Конспект урока по химии на тему Свойства серной кислоты и её солей(9 класс)

Древо науки всеми корнями
связано с практикой



Урок- путешествие
Тема: «Свойства серной кислоты и ее солей »

9 класс


Подготовила: Коваленко Елена Ивановна
учитель химии
МОУ «ВейделевскойСОШ»








Цели урока:
обучающие - изучить химические свойства серной кислоты и ее солей, приобрести навыки в решении расчетных и экспериментальных задач;
развивающие - развивать умения записывать уравнения химических реакций, отражающие свойства кислоты и солей с позиции теории электролитической диссоциации; установить причинно- следственную зависимость между строением, свойствами, применением серной кислоты; конкретизировать знания новыми примерами, данными лабораторных опытов; развить экспериментально-исследовательские и творческие навыки
воспитывающие - способствовать экологическому воспитанию.
Ход урока
I Организационный момент.
Дидактическая задача: создание психологического климата
Учитель: Ребята! Рада всех вас видеть!
Сегодня мы проводим урок в компьютерном классе, давайте вспомним правила техники безопасности.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
А) мотивация
Учитель: Эпиграфом нашего урока будут слова
«Древо науки всеми корнями
связано с практикой» (слайд №1)

III. Актуализация опорных знаний.
Дидактическая задача: повторить знания, необходимые для изучения нового материала.
Прежде чем отправиться в увлекательный мир кислот нам надо сосредоточиться. В связи с этим - химический лабиринт на местах.
Чтобы добраться до финиша, начните прохождение лабиринта с верхней клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжайте путь по стрелке с обозначением «да», если ошибочно, то по стрелке «нет». На столах находятся лабиринты и листки для ответов.
За компьютером задания (диск Химия, 8 класс, курсы «Классы неорганических соединений; 8.1 – кислоты, тренажер и тренажер усложненный).
Сдайте листы с ответами, сохраните ответы в компьютере.
Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Мы уже знакомились с кислотами в 8 классе, дома у творческой группы было задание подготовить презентацию «Кислоты вокруг нас», сейчас мы посмотрим это задание.
IV. Изучение нового материала.
Работать на уроке сегодня мы будем, используя рабочие листы, в которых отражены этапы урока и предложены задания для выполнения.
В славном царстве Химия жили интересные Кислоты, все разные. Все разные, да все особенные. Образуются они все по-разному, и все по-своему. А отправляемся мы с вами в путешествие по славному царству кислотному, в гости к Кислотушке, которая так о себе молвит: «Мои бабушка и дедушка были простыми и добрыми. Она была прекрасной желтоволосой, когда выходила замуж. Воды не любила страх! Если ее выкупать, всегда выходила сухой из воды. Он был из старинного рода, сам легкий, свежий, прозрачный. Она так любила его, что от любви и сгорела. Здесь появился мой батюшка – их сын. Я родилась от его второго брака. Даже вступив во второй брак, он не изменил своего ядовитого характера, хотя и значительно потяжелел. Моя матушка – прозрачная, подвижная, живая. А кто же я?»
Кто же особа, о которой мы говорим, и кто ее родственники?
Ученики отвечают на вопрос и составляют генетический ряд:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] (слайд №2)
Один у доски.
Тема урока: «Свойства серной кислоты и ее солей». (слайд №3).
Мы с вами отправляемся в гости к Кислоте Серной, чтобы лучше узнать о ней и ее деточках.
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
Цели урока: (слайд №4)
изучить свойства серной кислоты и ее солей; приобрести навыки исследовательской работы.

Итак, серная кислота, химическая формула – Н2SO4. Проставляем степени окисления элементов и устанавливаем, что же произошло с серой.
Ученики отвечают, что сера, отдав шесть электронов, приобретает степень окисления плюс шесть, т.е. серная кислота – сильный окислитель.
Учитель. А, следовательно, какие правила техники безопасности надо соблюдать при встрече с ней?
Ученики рассказывают о правилах техники безопасности.

Остановка первая – «Классификационная»

1) Строение молекулы
Послушайте, запомните следующую информацию и заполните таблицу в рабочих листах. (компьютер, диск Химия базовый курс 8 – 9 класс, свойства неорганических веществ, 7. Кислород и сера, 9).

Остановка вторая – «Портретная»

2) Физические свойства
Слушаем информацию (диск Химия базовый курс 8 – 9 класс)

Остановка третья – «Химическая»
Информация и заполняем рабочие листы, дописываем уравнения в ионном виде.
А) Выполните задания по исследованию свойств серной кислоты, предложенные в рабочем листе. Результаты занесите в таблицу.
Б) Послушайте, посмотрите на уравнения химических реакций, отражающие практически все свойства серной кислоты. Занесите в таблицу те, свойства, о которых мы с вами не говорили.
В) Особое свойство концентрированной серной кислоты – гигроскопичность (обугливание бумаги, древесины).
Особенность конц. серной кислоты – она не взаимодействует с железом и алюминием (пассивирует их).

Остановка четвертая – «Практическая»
4) Применение серной кислоты
Послушаем информацию.( диск Химия базовый курс 8 – 9 класс)
А три ученика найдут информацию о соединениях серы в Интернете, а затем нас познакомят с ней.
- Что вы можете добавить?
Ученики. Купоросами в прошлые века называли сульфаты железа(II), меди(II), цинка и некоторых других металлов, содержащие химически связанную «кристаллизационную воду». Железный купорос FеSО47Н2O применяли раньше для лечения чесотки, гельминтоза и опухолей желез, в настоящее время используют для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
Медный купорос CuSO45Н2O широко используют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями растений.
«Глауберова соль» Nа2SO410Н2O была получена немецким химиком И.Р.Глаубером при действии серной кислоты на хлорид натрия, в медицине ее используют как слабительное средство.
«Бариевая каша» BaSO4 обладает способностью задерживать рентгеновские лучи в значительно большей степени, чем ткани организма. Это позволяет рентгенологам при заполнении «бариевой кашей» полых органов определить в них наличие анатомических изменений.
Гипс СаSO42Н2O находит широкое применение в строительном деле, в медицинской практике для накладывания гипсовых повязок, для изготовления гипсовых скульптур.
Назовите вещества, о которых идет речь в загадках. (Загадки слайд № 13)
V.Закрепление
1) Выполнение заданий в рабочих листах, устных упражнений
? 1, 2, 6, 9, 10, 17т, 20т стр. 92-93
2) Решение задач
Вариант 1 – 22т
Вариант 2 – 24т
VI. Рефлексия.(слайд № 14)
Заключительное слово учителя. Спасибо ребята за урок, вы активно работали, надеюсь надолго, запомните информацию, полученную на уроке.


Материалы к уроку:
инструктивные карты, химический лабиринт и др.

Рабочий лист к уроку- исследованию.
«Серная кислота и ее соли»
1. Строение молекулы и физические свойства серной кислоты.
Заполните таблицу:

Молекулярная формула



Характеристика по классификации (характеристика кислотного остатка, основность)


Структурная формула




Плотность


Гигроскопичность


Уравнение диссоциации



2. Химические свойства.
1) исследуйте и опишите свойства серной кислоты как типичного представителя класса кислот, составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, запишите их в таблицу.

Взаимодействие с активными
металлами



Взаимодействие с основными
оксидами



Взаимодействие со щелочами




Взаимодействие с солями




2) приведите примеры солей серной кислоты
- растворимых в воде:_____________________________________
- малорастворимых в воде:__________________________________
- нерастворимых в воде:_______________________________________


Выберите и запишите особые свойства серной кислоты












3. Выполните задание.
1)Подчеркните формулы веществ, с которыми будет реагировать разбавленная серная кислота:
SO2, Al(OH)3, FeO, NaNO3, CaCO3, BaCl2, Cu(OH)2.
Запишите соответствующие уравнения реакций.
2) С помощью какого реактива можно отличить друг от друга два удобрения – КСl и К2SO4? Ответ обоснуйте.
4. Решение расчетных задач.
Вариант 1 - 22т;
Вариант 2 - 24т.7.
Домашнее задание § 19.4 упр. 26
















Критерии опроса учащихся при оценке качества проведённого урока (рефлексия)
Критерий
Качественная оценка урока по данному критерию

Количественная оценка урока по данному критерию


Новизна материала
(Н)

Много новой информации
Мало новой информации

1


0


Доходчивость
(Д)

Материал понятен
Материал непонятен

1
0


Эмоции
(Э)

Интересно
Неинтересно

1
0


Темп
(Т)

Темп нормальный
Темп медленный
Темп быстрый

1
1
0


Прагматичность
(П)

Материал необходим
Материал не нужен

1
0



Подсчитайте сумму баллов.














Химический лабиринт.

1 2 3
FeS2 - пирит нет 22,4 л - молярный да H2SO4 - слабый
объем газа электролит


да нет нет нет да

4 5 6
H2SO4 полу- да окисление - да
чают только отдача электронов SO2 - диоксид
из серы

нет нет да нет

7 8 9
SO2 + O2 =SO3
да катализатор- вещество, да III -низшая
это обратимая ускоряющее хими- валентность
реакция ческую реакцию серы

нет да нет нет


10 11 12
Cl- - является да BaSO4 - да финиш
реактивом желтый
на Ag+ осадок










МОУ «Вейделевская СОШ»

13PAGE 15


13PAGE 14715




серная кислота Заголовок 415