных примерах освоить основные приемы и терминологию. Из нее можно узнать о работе с интерактивными плоскими компьютерными анимациями, а также научиться создавать собственные: выбирать, вставлять в сцену и анимировать фон, объекты, актеров; создавать и вставлять титры и звук; выбирать планы и управлять сценой.
Части с пятой по восьмую посвящены созданию более сложной, трехмерной (объемной), анимации. Здесь рассматриваются вопросы трехмерного моделирования: работа с системой координат, окнами проецирования и другими режимами просмотра; создание графических примитивов и сложных объектов; применение модификаторов; назначение цвета и материала; выбор и подключение фона; выбор и установка камеры и освещения; частицы, слои и эффекты; создание, монтаж, управление и сохранение анимации; рендеринг (визуализация) сцены, сохранение и просмотр видеофайлов.При этом (поскольку материал ориентирован в основном на неподготовленного пользователя) в книге рассказывается о работе с операционной системой, подсказками, окнами документами, папками и файлами, меню и панелями инструментов. Кроме того, даются пояснения по любой встречающейся в тексте терминологии (компьютерной или анимационной), а каждая операция сопровождается подробным иллюстративным материалом.
Модуль 5
Пятый модуль посвящен компьютерной музыке и содержит семь небольших частей. В процессе работы используется издание: М. И. Фролов «Учимся музыке на компьютере».
В первых трех частях (занятиях) излагается теория музыки: основные понятия, элементы и выразительные средства, жанры, формы, музыкальные инструменты. Здесь же рассказывается о работе с мультимедийными энциклопедиями, в том числе и по музыкальному искусству. Все три части сопровождаются портретами выдающихся композиторов и иллюстрациями к их произведениям, а также приложениями в конце книги (словарь музыкальных и культурных терминов, биографии композиторов и описание их произведений).
Четвертая часть предназначается тем, кто делает первые шаги в компьютерной музыкальной композиции, и позволяет на конкретных примерах освоить основные ее приемы и терминологию. Из нее можно узнать о работе с сэмплами и миксами, звуковых дорожках, звукозаписи, моно- и стереозвуке.
Пятая часть содержит описание синтезаторов и секвенсеров, работы с виртуальным пианино и нотным редактором, а также с микшерным пультом. Можно научиться создавать и аранжировать собственные музыкальные клипы.
Из шестой части можно узнать, как создаются вокально-инструментальные композиции и различные музыкальные эффекты. В седьмой части рассказывается, как создать компакт-диск с собственными композициями.
Тематический план
№ п/пНаименование разделов/тем Характеристика основных видов учебной деятельности Часы учебного времени
Первый год обучения (6 класс)
1 Учимся оформлять доклады, рефераты и книги Определять правильный порядок шагов для безопасной работе на компьютере. Сменные носители. Что такое файлы. Что хранится в файлах. Как называются файлы. Полное имя файла. Расширение имени файла. Операции над файлами и папками (каталогами). Копирование файлов и папок. Перемещение файлов и каталогов (папок). Удаление файлов и каталогов (папок). Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии. Сохранение, открытие и создание новых текстов. Сохранение, открытие и создание с помощью клавиатуры, с помощью панели инструментов, с помощью меню в окне текстового редактора. Выделение текста: с использованием мыши и клавиатуры. Буфер обмена информацией. Работа с буфером. Вырезание, копирование и вставка текста: с помощью клавиатуры, с помощью панели инструментов. Оформление текста. Выбор шрифта, размера и начертания символов. Показ проектов. 8
2 Учимся считать Выполнять схемы, отражающие расположение и соединение предметов: планы комнат, схемы конструкций, карты местности, технологические схемы (электрическая схема). Таблицы в публикациях. Столбцы. Строки. Ячейки. Создание таблицы. Добавление  и удаление столбцов и строк. Выполнение операций на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, набор текста, перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов). Получение информации о техники безопасности работы на компьютере: продолжительность работы, мера безопасности, порядок на рабочем столе, уход за компьютерной техникой. 4
3 Учимся составлять картотеку Используя тренажёр, дети проходят проверку знаний по компьютеру. Задание в ситуациях. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Программа. Примеры программ.
2
4 Учимся делать презентацию Электронная публикация. Презентация. Слайды. Электронные учебники и энциклопедии. Справочная система. Страницы сети Интернет. Сайт. Работа в среде графического редактора Paint. Подготовка презентаций. Основные отличия презентации от других видов публикаций. Завершение работы по созданию презентации.
3
5 Учимся общаться Поисковые запросы. Поиск информации по ключевым словам. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение найденных адресов в папке Избранное.  Копирование информации с сайта. Сохранение результатов поиска. Способы сохранения найденной информации:  с помощью ссылки «Печатать», с помощью клавиши Print Screen. Программы для создания электронных публикаций, справочных систем, сайтов в сети Интернет, презентаций, электронных книг. Просмотр готовых публикаций. Задания в ситуациях. 3
6 Учимся организовывать досуг Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выполнение запросов по ключевым словам, выбор подходящей информации из результатов поиска). Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. 2
7 Учимся программировать на компьютере Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы. Используя тренажёр, дети проходят проверку знаний по компьютеру, компонентам, знанию клавиш, кнопок. Обзор коллекций штампов и шрифтов. Создание простейших рисунков. Рисование кистью, рисование линиями, рисование фигурами, рисование штампами, ввод текста, рисование радугой. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков). Создание сюжетных рисунков с использованием знаний и навыков рисования в программе. Обзор различных возможностей при сочетании различных эффектов. Выполнение итоговой творческой работы, используя освоенные операции. 12
Итого: 34
Второй год обучения (7 класс)
8 Учимся рисовать на компьютере Уметь создавать несложные изображения с помощью графического редактора, определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений. Уметь создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; иметь представления об устройстве ввода графической информации. 11
9 Учимся анимации на компьютере Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определѐнному плану. Получить навыки работы с редактором презентаций, умение настройки анимации. 12
10 Учимся музыке на компьютере Знакомство с музыкой и мультимедийными энциклопедиями, жанрами музыкального искусства. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. Уметь использовать музыкальный редактор Dance Machine. Знакомимся с синтезированной музыкой. Создание композиции с «живым» звуком. Запись композиции на компакт-диск. 11
Итого: 34
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности «Мой инструмент – компьютер». 6 класс
№ п/пНаименование разделов/тем Кол-во часов
Дата
1 Техника безопасности и организация рабочего места. Сменные носители информации 1 2.09
01.09
2.09
2 Файлы и файловая система 1 9.09
8.09
9.09
3 Что хранится в файлах 1 16.09
15.09
16.09
4 Полное имя файла 1 23.09
22.09
32.09
5 Операции над файлами и папками 1 30.09
29.09
30.09
6 Сохранение, открытие и создание новых текстов 1 7.10
6.10
7.10
7 Работа с буфером обмена 1 14.10
13.10
14.10
8 Оформление текста 1 21.10
20.10
21.10
9 Таблицы в публикациях 1 28.10
27.10
28.10
10 Построение плана комнаты 1 11.11
10.11
11.11
11 Создание карты местности 1 18.11
17.11
18.11
12 Технологические схемы 1 25.11
24.11
25.11
13 Клавиатурный тренажёр 1 2.12
1.12
2.12
14 Текстовый редактор 1 9.12
8.12
9.12
15 Подготовка презентации 1 16.12
15.12
16.12
16 Работа в среде графического редактора Paint 1 23.12
22.12
23.12
17 Электронные публикации 1 13.01
12.01
13.01
18 Поиск информации по ключевым словам 1 20.01
19.01
20.01
19 Копирование информации с сайта 1 27.01
26.01
27.01
20 Просмотр готовых публикаций 1 3.02
2.02
3.02
21 Поиск изображений 1 10.02
09.02
10.02
22 Сохранение изображений 1 17.02
16.02
17.02
23 Решение логических задач 1 24.02
22.02
24.02
24 Знакомство с программированием 1 2.03
1.03
2.03
25 Программирование графических примитивов 1 9.03
7.03
9.03
26 Программирование графических примитивов 1 16.03
15.03
16.03
27 Программирование окружности, эллипса 1 30.03
29.03
30.03
28 Программирование окружности, эллипса 1 6.04
5.04
6.04
29 Вывод текста на экран 1 13.04
12.04
13.04
30 Создание псевдографики 1 20.04
19.04
20.04
31 Генерация случайных чисел 1 27.04
26.04
27.04
32 Ввод данных и управление с клавиатуры 1 4.05
3.05
4.05
33 Создание простейшей обучающей программы 1 11.05
10.05
11.05
34 Итоговое занятие 1 18.05
17.05
18.05
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности «Мой инструмент – компьютер». 7 класс
№ п/пНаименование разделов/тем Кол-во часов
Дата
1 Техника безопасности и организация рабочего места. Вспоминаем графический редактор 1 3.09
3.09
4.09
2 Инструменты программы Paint. Карандаш и палитра 1 10.09
10.09
11.09
3 Инструменты программы Paint. Рисование прямоугольников 1 17.09
17.09
18.09
4 Инструменты программы Paint.Рисуем робота 1 24.09
24.09
25.09
5 Инструменты программы Paint.Рисование овалов 1 1.10
1.10
2.10
6 Инструменты программы Paint. Рисуем лица 1 8.10
8.10
9.10
7 Инструменты программы Paint. Рисуем ёлку 1 15.10
15.10
16.10
8 Инструменты программы Paint. Рисуем машины 1 22.10
22.10
23.10
9 Рисуем вазу с цветами 1 29.10
29.10
30.10
10 Инструменты программы TuxPaint1 12.11
12.11
13.11
11 Инструменты программы TuxPaint1 19.11
19.11
20.11
12 Понятие презентации. Структура презентации 1 26.11
26.11
27.11
13 Знакомство с программой Pover Point 1 3.12
3.12
4.12
14 Анимация в презентациях 1 10.12
10.12
11.12
15 Анимация в презентациях 1 17.12
17.12
18.12
16 Правила демонстрации презентации 1 24.12
24.12
25.12
17 Использование встроенной графики 1 14.01
14.01
15.01
18 Программы для создания анимации 1 21.01
21.01
22.01
19 Программы для создания анимации 1 28.01
28.01
29.01
20 Разработка сюжета презентации 1 4.02
4.02
5.02
21 Практическая работа по созданию презентации 1 11.02
11.02
12.02
22 Практическая работа по созданию презентации 1 18.02
18.02
19.02
23 Демонстрация презентации 1 25.02
25.02
26.02
24 Знакомство с жанрами музыкального искусства 1 4.03
4.03
5.03
25 Мультимедийные энциклопедии 1 11.03
11.03
12.03
26 Мультимедийные энциклопедии 1 18.03
18.03
1.04
27 Вокальная музыка 1 7.04
7.04
8.04
28 Запись звука 1 14.04
14.04
15.04
29 Инструментальная музыка 1 21.04
21.04
22.04
30 Использование музыкального редактора 1 28.04
28.04
29.04
31 Использование музыкального редактора 1 5.05
5.05
6.05
32 Знакомство с синтезированной музыкой 1 12.05
12.05
13.05
33 Создание композиции с живым звуком 1 19.05
19.05
19.05
34 Итоговое занятие 1 20.05
20.05
20.05
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, определяемые в ходе исследования.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература
М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова. Программы курса по выбору «Мой инструмент – компьютер», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 класс.» – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
Фролов М. И. Учимся работать на компьютере. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;
Фролов М. И. Учимся программировать на компьютере. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;
Фролов М. И. Учимся рисовать на компьютере. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002;
Фролов М. И. Учимся анимации на компьютере. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002;
Фролов М. И. Учимся музыке на компьютере. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2000.
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер
МультимедиапроекторСредства телекоммуникации
Экран навесной
Образовательные электронные ресурсы:
http://school-russia.prosv.ru/ Школа России учебно-методический комплексhttp://nsportal.ru социальная сеть работников образованияhttp://pedsovet.org 14-й Всероссийский интернет-педсоветhttp://pedsovet.su сообщество взаимопомощи учителейhttp://easyen.ru современный учительский порталhttp://ped-kopilka.ru учебно-методический кабинетhttp://www.uchportal.ru учительский порталhttp://www.proshkolu.ru интернет-портал все школы Россииhttp://www.zavuch.info завуч инфоhttp://drug12.ucoz.ru система учебниковhttp://schoolguide.ru школьный гидhttp://viki.rdf.ru детские электронные презентации и клипыhttp://www.myshared.ru школьные презентации