ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Сольфеджио» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА П.ПРЕЧИСТОЕПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Сольфеджио»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Год разработки программы
2015
«Принято» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор МОУ ДМШ.п.ПречистоеПротокол № ___от_________ ____________ Ю.Г. Попова
_____________2015г
Разработчик – Ивашевская С.В,
преподаватель теоретических дисциплин муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ДМШ п.Пречистое.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
II. Содержание учебного предмета
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Программа учебного предмета « Сольфеджио» является частью дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства « Основы музыкального исполнительства (Фортепиано, Народные инструменты, Академическое пение, Народное пение, Эстрадное пение, Фольклорный ансамбль, Хоровое пение и др.)»
Сольфеджио - один из главных предметов в курсе ДШИ. Ведь хорошо известно, что от того, насколько успешно на музыкально-теоретических занятиях будут развиваться музыкальные способности учащихся – слух, память, чувство ритма - во многом будет зависеть их успеваемость по специальности и, в конечном счете, их отношение к музыке. И именно сольфеджио самым непосредственным образом развивает вышеперечисленные свойства музыкального восприятия.
В настоящее время сказывается ряд факторов: все возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, расширение сферы внешкольных занятий современных детей (спорт, освоение множества разнообразных компьютерные программ), наличие многих «отвлекающих» факторов в виде современных медиасредств (компьютерные игры, интернет и т.д.), изменение в худшую сторону физического и интеллектуального здоровья детей. Прибавим сюда и тот факт, что зачастую при поступлении учащихся в ДШИ отсутствует конкурсный отбор, в результате чего в одной группе занимаются учащиеся с самыми разными музыкальными способностями.
Все эти факторы диктуют необходимость изменения содержания курса сольфеджио, как и некоторых форм работы на теоретических занятиях.
В основе предлагаемой программы лежит принцип применения игровых и наглядных методик. В этом и состоит суть общеразвивающей программы.
В данной программе предлагается при сохранении всех основных разделов работы на уроках сольфеджио ввести в курс обучения игры и практические задания, в процессе которых должны осваиваться не только теоретические знания, но и вокально-интонационные, слуховые метроритмические навыки.
В ней учтены и особенности обучения учащихся, чей основной инструмент - не фортепиано. В связи с этим:
Большее внимание уделено разделу игры на фортепиано различных упражнений, включающих те или иные элементы теоретического курса сольфеджио
Как часть содержания урока вводятся музыкально-дидактические игры.
Расширена такая форма работы на уроках сольфеджио, как анализ произведений по специальности с точки зрения практического применения теоретических знаний об элементах музыкального языка
Развитие навыков вокального интонирования – одна из главных составляющих предмета сольфеджио. Именно вокально-интонационные упражнения являются основным методическим средством развития музыкальных способностей, в первую очередь, музыкального слуха. В программе предлагается использовать различные способы развития ладового слуха (относительный, абсолютный) и наглядные пособия, как то «Лестница-звукоряд», ручные знаки и т.д.
Наряду с самой главной задачей курса сольфеджио – развитием музыкального слуха и чистоты мелодического интонирования, важной основой для освоения материала предмета, является создание теоретических представлений об основах ладового слуха, метроритмических основах музыкального языка. Этому должно способствовать расширение объема таких разделов работы как игра на фортепиано пройденных элементов музыкального языка и практический анализ произведений по специальности на уроках сольфеджио.
Также необходимо осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу, музыкальной литературе, соблюдение межпредметных связей и активный поиск новых форм работы и методов преподавание сольфеджио, самообразование педагогов. Учебный предмет «Сольфеджио» тесно связан со всеми учебными предметами общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства», поскольку направлен на общемузыкальное развитие. Умения и навыки, сформированные на занятиях по учебному предмету «Сольфеджио», являются необходимыми не только для гармоничного музыкального развития учащегося, но и для максимально эффективного овладения учениками другими учебными предметами (слушание музыки,музыкальная литература и др.).
Программа «Сольфеджио» рассчитана на два модуля обучения.
Первый модуль - четырёхлетний срок обучения.
Второй модуль - четырёхлетний срок обучения.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Сольфеджио» - 1,5 академического часа в неделю ОП «Инструментальное исполнительство» и 0,5 часа для подготовительного класса
Срок обучения Нагрузка Распределение по классам (в часах)
I II III IV V VI VII
7-летнийсрок обучения недельная 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
Подготовительный класс-срок обучения 1 год, недельная нагрузка-0,5 часа.
Форма проведения учебных занятий: мелкогрупповая, групповая.
Формой работы является урок. Наряду с традиционными, допустимы новые формы проведения урока:
- Открытые уроки с присутствием родителей;
- Зачет по накопленным творческим навыкам;
- Урок – путешествие;
- Урок – состязание;
- Конкурсы, викторины, познавательные игры по сольфеджио.
Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки, а также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.
Цель: способствовать музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.
Задачи учебного предмета
знакомство учащихся с основными теоретическими понятиями курса;
обучение детей слуховому, зрительному анализу музыкальных произведений,
развитие музыкального слуха (интонационного, гармонического, ладового, внутреннего в различных видах деятельности);
обучение навыкам пения с листа, сольфеджирования и т.д..целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей учащихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;
воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка;
формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;
выработка у обучающихся слуховых представлений.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:• словесный (объяснение, беседа, рассказ);• наглядный ( показ, наблюдение, демонстрация приемов работы -пение, интонирование, дирижирование );• проблемно - поисковый; • метод игровой мотивации (использование дидактических игр).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Реализация учебного предмета требует наличие оснащенного учебного кабинета, наличие учебных пособий, методической, нотной литературы, фоно – и аудиотеки, дидактического материала.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Подготовительный класс
Вокально-интонационные навыки Общее кол-во часов теория практика
сольфеджирование4 0,5 3,5
Воспитание чувства метроритма 4 1 3
Воспитание музыкального восприятия(анализ на слух) 2 1,5 0,5
Воспитание творческих навыков 2 0,5 1,5
Теоретические сведения 5,5 3 2,5
ИТОГО: 17,5 6,5 11
1 год обучения (I модуль)
Чет-верть№ Темы и содержание занятий.
Кол-во часовI 1. Высокие и низкие звуки. Поступенное движение. Звукоряд. Мажор и минор. Характер музыки. Ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ. 4
2. Ноты 1-й октавы. Длительности нот. Четверти и восьмые (ноты и паузы). Правописание штилей. Темп и динамические оттенки. 4
3. Устойчивость и неустойчивость. Тоника. Вводные звуки. Т53. 2
4. Сильные и слабые доли. Метр. Половинная нота и пауза. 2
5. Размер 2/4. Тактовая черта. Дирижирование. 2
II 6. Гамма. До Мажор. Нота до второй октавы. Ступени устойчивые и неустойчивые. Си малой октавы. 2
7. Полутон. Тон. Диез. Бемоль. Строение мажорной гаммы. 2,5
8. Соль Мажор. Ноты ре-соль2. Фа-диез при ключе. Понятие тетрахорда. 1
9. Ре Мажор. Фа-диез и до-диез при ключе. 1
10. Фа Мажор. Си-бемоль при ключе. 1
11. Си-бемоль Мажор. Си-бемоль и ми-бемоль при ключе. 1
12. Транспонирование на тон вверх и вниз. 2
III 13. Размер 3 /4. Половинка с точкой. 1
14. Дирижирование в размерах 2/4 и 3/4. 1
15. Затакт в размерах 2/4 и 3 /4 (четверть или восьмая). 2
16. Понятие интервала. Итальянские названия. Ступеневая величина. 2
17. Чистая прима и чистая октава. 2
18. Секунды и терции. 2
19. Чистая кварта и чистая квинта. 2
20. Малая и большая сексты. 2
21. Малая и большая септимы2
IV 22. Нота ля малой октавы. Ля минор. Строение минорной гаммы. 1
23. Параллельные тональности. Ми минор. 2
24. Си-минор1
25. Ре-минор. 1
26. Соль-минор. 1
27. Секвенция. 2
28. Басовый ключ, ноты малой октавы. 2
29. Понятие о мелодии и аккомпанементе. 2
Всего в год: 52,5
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Чет-верть№ Темы и содержание занятий Кол-во часов
I 1. Повторение материала 1 класса: параллельные тональности до двух знаков при ключе. В них: тоническое трезвучие, вводные звуки (в мажоре). В размерах 2/4 и 3/4 пройденные ритмические длительности. Дирижирование в размерах 2/4 и 3/4. 4
2. Ритмическая группа «четыре шестнадцатых» в размере 2/4 и 3/4. 1,5
3. Размер 4/4. Целая длительность. Целая пауза. Дирижирование в размере 4/4. 4
4. Интервал. Определение на слух пройденных интервалов. Тоновая величина интервала. Построение от звука. 4
5. Обращение и разрешение интервалов. 4
II 6. Б53 и М53 от звука. Преобразование минорного трезвучия в мажорное. 2
7. Главные ступени лада. Подбор баса к знакомым песням. 1
8. Трезвучия главных ступеней в мажоре и миноре. Гармоническая доминанта. Подбор гармонического сопровождения (из T53, S53, D53). 3
9. Гармонический и мелодический минор. Бекар. Вводные звуки в миноре. 2
10. Затакт: четверть, две восьмые, восьмая, две шестнадцатые. 2
III 11. Обращения трезвучий. Секстаккорд. T6. Цепочка в пройденных тональностях: T53-T6-S53-T6-T53 3
12. Квартсекстаккорд. T64. Цепочка в пройденных тональностях: T53-T6-T64-D53-T64-T6-T53 3
13. Ля Мажор и фа-диез минор (гаммы, пройденные цепочки). Подбор гармонического сопровождения к музыкальным примерам, используя обращения главных трезвучий. 2
14. Ми-бемоль Мажор и до минор. 2
15. Ритмическая группа «четверть с точкой и восьмая» в размере 2/4, 3/4 и 4/4.. 3
16. Дирижирование в пройденных размерах. 2
IV 17. Аккорды из трех звуков. Трезвучие. Виды трезвучий: Б53, м53, ув.53, ум.53. Построение от звука. 2
18. Обращения трезвучий. Интервальный состав Б6, М6, Б64 и М64. Построение. 4
19. Одноименные тональности. 2
20. Анализ музыкальных примеров (особенности мелодии, ритмического рисунка, формы). 2
Всего в год: 52,5
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Чет-верть№ Темы и содержание занятий Кол-во часов
I 1. Повторение материала 2 класса: тональности до трех знаков включительно. В них: гаммы, вводные звуки, трезвучия главных ступеней. Подбор гармонического сопровождения к мелодии. Двухдольный метр. Ритмические группы в размерах 2/4 и 4/4. Дирижирование. 6
2. Ритмические группы «восьмая и две шестнадцатых» и «две шестнадцатых и восьмая» в размере 2/4. 1
3. Трехдольный метр. Размер 3/4. Ритмические группы в размере 3/4, включая ритмические группы «восьмая и две шестнадцатых» и «две шестнадцатых и восьмая». 2
4. Размер 3/8. Ритмические группы в размере 3/8. Дирижирование в трехдольных размерах. 3
II 5. Повторение всех пройденных интервалов (названия, обозначения, определение их на слух). 4
6. Ступеневая и тоновая величина интервалов. Построение чистых, малых и больших интервалов от звука. Разрешение интервалов в ладу. 4
7. Тритон. Построение от звука. Определение увеличенных и уменьшенных интервалов. 3
8. Обращение интервалов. 2
9. Пунктирный ритм. 2
III 10. Трезвучия главных ступеней лада. Обращение тонического трезвучия. Пройденные аккордовые последовательности в пройденных тональностьях. 3
11. Аккорды из четырех звуков. Септаккорд. 2
12. D7 в мажоре и гармоническом миноре. Цепочка аккордов в пройденных тональностях: T53-T6-T64-D53-D7-T53(н) 4
13. Построение аккордов от звука (трезвучий, обращений трезвучий, D7). 3
14. Ми Мажор и до-диез минор (3 вида мажора и минора, вводные звуки, пройденные цепочки аккордов). 2
15. Ля-бемоль Мажор и Фа минор (3 вида мажора и минора, вводные звуки, пройденные цепочки, D7). 2
IV 16. Анализ на слух всех пройденных интервалов (включая тритон) и аккордов. 3
17. Период, предложение. Каденция. Анализ музыкальных примеров из учебника по сольфеджио. 1
18. Трехчастная форма, реприза. 1
19. Подбор аккомпанемента к пройденным песням.
Подготовка к экзамену:
-пение гамм – нат., гарм., мелод.;
-построение и пение аккордов с разрешением в прпойденных тональностях, последовательности аккордов;
-построение и пение интервалов, определение на слух;
-пение и анализ музыкальных примеров;
-чтение с листа;
-повторение всех пройденных ритмических групп;
-запись диктантов;
-повторение теоретического материала.
4,5
Всего в год: 52,5
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ (II модуль)
Чет-верть№ Темы и содержание занятий Кол-во часов
I 1. Повторение материала 3 класса: мажорные и минорные тональности до четырех знаков включительно. В них: гаммы (в миноре – 3 вида), вводные звуки, трезвучия главных ступеней. Подбор к мелодии гармонического сопровождения. 4,5
2. Обращения трезвучий главных ступеней. Построение в тональности. Аккордовая последовательность: T53-S64-T53-D6-T53 3
3. Ритмическая группа восьмая с точкой и две шестнадцатых в размерах 2/4, 3/4, 4/4. 2
4. Триоль. 2
II 5. Повторение всех пройденнных интервалов (названия, обозначения, ступеневая величина, определение их на слух). 4
6. Тритон. Построение тритонов от звука. Уменьшенная квинта и увеличенная кварта. Акустическое восприятие. 2
7. Тритоны в мажоре и гармоническом миноре на VII и IV ступенях. 2
8. Ум.7 и ув 2 в гармоническом миноре. 2
9. Построение и пение тритонов в пройденных тональностях. 2
10. Уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора и на VII повышенной ступени гармонического минора. 2
III 9. Септаккорды. Доминантсептаккорд в тональности( повторение) .Обращения Д7. Построение и разрешение в пройденных тональностях. Аккордовая последовательность: T53-T6-T64-D53-D7-T53(н) 4
10. Построение D7 и его обращений от звука и разрешение в одноименные тональности. 4
11. Вводные септаккорды в тональности. Построение и разрешение в пройденных тональностях. Аккордовая цепочка:
T53-МVII7-T53 (для мажора)
T53- ум.VII7- T53 (для минора) 4
12. Построение вводных септаккордов от звука и их разрешение в одноименные тональности. 3
13 Работа в размерах 2/4, 3/4, 4/4. 1
14. Синкопа: восьмая-четверть-восьмая. 1
15. Работа в размере 3/8. 1
16. Размер 6/8. 2
IV 17. Си Мажор и соль-диез минор. 2
18. Ре-бемоль Мажор и си-бемоль минор. 1
19. Гармонический мажор (повторение). 1
20. Мелодический мажор ( повторение).Подготовка к экзамену. 3
Всего в год: 52,5
5год обучения
Название темы Количество уроков
I четверть
1. Тональность. Кварто-квинтовый круг. Параллельные, одноименные тональности, Переменный лад. 3
2. Разрешение неустойчивых ступеней, опевания. Секвенция. Транспонирование. 3
3. Повторение пройденных ритмов в размерах 2/4, ¾, 4/4. Виды минора. 2
4. Интервалы. Разрешение интервалов, обращения. Консонанс, диссонанс. 3
5. Главные трезвучия лада, их обращения в мажоре и гармоническом миноре. 2
6. Доминантсептаккорд с разрешением. 4
7. Тритоны в мажоре и гармоническом миноре. 2
8. Тональности Ре бемоль мажор и Си бемоль минор. 1
II четверть
1. Гармонический мажор. Характерные интервалы. 2
2. Повторение. Ритм «синкопа». 1
3. Вводные септаккорды. 2
4. Доминантсептаккорд и его обращения. Ритм «триоль». 2
5. Пройденные септаккорды. Закрепление. 2
6. Работа над аккордами в ладу 2
7. Контрольный урок. 1
III четверть
1. Тональности Фа# мажор и ре#минор. 1
2. Ладовая альтерация. Проходящие и вспомогательные хроматизмы 1
3. Хроматическая гамма 3
4. Родственные тональности, модуляция, ее виды. 1
5. Модуляция в тональность доминанты и параллельную тональность. 1
6. Модуляции в родственные тональности. Модулирующие секвенции ( для подвинутых групп) 1
7. Диатонические лады народной музыки 1
8. Закрепление пройденного. 3
9. Подготовка к экзамену. 3
IV четверть
Повторение пойденного материала:
-пение гамм – нат., гарм., мелод.;
-построение и пение аккордов с разрешением в прпойденных тональностях, последовательности аккордов;
-построение и пение интервалов, определение на слух;
-пение и анализ музыкальных примеров;
-чтение с листа;
-повторение всех пройденных ритмических групп;
-запись диктантов;
-повторение теоретического материала. 5,5
Всего в год: 52,5
6 класс
№ Тема уроков Кол-во часов
1 четверть
1 Повторение тональностей до 5 знаков. 2
2 Ритмические партитуры в пройденных размерах. 1
3 Трезвучия главных ступеней с обращениями. 2
4 Тритоны в натуральном и гармоническом миноре. 2
5 Увеличенная секунда и уменьшенная септима. 2
6 Уменьшенное трезвучие на II ступени минора. 1
7 Вводные септаккорды. 1
8 Контрольный урок. 1
9 Подбор аккомпанемента с фигурацией аккордов. 1
2 четверть
1 Ритмические группы с синкопами и залигованными нотами. 1
2 Ритмические партитуры с синкопированными ритмами. 1
3 Доминантсептаккорд с обращениями в мажоре. 3
4 Доминантсептаккорд с обращениями в гармоническом миноре. 2
5 Гармонический мажор. Тритоны в гармоническом мажоре. 1
6 Контрольный урок. 1
7 Повторение пройденного. 3
3 четверть
1 Квинтовый круг тональностей – повторение. 1,5
2 Ув.2 и ум. 7 в гармоническом мажоре. 2
3 Тональности Фа-диез мажор и ре-диез минор. 1
4 Тональности Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор. 1
5 Энгармонизм тональностей с 6 знаками. 1
6 Аккорды гармонического мажора. 2
7 Двухголосное пение. 1
8 Переменный размер. 1
9 Контрольный урок. 1
10 Повторение пройденного. 3
4 четверть
1 Повторение пройденного материала 3
2 Пение последовательностей аккордов в гармонических ладах. 1
3 Период. Модуляции и отклонения. 1
4 Модуляции и отклонения – закрепление. 1
5 Пентатоника. 1
6 Повторение и закрепление пройденного материала. 4
7 Контрольный урок. 1
8 Пение с аккомпанементом.
1
Всего в год 52,5
7 класс
№ Тема уроков Кол-во часов
1 четверть
1 Повторение материала 6 класса. 2
2 Ритмические упражнения с синкопами. 1
3 Три вида мажора. 2
4 Лады народной музыки. 2
5 Пентатоника мажорного и минорного наклонения. 1
6 Характерные интервалы ув.2 и ум.7– закрепление. 2
7 Характерные интервалы ум.4 и ум.5. 2
8 Контрольный урок. 1
9 Пение с аккомпанементом. 1
2 четверть
1 Размеры 3/2 и 6/4. 1
2 Септаккорд II ступени. 1
3 Хроматизм. Проходящий и вспомогательный. 2
4 Правописание хроматической гаммы. 2
5 Обращения интервалов и аккордов. 3
6 Контрольный урок. 1
7 Построение интервалов и аккордов от звука. 2
3 четверть
1 Простые, сложные, смешанные размеры. 1
2 Ритмические партитуры. 1
3 Квинтовый круг тональностей. 1
4 Родственные тональности. 1
5 Модуляция в родственные тональности. 1
6 Простые и составные интервалы. 1
7 Тональности с 7 знаками. 1
8 Энгармоническое равенство тональностей. 1
9 Контрольный урок. 1
10 Повторение пройденного. 3
4 четверть
Подготовка к выпускному экзамену 1 Виды трезвучий. Трезвучия с обращениями вне лада. 2
2 Доминантсептаккорд с обращениями и разрешениями. 2
3 Вводные септаккорды с разрешением. 1
4 Двухголосное пение. 1
5 Повторение всех пройденных интервалов 1
6 Повторение всех пройденных аккордов 1
7 Сольфеджирование1
8 Повторение пройденного.
8,5
Всего в год: 52,5
Годовые требования
Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы: • Вокально -интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа; • Воспитание чувства метроритма; • Воспитание музыкального восприятия ( анализ на слух); • Музыкальный диктант; • Воспитание творческих навыков; • Теоретические сведения.
В результате освоения предмета учащийся должен знать: основы музыкальной грамоты, первичные теоретические знания, в том числе профессиональную музыкальную терминологию, основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани и др.
В результате освоения предмета учащийся должен уметь: применить полученные теоретические знания, уметь сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки, уметь построить их, подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, уметь транспонировать музыкальный материал в объеме пройденного материала.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения выпускник должен овладеть: основами музыкальной грамоты, навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве.
К концу обучения ученик должен уметь использовать полученные знания в практической деятельности
Подготовительный класс
В конце учебного года проводится экзамен, в основе которого лежит соединение коллективных и индивидуальных форм опроса.
Такая форма проведения экзамена дает возможность ребенку, который находится в привычных для него условиях, чувствовать себя свободно и комфортно и в полной мере раскрыть свои способности, а также продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения.
Примерные требования к концу учебного года:
1. Спеть одну из пройденных в году песен с аккомпанементом преподавателя, который обращает внимание на выразительность исполнения, артистичность, эмоциональность, чувство ансамбля, формы.
2. Спеть знакомую песенку со словами или называя ноты, уметь прохлопать и записать ритмический рисунок. Подобрать ее на фортепиано от различных звуков.
3. Определить одну из выученных песен:
а) по ритмическому рисунку;
б) по «столбице»;
в) по ручным знакам;
г) по ее записи.
4. Спеть одну из выученных в году мелодий по нотам или наизусть с дирижированием.
5. Спеть с листа небольшую незнакомую мелодию по нотам:
а) с дирижированием;
б) с отхлопыванием или отстукиванием ритмического рисунка;
в) тактируя (отмечая метрическую пульсацию).
6. Спеть звукоряды гамм до мажор, ре мажор:
а) с дирижированием в размере 2/4 (в продвинутых группах в размере 3/4);
б) различными длительностями по тетрахордам вверх и вниз;
в) ритмически оформленные, с использованием пройденных длительностей;
г) с пропуском одного, двух звуков;
д) спеть устойчивые ступени, тоны, полутоны, опевание устойчивых ступеней, вводные звуки, отдельные ступени.
7. Определить на слух небольшие попевки, включающие: интонационные «модели», пройденные в году, поступенное движение вверх и вниз, опевание устойчивых ступеней.
8. Спеть одну из выученных песен с простейшим аккомпанементом, включающим в себя тоническую квинту, устойчивые ступени, соотношения тоники и доминанты.
9. Пропеть и определить на слух предложенные интервалы, мажорные и минорные трезвучия.
10. Простучать или прохлопать записанный ритмический рисунок, одновременно отмечая метрическую пульсацию.
11. Определить размер записанной мелодии, проставить тактовые черточки.
12. Творческие задания:
а) допеть незаконченную мелодию до тоники;
б) сделать мелодическую или ритмическую импровизацию;
в) спеть ответные фразы к данным с названием нот, на нейтральный слог или со словами.
13. Слуховой анализ.
Определить характер прослушанного музыкального произведения, жанр, лад, размер, темп, повторность фраз, предложений, динамические оттенки и т. д.Понятийное содержание
Клавиатура, клавиши. Звуки высокие, низкие, средние. Октавы. Нотоносец.
Ключи: скрипичный, басовый.
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Ключевые знаки.
Лады: мажор, минор.
Тон, полутон. Строение мажорной гаммы.
Звукоряд, тональность.
Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки.
Устойчивые ступени. Опевание.
Устойчивое, неустойчивое окончание фраз.
Трезвучие мажорное, минорное.
Интервал. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава.
Первый ГОД ОБУЧЕНИЯ (I модуль)
К концу первого года обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками
Вокально-интонационные навыки.
Правильное положение корпуса, выработка правильного дыхания при пении.
Пение:
песен-упражнений, включающих в себя поступенное движение, движение по звукам тонического трезвучия, скачки на тонику и с тоники на V ступень, опевание тоники на слог или с названием нот;
мажорных и минорных гамм вверх и вниз;
ч.1, ч.8, м.2, б.2, м.3,.б.3, ч.5 от звука на слог;
мажорного и минорного трезвучий от звука;несложных канонов (один голос исполняет педагог).
Транспонирование на тон вверх или вниз выученных песен.
Сольфеджирование и пение с листа.
Пение с листа несложных примеров в мажорных тональностях: До, Соль, Фа и Ре с тактированием или дирижированием на 2/4, 3/4 и 4/4.
Метроритм.
Ощущение метра (пульса) в музыке, сильных и слабых долей, двух- и трехдольности.
Повторение данного ритмического рисунка (слогами, хлопками или по таблице).
Восьмая, четверть, половинная, половинная с точкой, целая длительности. Восьмая, четвертная, половинная, целая паузы.
Тактирование под музыку. Дирижирование на 2/4, 3/4 и 4/4.
Анализ на слух.
Определение на слух:
характера музыки и средств выразительности, в том числе лада, темпа, регистра, двух- и трехдольного метра, долгих и коротких длительностей, динамических оттенков, штрихов;
особенности мелодического рисунка: направление движения (восходящее, нисходящее, опевание), характер движения (поступенное, через звук, по трезвучию, скачок), устойчивости и неустойчивости;
интервалов: ч.1, ч.8, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7; мажорного и минорного трезвучий.
Музыкальный диктант.
Подготовительные упражнения: запоминание мелодии и пропевание ее на слог, запись ранее выученных мелодий.
Ритмические диктанты в объеме 4 тактов.
Письменные диктанты в размерах 2/4 и 3/4, с использованием восьмых, четвертных и половинных длительностей (в конце фраз), после подробного разбора, в объеме 4 тактов.
Творческие навыки.
Допевание мелодии до тоники на слог.
Умение подобрать бас к мелодии из предложенных звуков.
Теоретические сведения.
Понятия:
лад, мажор, минор;
регистры, октавы;
скрипичный и басовый ключи;
знаки альтерации: диез и бемоль. Ключевые знаки;
устойчивые и неустойчивые звуки, тоника тоническое трезвучие, аккорд;
ступени лада, цифровое обозначение ступеней;
тон-полутон, гамма, строение мажорной и минорной гаммы;
интервал, ступеневая величина интервала;
темп, размер, таковая черта, сильная и слабая доли, затакт, пауза;
транспонирование;
мелодия, аккомпанемент;
секвенция, канон.
Ноты: от Соль малой октавы до ля второй октавы в скрипичном ключе. Ноты малой октавы в басовом ключе.
Тональности До, Соль, Ре, Фа Мажор; ля, ми, ре минор.
Длительности и паузы: восьмая, четвертная, половинная, целая. Размеры 2/4 и 3/4. Половинная с точкой в размере 3/4. Дирижирование на 2/4 и 3/4.
Интервалы: ч.1, ч.8, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7 (ступеневая величина).Мажорное и минорное трезвучия, тоническое трезвучие (построение и пение).
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
К концу второго года обучения дети должны обладать следующими знаниями, умением, навыками:
Вокально-интонационные навыки.
Пение:
- ступеневых упражнений, включающих в себя поступенное движение, движение по звукам тонического трезвучия, скачки: I-V, V-I, III-I, V-III, на VII ступень с последующим разрешением в тонику, опевание устойчивых ступеней. Например:
I – II – III – I↑ –V↓ – I↑
I – III – V – IV - VI – VII – I и.т.п;
мажорных и минорных гамм (три вида минора);
мажорного и минорного трезвучий;
пройденных интервалов на ступенях лада с названием нот, от звука – на слог;
простейших секвенций, включающих поступенное движение и движение по звукам трезвучия.
Сольфеджирование и пение с листа.
Пение:
выученных несложных песен со словами и с названием нот, с сопровождением и без сопровождения, выученных мелодий в пройденных тональностях с дирижированием;
с листа несложных примеров в мажорных и минорных тональностях до двух знаков при ключе включительно с дирижированием или тактированием;
чередование пения вслух и про себя, поочередное пение по фразам;
Транспонирование выученных песен в пройденные тональности.
Метроритм.
Повторение данного ритмического рисунка на слоги.
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Продолжение работы в размерах 2/4, 3/4 и 4/4. Пройденные ритмические длительности и их сочетания в этих размерах.
Дирижирование в размерах 2/4, 3/4 и 4/4.
Освоение новых ритмических групп: «четыре шестнадцатых», «четверть с точкой и восьмая».
Ритмические остинато, каноны.
Ритмический диктант.
Анализ на слух.
Определение на слух и осознание:
характера музыки, средств выразительности: лада (мажор и минор трех видов), переменного лада, размера, темпа, основных ритмических длительностей и групп и др. в прослушанном произведении;
мелодических оборотов (тип движения, направление);
мажорного и минорного трезвучий;
пройденных интервалов в гармоническом и мелодическом звучании.
Музыкальный диктант.
Устные диктанты с предварительным разбором.
Ритмические диктанты в пройденных размерах на пройденные ритмические группы.
Письменные диктанты с разбором в размерах 2/4 и 3/4, 4/4 в объеме 4-8 тактов, включающие затакт.
Творческие навыки.
Досочинение мелодии на слог (второй фразы).
Сочинение мелодии на заданный ритм или текст.
Сочинение ритмического остинато к пройденным мелодиям.
Подбор баса к мелодии из предложенных звуков (аккомпанемента из предложенных аккордов).
Теоретические сведения.
Понятия:
параллельные тональности, переменный лад, тетрахорд, бекар;
натуральный, гармонический и мелодический минор, вводные звуки в гармоническом миноре;
главные ступени (тоника, субдоминанта и доминанта) и главные трезвучия лада;
ступеневая и тоновая величина интервалов;
обращение и разрешение интервалов;
обращение трезвучия, секстаккорд, квартсекстаккорд.
мотив, фраза, секвенция.
Тональности: До, Соль, Ре, Ля, Фа, Си-бемоль, Ми-бемоль Мажор; ля, ми, си, фа-диез, ре, соль, до минор (три вида).Ритмические длительности: «четыре шестнадцатых», «четверть с точкой и восьмая».
Затакт «восьмая» и «две восьмые».
Все большие малые и чистые интервалы в пределах октавы (построение в тональности и от звука).
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
К концу третьего года обучения дети должны обладать знаниями,умением,навыками:
Вокально-интонационные навыки.
Пение:
мажорных и минорных гамм (три вида минора);
в пройденных тональностях устойчивых и неустойчивых звуков с разрешением, вводных звуков в мажоре и миноре, тонического трезвучия с обращениями, D7;
в мажоре и миноре гармонических оборотов, включающих тоническое трезвучие с обращениями, S53, S64, D53, D6, D7;
пройденных интервалов от звука вверх и на ступенях гамм;
диатонических секвенций с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов.
Сольфеджирование и пение с листа.
Пение:
в пройденных тональностях песен на новые мелодические и ритмические рисунки, включающих интонации пройденных интервалов;
с листа мелодий в пройденных мажорных и минорных тональностях, с движением по звукам тонического трезвучия и его обращений, включающих интонации пройденных интервалов, ранее пройденные ритмические группы;
разучивание и пение по нотам двухголосных песен, канонов.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Метроритм.
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей и ритмических групп.
Работа с новыми ритмическими группами: «восьмая и две шестнадцатых», «две шестнадцатых и восьмая», пунктирный ритм («восьмая с точкой и шестнадцатая»).
Затакты: «три восьмых», «две восьмых», «одна восьмая».
Шестнадцатая пауза.
Работа в размерах 3/4, 4/4, 3/8.
Исполнение ритмических канонов, остинато, двухголосия.
Ритмические диктанты.
Анализ на слух.
Определение на слух и осознание:
в прослушанном произведении: характера, жанровых особенностей, структуры, лада (включая переменный), размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков, гармонии (по возможности), интервалов, аккордов;в мажоре и миноре мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений, опевание устойчивых ступеней и др.;
пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании;
пройденных гармонических оборотов (для подвинутых групп).
Музыкальный диктант.
Различные формы устного диктанта.
Запись выученных мелодий.
Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы, в размерах 2/4, 3/4,3/8, 4/4, затакты, четвертные и восьмые паузы.
Творческие навыки.
Сочинение мелодий на заданный ритм, текст, ответного предложения в параллельной тональности, вариантов фразы, мелодий различного жанра, подголосков к мелодии.
Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям из главных трезвучий лада.
Теоретические сведения.
Понятия:
увеличенные и уменьшенные интервалы, тритон;
интервальный состав аккорда;
септаккорд, доминантсептаккорд;
трехчастная форма, реприза;
период, предложение, каденция.
Тональности мажорные и минорные до четырех знаков при ключе.
Ритмические группы: «восьмая и две шестнадцатых», «две шестнадцатых и восьмая», пунктирный ритм («восьмая с точкой и шестнадцатая») в размерах 2/4, 3/4, 4/4; «три восьмых», «четверть и восьмая», «четверть с точкой» в размере 3/8.
Построение и проигрывание на фортепиано:
мажорных и минорных гамм (три вида минора);
пройденных интервалов в тональности и от звука вверх;
тритона от звука (без разрешения);
в мажоре и миноре трезвучий главных ступеней с обращениями, D7 с разрешением;
от звука четыре вида трезвучий (Б.53, м.53, ув.53, ум.53), а также Б.6, м.6, Б.64, м.64, D7 с разрешением в одноименные тональности.
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (II модуль)
К концу четвертого года обучения дети должны обладать знаниями, умением, навыками:
Вокально-интонационные навыки.
Пение:
мажорных и минорных гамм (три вида минора);
в пройденных тональностях опевание устойчивых звуков, тонического трезвучия с обращениями, D7, уменьшенное трезвучие на VII ступени и вводные септаккорды с разрешением;
в мажоре и гармоническом миноре гармонических оборотов, включающих тоническое трезвучие с обращениями, S53, S64, D53, D6, D64, D7, уменьшенное трезвучие на VII ступени и вводные септаккорды;
пройденных интервалов втональностях и от звука вверх;
тритоны на VII и IV ступенях мажора и гармонического минора (уменьшенная квинта - как опевание нижней тонической терции, пение начинать с разрешения);
диатонических секвенций с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов.
Сольфеджирование и пение с листа.
Пение:
в пройденных тональностях песен на новые мелодические и ритмические рисунки, пройденные интервалы;
с листа мелодий в пройденных мажорных и минорных тональностях, с движением по звукам тонического трезвучия и его обращений, включающих интонации пройденных интервалов, ранее пройденные ритмические группы;
разучивание и пение по нотам двухголосных песен, канонов.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Метроритм.
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей.
Ритмические группы: триоль, синкопа «восьмая-четверть-восьмая».
Продолжение работы в пройденных размерах, размер 6/8.
Исполнение ритмических канонов, остинато, двухголосия.
Ритмические диктанты.
Анализ на слух.
Определение на слух и осознание:
в прослушанном произведении: характера, жанровых особенностей, структуры, лада (включая переменный), размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков, гармонии (по возможности), интервалов, аккордов;в мажоре и миноре мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений, опевание устойчивых ступеней и др.;
пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, включая тритоны;
пройденных аккордов (мажорного и минорного трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов, уменьшенного трезвучия, доминантсептаккорда, вводных септаккордов;
пройденных гармонических оборотов (для продвинутых групп).
Музыкальный диктант.
Различные формы устного диктанта.
Запись выученных мелодий.
Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4-8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы, в размерах 2/4, 3/4,3/8, 4/4, 6/8, затакты, четвертные и восьмые паузы.
Творческие навыки.
Сочинение мелодий на заданный ритм, текст, ответного предложения в параллельной тональности, вариантов фразы, мелодий различного жанра, подголосков к мелодии.
Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям из главных трезвучий лада.
Теоретические сведения.
Понятия:
тритон, увеличенная кварта и уменьшенная квинта;
уменьшенная септима и увеличенная секунда в гармоническом миноре;
вводный септаккорд;
Д7 и его обращения;
триоль, синкопа;
гармонический и мелодический мажор (для подвинутых групп).
Тональности мажорные и минорные до пяти знаков при ключе.
Ритмические группы: «четверть с точкой и две шестнадцатые», триоль, синкопа.
Размер 6/8.
Построение и проигрывание на фортепиано:
мажорных и минорных гамм (три вида минора);
пройденных интервалов в тональности и от звука вверх;
тритонов в тональности с разрешением;
в мажоре и миноре трезвучий главных ступеней с обращениями, D7, М.VII7, ум. VII7 с разрешением;
от звука четыре вида трезвучий (Б.53, м.53, ув.53, ум.53), а также Б.6, м.6, Б.64, м.64, D7 и ум. VII7 с разрешением в одноименные тональности. ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вокально-интонационные навыки
Пение:
Гамм до 7 знаков;
В пройденных тональностях Д7 с обращениями, вводных септаккордов, последовательностей из интервалов и аккордов.
Сольфеджирование и пение с листа
Пение:
Мелодий с элементами хроматизма и модуляции;
Транспонирование выученных мелодий, с листа мелодий в пройденных тональностях;
Синкопы междутактовые и внутритактовые.
Ритмические группы:
Воспитание чувства метроритма
В размерах: 2/4, 3/4 , 4/4,6/8 пройденные длительности.
Ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием пройденных ритмов.
Ритмические диктанты.
Воспитание музыкального восприятия
Анализ на слух
Осознание:
Характера, лада, формы, функций аккордов, в прослушанном произведении или отрывке, обращений мажорных и минорных трезвучий,Д7 с обращениями, вводных септаккордов, уменьшенного трезвучия от звука,интервалов от звука.
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант в пройденных тональностях .Размеры – все пройденные.
Длительности:
Воспитание творческих навыков
Сочинение:
-Мелодий различного характера, жанра.
-мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов.
Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям.
Теоретические сведения
Понятия:
Гармонический мажор (для подвинутых групп)
Квинтовый круг тональностей;
Период, предложение, каденция;
Альтерация, хроматизм, модуляция, имитация.
Тональности: мажорные и минорные до 7 знаков в ключе.
Ритмические группы:
В размерах: 2/4, ¾, 4/4; ритмические группы:
И другие в размере 6/8.
Переменный размер.
Интервалы.М7 на VII в мажоре, ум 7 на VIIступени в гармонических ладах, тритоны, характерные интервалы.
Аккорды: обращения трезвучий главных ступеней;
Уменьшенное трезвучие на VII ступени;
Д 7 с обращениями;
Обращения Д 7 от звука с разрешением.
Буквенные обозначения звуков, тональностей.
Результатом 5-летнего обучения является выпускной экзамен, на котором выявляются знания, умения и способности учащегося.
1. Письменно(1,5часа)-диктант (8 тактов)в тональности с 4-5 знаками) для подвинутых с альтерацией и хроматизмами.
2.Устно (1,5часа) ответ по билету:
-пение гаммы (мажор, 3 вида минора)
-пение аккордовой последовательности (предварительно построить)
-пение нескольких интервалов и аккордов от звука
(предварительно построить).
-сольфеджирование мелодии с дирижированием наизусть
-определение на слух интервалов, аккордов
-теоретический вопрос
(смотрите в конце раздела 5 класс)
6 КЛАСС
Вокально-интонационные навыки
Вокально-интонационные навыки
Пение:
Гамм до 7 знаков;
В пройденных тональностях Д7 с обращениями, вводных септаккордов, последовательностей из интервалов и аккордов.
Сольфеджирование и пение с листа
Пение:
Мелодий с элементами хроматизма и модуляции;
Транспонирование выученных мелодий, с листа мелодий в пройденных тональностях;
Синкопы междутактовые и внутритактовые.
Ритмические группы:
Воспитание чувства метроритма
В размерах: 2/4, 3/4 , 4/4,6/8 пройденные длительности.
Ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием пройденных ритмов.
Ритмические диктанты.
Воспитание музыкального восприятия
Анализ на слух
Осознание:
Характера, лада, формы, функций аккордов, в прослушанном произведении или отрывке, обращений мажорных и минорных трезвучий,Д7 с обращениями, вводных септаккордов, уменьшенного трезвучия от звука,интервалов от звука.
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант в пройденных тональностях .Размеры – все пройденные.
Длительности:
Воспитание творческих навыков
Сочинение:
-Мелодий различного характера, жанра.
-мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов.
Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям.
Теоретические сведения
Понятия:
гармонический мажор;
характерные интервалы;
пентатоника;
переменный размер.
Тональности мажорные и минорные до 7 знаков.
Интервалы: все диатонические интервалы в пройденных тональностях и от звука вверх и вниз; ув. 4 на VI ступени и ум. 5 на II ступени в гармоническом мажоре и миноре, ув.2 а ум. 7 в гармоническом мажоре и миноре.
Обращения Д7 с разрешением в мажоре и гармоническом миноре; уменьшенное трезвучие на II ступени в миноре и гармоническом мажоре; субдоминантовое трезвучие с обращениями (минорная субдоминанта в гармоническом мажоре), уменьшенный септаккорд в гармоническом миноре и гармоническом мажоре на VII ступени.
Проигрывание на фортепиано:
выученных мелодий в пройденных тональностях;
интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
интервалов и аккордов от звука.
Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в нотном тексте.
7 класс
Вокально-интонационные навыки
Пение:
Гамм до 7 знаков;
В пройденных тональностях Д7 с обращениями, вводных септаккордов, последовательностей из интервалов и аккордов.
Сольфеджирование и пение с листа
Пение:
Мелодий с элементами хроматизма и модуляции;
Транспонирование выученных мелодий, с листа мелодий в пройденных тональностях;
Синкопы междутактовые и внутритактовые.
Ритмические группы:
Воспитание чувства метроритма
В размерах: 2/4, 3/4 , 4/4,6/8 пройденные длительности.
Ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием пройденных ритмов.
Ритмические диктанты.
Воспитание музыкального восприятия
Анализ на слух
Осознание:
Характера, лада, формы, функций аккордов, в прослушанном произведении или отрывке, обращений мажорных и минорных трезвучий,Д7 с обращениями, вводных септаккордов, уменьшенного трезвучия от звука,интервалов от звука.
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта.
Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант в пройденных тональностях .Размеры – все пройденные.
Длительности:
Воспитание творческих навыков
Сочинение:
-Мелодий различного характера, жанра.
-мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, аккордов.
Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям.
Теоретические сведения
Понятия:
родственные тональности;
модуляция в родственные тональности;
параллельные, одноименные и энгармонически равные тональности;
хроматическая гамма;
смешанный размер.
Тональности — все употребительные. Мажор натуральный и гармонический, минор трех видов.
Общие сведения о семиступенных диатонических народных ладах (ознакомление на музыкальном материале).
Правописание мажорной и минорной хроматической гаммы, вспомогательных и проходящих хроматических звуков.
Ритмические группы и размеры — все пройденные. Группировки в смешанных размерах.
Интервалы: все пройденные, диатонические на ступенях лада и от звука вверх и вниз; ув.2 и ум.7, ув.4 на IV и VI ступенях, ум.5 на VII и 2 ступенях в мажоре и миноре, а также с разрешениями от звука (четыре разрешения каждого тритона); ум.4 и ув.5 в гармоническом мажоре и миноре.Аккорды: трезвучия главных ступеней с обращениями; уменьшенное трезвучие на VII и II ступенях в мажоре и миноре, а также от звука с разрешениями; Д7 с обращениями в пройденных тональностях и от звука с разрешениями;
Проигрывание на фортепиано:
выученных мелодий в пройденных тональностях;
пройденных интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
интервалов и аккордов от звука.
Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в нотном тексте.
Знание основных музыкальных терминов.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль.
Постоянная фронтальная работа со всей группой позволяет педагогу опрашивать всех учащихся в ходе урока. Такие формы работы как диктант, слуховой анализ и пение с листа осуществляются практически на каждом уроке, педагогом выставляются текущие оценки. В I классе четвертные оценки выставляются в основном по текущим оценкам.
Промежуточный контроль.
Разновидностями промежуточного контроля являются контрольные уроки и зачеты. В конце каждой четверти возможно проведение контрольной работы, которая позволит проверить общий уровень подготовленности учащихся и подвести итоги обучения и развития учащихся.
Начиная со 2 класса, объем теоретических сведений увеличивается. Учащиеся начинают осознавать интервалы и аккорды не только на слух, но и теоретически (тоновую величину интервалов, интервальный состав аккордов и др.) Поэтому периодически необходим более подробный индивидуальный опрос учащихся в связи с проверкой знаний по какой-либо теме или разделу курса в устной или письменной форме. Эту проверку удобно осуществлять в виде зачета по определенной теме после ее прохождения или закрепления.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена.
Критерии оценки
При оценке результатов первоклассников учитывается не столько то, как ребенок справился с программой, сколько то, как он «вырос» за год по отношению к самому себе. Принимается во внимание старательность ребенка, его отзывчивость на музыкальные слуховые впечатления, а также активность в ходе урока. Оценки, выставляемые за уроки, а также за четверть и за год – «4» и «5».
В последующих классах оценка должна быть объективной – то есть отражать реальные результаты обучения ребенка. Однако, поощрение инициативности, работоспособности, старательности, проявляемой учащимся при выполнении того или иного задания по-прежнему является необходимым. Оценки за четверть и за год –«5», «4» и «3»(в редких случаях).
5.Методическое обеспечение учебного процесса
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Подготовитльный класс
1. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио. М., 1966.
2. Вопросы методики воспитания слуха / Редакция А. Островского. Л., 1967.
3. Воспитание музыкального слуха / Редакция А. Агажанова. М., 1974.
4. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
5. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ. М., 1986.
6. Домогацкая И. Методика проведения отбора детей в группы раннего эстетического развития. М.: Гриф-Фонд, 1994.
7. Запорожец А. Детская психология. М., 1964.
8. Кэрол Флэнк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Центр общечеловеческих ценностей. М., 1993.
9. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. Ю.Одоевский В. Музыкальная грамота / Музыкально-критическое наследие.
М., 1956.
11. Платонов К. Проблемы способностей. М., 1972.
12. Система детского музыкального воспитания К. Орфа / Редакция Л. Барен-бойма. Л., 1970.
13.Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992. Н.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1961. 15.Торшилова Е. Морозова Т. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. М., 1994.
16. Чистякова М. Психогимнастика. М., 1995.
17. Шеломов Б. Импровизация на уроках сольфеджио. М., 1977.
18. Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. СПб., 1996.
19.Эльконин Д. Психология игры. М., 1978.
Рекомендуемые пособия
1. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. М., 1989.
2. Абелян Л. Песни, танцы, игры, шутки для моей малютки. М., 1990.
3. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., 1991.
4. Андреева М. От примы до октавы: 1 класс. М., 1994.
5. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Вып. 1, 2. М., 1996.
6. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для I—11 классов ДМШ. М., 1996.
7. Барабошкина А. Сольфеджио: 1 класс ДМШ. М., 1988.
8. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию: Школа игры на фортепиано. Вып. 1. Л., 1980.
9. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. М., 1991.
10. Бырченко Т., Франио Г Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., 1991.
11. Вейс П. Ступеньки в музыку. М., 1987.
12.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М., 1984.
13.Дубянская Е. Нашим детям. Л., 1970.
14. Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио. М., 1986.
15. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио для подготовительных отделений: Разработка уроков. Л. 1986.
16. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио для подготовительных отделений: Домашние задания. Л., 1986.
17. Котляревская-Крафт М. Сольфеджио: 1 класс: Разработка уроков. Л., 1989.
18. Котляревская-Крафт М. Сольфеджио: 1 класс: Учебное пособие для классной и домашней работы. Л., 1989.
19. Лаптев И. Оркестр в классе. Вып. I, II, III. М.: Музыка.
20.Лещинская Ф., Пороцкий В. Малыш за роялем. М., 1989.
21.Ляховицкая С. Первые шаги маленького пианиста. Л., 1973.
22.Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем: Сольфеджио для 1 класса ДМШ. Л., 1989.
23.Металлиди Ж. Чудеса в решете. М., 1995.
24.Минина Н. Давайте поиграем: Музыкальный альбом-раскраска для дошкольников. М, 1993.
25. Музыка в детском саду / Составители Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. М., 1985.
26.Перунова Н. Музыкальная азбука. Л., 1990.
27.Серотюк П. Хочу быть баянистом. М., 1995.
28.Сиротина Т. Ритмическая азбука: Музыкальное пособие, 1994.
29.Сиротина Т. Музыкальная азбука. М., 1996.
30.Смирнова Т. Фортепиано: Интенсивный курс. Тетради 1, 2. М., 1992.
31. Тургенева Э, Малюков А. Пианист-фантазер. Ч. I. М., 1990.
Учебные пособия:
Лестница, дидактические плакаты- схемы, музыкально-развивающие игры: «Музыкальное домино», Лото «Метро-ритм» и др.
Сборники с играми: «Азартное сольфеджио» Методическое пособие. Камаева Т. Камаев А. М.: «Доминанта» Владос. 2004. и др.
Музыкальные занимательные диктанты .Для учащихся младших классов ДМШ.Составитель Г.Калинина 2001 г.
Музыкальные занимательные диктанты .Для учащихся старших классов ДМШ. Составитель Г.Калинина 2001 г.
1-7 класс
Методическая литература
Арцишевский Г. Курс систематизированного сольфеджио: учебно-методическое пособие для учащихся 1-7 классов ДМШ. – Москва: Издательство «Советский композитор», 1989. – 160с.
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для I-II классов ДМШ. – Ленинград: Издательство «Советский композитор», 1986. – 80с.
Барабошкина А. Сольфеджио: учебник для 1 класса ДМШ. – Москва: Издательство «Музыка», 1992. – 72с.
Барабошкина А. Сольфеджио: учебник для 2 класса ДМШ. – Москва: Издательство «Музыка», 1996. – 84с.
Васильева К., Гиндина М. Фрейндлинг Г. Двухголосное сольфеджио. 2 издание. – Ленинград: Издательство «Музыка», 1982. – 120с.
Вахромеев
Вахромеев Элементарная теория музыки.
Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио: учебник для 3 класса ДМШ. – Москва: Издательство «Композитор», 1993. – 80с.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио
Давыдова Е. Сольфеджио: учебник для 4 класса ДМШ. – Москва: Издательство «Музыка», 1995. – 112с.
Давыдова Е. Сольфеджио: учебник для 5 класса ДМШ. – Москва: Издательство «Музыка», 1999. – с.
Домогацкая И.Е. Учусь вместе с мамой» /музыкальный альбом в картинках/. – Москва: «Классика ХХI век», 2001. – 54с.
Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ. – Москва, 2001. – 32с.
Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ. Нотное приложение для преподавателей. – Москва, 2001. – 32с.
Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для 1 класса. – Москва, 2000. – 34с.
Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Москва, 2000. – 34с.
Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Москва, 2000. – 34с.
Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для 4 класса. – Москва, 2000. – 34с.
Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для 5 класса. – Москва, 2000. – 34с.
Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для 6 класса. – Москва, 2000. – 34с.
Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для 7 класса. – Москва, 2000. – 34с.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио Ч. I. Одноголосие. – Москва: Издательство «Музыка», 2000. –144 с.
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио Ч. II. Двухголосие. – Москва: Издательство «Музыка», 2000. – 112с.
Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: методическое пособие для ДМШ. – Москва: Издательство «Советский композитор», 1989. – 120с.
Калужская Т. Сольфеджио для 6 класса ДМШ: учебно-методическое пособие. – Москва: Издательство «Музыка», 1988. – 96с.
Калужская Т. Сольфеджио: учебник для 6 класса ДМШ. – Москва: Издательство «Музыка», 2000. – 128с.
Металлиди Ж., Перцовская А. Двухголосные диктанты для III-VIII классов ДМШ. 2 издание. – Ленинград: Издательство «Музыка», 1981. – 96с.
Металлиди Ж., Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. 5 издание. – Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 1997. – 72с.
Поплянская Е. Игровые каноны на уроках музыки. – Москва: «ВЛАДОС», 2002. – 80с.
Середа В.П. Каноны /учебное пособие по сольфеджио для ДМШ и Музыкальных училищ/. – Москва: «Престо», 197. -88с.
Середа В.П. Музыкальная грамота, сольфеджио 6 класс: учебное пособие для учащихся. – Москва: Издательство «Классика XXI век», 2003. – 64с.
Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. 2 издание. – Москва: Издательство «Классика XXI век», 2002. – 48с.
Синяева Л.С. Развитие гармонического слуха. Гармоническое двухголосие в диатонике. – Москва: Издательство «Рутенс», 1995. – 32с.
Слуховой анализ на уроках сольфеджио (IV-VII Кл. ДМШ). Хрестоматия, сост. Шехтман Л.С. – Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 1996. – 78с.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – Москва-Ленинград, 1947. – 336с.
Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – Москва: Издательство «Музыка», 1999. – 128с.
Фридкин Г. Музыкальные диктанты для ДМШ. 5 издание. – Москва: Издательство «Музыка», 1981. – 206с.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я: занимательное чтение с картинками и фантазиями. – Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 1997. – 120 с.
Хрестоматия по слуховому анализу для педагогов и учащихся ДМШ. /Составитель – Романюк А.Ф./ - Москва, 2000. – 92с.
Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха: начальный курс сольфеджио. Ч. I. – Москва: «Методиздат», 2000. – 66с.
Экзаменационные диктанты по сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ. – Москва: «Методиздат», 2000. – 80с.
Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984 г.
.
Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ. – Москва, 2001. –
Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ. Нотное приложение для преподавателей. – Москва, 2001.
Варламова А.,Семченко Л. . Сольфеджио 1,2,3,4,5 кл. ДМШ (пятилетний курс обучения ) М.: «Владос». 2005 г.
Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха М.: «Владос». 2003