Конспект урока по химии на тему: Соли азотной и азотистой кислот


Тема урока: Соли азотной и азотистой кислот.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания об особенных свойствах азотной и азотистой кислот, способах получения их солей и областях применения.
Развивающая: продолжить развивать навыки и умения: выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, проводить эксперимент и применять полученные знания на практике.
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки общения: уметь слушать слышать.
Методы и методические приёмы: самостоятельная работа детей с дополнительной литературой для подготовки сообщений, выполнение лабораторных опытов, текущий контроль знаний с помощью теста.
Оборудование и реактивы:
Плакат по технике безопасности.
Таблицы: «Разложение нитратов при нагревании».
Классификация азотных удобрений.
Тест.
Для демонстрации опыта:
медная проволока,
азотная кислота (конц.),
нитрат серебра,
цинк,
нитрат меди-2,
гидроксид натрия,
хлорид бария,
оксид кальция.
Структура урока:
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
Проверка домашнего задания
Изложение нового материала – беседа с опорой на эксперимент.
Текущий контроль знаний.
Сообщение домашнего задания.
Рефлексия.
ХОД УРОКА
Учебно-воспитательный момент (этапы) урока Цель Методы работы и формы организации познавательной деятельности учащихся.
I. Объявление темы и целей урока
Инструктаж по технике безопасности.«Все соли азотной  кислоты – нитраты, относят к огневзрывчатым веществам. Хранить их  необходимо отдельно от органических и неорганических веществ. Все лабораторные опыты с образованием оксида азота NO2 необходимо проводить в больших пробирках, закрытых ватными тампонами, которые необходимо смочить раствором щёлочи. Азотную кислоту следует хранить  в тёмных склянках. Запомните! Нитраты особенно токсичны».
II. Проверка домашнего задания
У доски работают два учащихся:
1. Получение аммиака, его химические свойства.2. Химические свойства солей аммония, качественная реакция.
Класс в это  время разбирает домашнее задание упр.4.Стр.155.

III. Изложение нового материала
Учитель: Азот образует пять оксидов:

N2O3 – образует азотистую кислоту H NO2и её соли – нитриты.N2O5 – образует азотную кислоту H NO3 и её соли – нитраты.NO2 – образует обе кислоты и их соли Далее учитель объясняет, что H NO3 – очень сильный окислитель, поэтому с металлами реагирует по особому.
Учитель демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с медью и запись уравнения реакции:

Учитель: Ни один из металлов не вытесняет из азотной кислоты водород,  независимо от концентрации. Это и объясняет тем,  что азотная кислота сильный окислитель,  и азот имеет максимальную степень окисления +5. С оксидами, гидросксидами металлов, солями –  кислота проявляет типичные свойства.  Учитель демонстрирует реакции, учащиеся записывают в тетрадях.
Учитель: Какой продукт мы получили в ходе демонстрационного эксперимента.   
Учитель: Какая связь существует  между строением вещества и его свойством, мы узнаем из лабораторного опыта. (Соли нитраты)
Физические свойства нитратов
В две пробирки положили кристаллические нитраты:нитрат бария и нитрат алюминия. В пробирки прилили  два миллилитра дистиллированной воды, помешали стеклянной палочкой. Учащиеся обнаружили, что соли растворяются.
Учитель: Что называют солями?Ученик:  Соли это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов остатка.Учитель: Необходимо построить логическую цепочку:  Вид химической связи ––> тип кристаллической решётки ––> силы взаимодействия между частицами в узлах решётки ––> физические свойстваУченик: Нитраты это соли, ионная связь, следовательно ионная кристаллическая решётка. ионы в узлах удерживаются электростатическими силами.  Нитраты – твёрдые кристаллические вещества, растворимые в воде,  тугоплавки, сильные электролиты.
Химические свойства нитратов
Учащиеся выполняют лабораторную работу.
1. Взаимодействие с металлами, кислотами, солями, щелочами.
Cu (No3)2 +Zn ––> Ag No3 + HCl  ––> Cu (No3)2 + NaOH ––> Ag No3 + BaCl2 ––>
2. Гидролиз  нитратов:
Определить реакцию среды растворов: Al(No3)3 и  Ba(No3)2Записать молекулярные и ионные уравнения возможных реакций с указанием среды.
Специфические свойства нитратов и нитритов
Учитель: Все нитраты при нагревании разлагаются при образовании кислорода. Характер других продуктов реакции зависит от положения металла. которые образует нитрат,  в электрохимическом ряду напряжений.  Учитель обращает внимание учащихся на  электрохимический ряд напряжения металла.  Учитель демонстрирует опыт. Разложение нитрата серебра.Накалить в пробирке,  закрытую тампоном ваты,  смоченным концентрированным раствором щелочи, кристаллики  нитрата серебра.
Учитель: Какие выделились газы? Что осталось в пробирке? Учащиеся: NO2 и O2. Осталось серебро. Учитель: Почему я пробирку закрыла ватным тампоном, который смочила концентрированным раствором щёлочи?Ученик: Выделился оксид азота  No2. Это ядовитый газ, он взаимодействует со щёлочью и обезвреживается.
Учащиеся записывают уравнения в тетрадях, один ученик  у доски

Учитель: Что является качественной реакцией на нитрат – ион HNO3–?  Оказывается, чтобы распознать ион HNO3–   необходимо осуществить  следующее, взаимодействие нитратов с металлической медью в присутствии  концентрированной серной кислоты.
Демонстрация опыта: Качественная реакция на ион HNO3–. В большую сухую пробирку поместить медную пластинку предварительно её,  зачистив, несколько кристалликов KNo3, прилить  концентрированную серную кислоту.  Пробирку закрыть ватным тампоном, смоченным раствором щёлочи и нагреть.
Учитель просит назвать признаки реакции. 
Ученик: В пробирке  бурый пар это –  NO3, появляются зеленоватые кристаллики  нитрата  меди – II.
Ученик записывает уравнения у доски
KNo3 + H2SO4 = KHSO4 + HNO3
Cu0 + 4HN+5O3 =  Cu ( No3)2 + 2N+4O2 + 2H2O
Затем учитель демонстрирует схему уменьшения силы кислот
   H NO3
H2SO4  HCl      H2SO3      H2CO3      H2S    H2SiO3     ––>
   H3PO4
В соответствии с рядом кислот каждая предыдущая кислота может вытеснить из соли последующую.
Затем выступают учащиеся  с сообщениями.
1. Влияние нитратов на окружающую среду на организм человека.
Азот основной  питательный элемент, который влияет на рост вегетативных органов –  стеблей и листьев. Азотные удобрения рекомендуются вносить поздней осенью или ранней весной, так как талые воды смывают половину удобрений. Важно соблюдать нормы и сроки внесения,   вносить  в несколько приёмов. Избыточное употребление азотных удобрений не только ведёт к аккумуляции нитратов в растениях,  но и приводит к загрязнению окружающей среды.  Один из признаков загрязнения водоёма, цветение воды, вызванная буйным размножением водорослей.Для самих растений нитраты безвредны, а для человека и животных опасны.  Смертельная доза для человека 8–15 гр. Многие  растения способны накапливать большое количество нитратов,  например: капуста, кабачки, петрушка, укроп, свекла  во время роста и развития стеблей и листьев А при созревании семян потребление азота практически прекращается Плоды , достигшие полной зрелости, не содержат нитратов.  Попадая в организм человека, часть нитратов всасывается в желудочно-кишечном тракте в неизмененном виде, а другая часть может превращаться в ядовитые нитриты,  аммиак. Признаки небольшого отравления – слабость, головокружение, тошнота.  Первая помощь при отравлении нитратами – обильное промывание желудка, приём активированного угля. Уменьшить вредное влияние нитратов – употребление витамина С: ввести в рацион питания чёрную и красную смородину, другие ягоды и фрукты, в висячих плодах нитратов нет И конечно же зелёный чай.
2. Где применяются нитраты и нитриты.
Нитрат  серебра,  который чернит ткать,  бумагу (ляпис) применяют как противомикробное средство для лечения кожных язв,  прижигания бородавок,  основный  нитрит висмута  назначают внутрь при язвенной болезни желудка и  двенадцатиперстной кишки.  Наружно – в мазях, присыпках при воспалительных заболеваниях кожи. Нитрит натрия  применяют в медицине как спазмолитическое средство. Нитриты применяют в колбасном производстве 7 г на 100 кг. фарша. Нитриты придают колбасе розовый цвет. К тому же присутствие нитритов  необходимо ещё  и по другой причине: они предотвращают развитие микроорганизмов, выделяющих токсические вещества.
IV. Текущий контроль знаний
1. Наиболее прочная молекула:
а) Н2 б) F2в) О2г) N2
2. Степень окисления +3 у азота:
а) NH4NO3;б) Na NO3;в) NO2г) К NO2.
3. Сильные электролиты:
а) азотная кислота б) азотистая кислотав) водный раствор аммиакаг) нитрат аммония
4. Водород выделяется при взаимодействии:
а) Zn + H NO3 =б) Сu + HCI =в) AI + Na OH =г) Zn + H2SO4 =д) Fe + HNO3 =
5. Укажите число ионов в сокращённом ионном уравнении взаимодействии сульфата натрия и нитрата серебра:
а) 1б) 2в) 3г) 4
Ответы: 1 – г, 2 – г, 3 – а, 4 – в, г, 5 – в.
V. Сообщение домашнего задания:
Учебник: Габриеляна – Химия – 9 класс.Параграф – 27. Упр.7. Стр. 155.( Решить задачу ).Сильным ученикам дополнительно: выполнить цепочку превращений:

VI. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?– А можно эти знания применить в повседневной жизни? Подготовить учащихся к активной деятельности на уроке.Проверка усвоения темы «Соли аммония»Сформировать знания об особенных свойствах азотной кислотыПродолжить развивать навыки и умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Продолжить развивать навыки и умения проводить эксперименты и применять полученные знания в практике. Выяснить качественную реакцию на ион Выяснить: как влияют нитраты и нитриты на окружающую среду и организм человека. и их применение.Текущий контроль знаний. Слово учителя.Индивидуальная и фронтальная работыФронтальная работа.Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах Фронтальная работа и индивидуальнаяФронтальная и индивидуальная работа Индивидуальная работаФронтальная работа