План-конспект урока на тему Классификация химических реакций в неорганической химии
Первый курс урок № 34
Профессия: «Сварщик, ээлектрогазосварщик»
Технический профиль, базовый уровень
План – конспект
Тема: Классификация химических реакций в неорганической химии.
Обучающая цель: систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций. Закрепить имеющиеся знания о типах химических реакций. Научить определять каждый тип химической реакции неорганических веществ. Развивающая цель: продолжить формирование понятие «классификация химических реакций». Развивать умения определять типы реакций и составлять различные типы химических реакций.
Воспитательная цель: Воспитывать познавательную активность и умение делать выводы и работать самостоятельно.
Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, справочники, таблица растворимости, папки «В помощь учащемуся», презентация на тему «Классификация химических реакций в неорганической химии», интерактивная доска, проектор, компьютер.
Базовые понятия и термины: реакция, тип реакций, вещества, обратимость, тепловой эффект, химическое равновесие, молекулы, атомы, индекс, козффициент.
Формы и методы урока: Работа с таблицами демонстрация презентации, рассказ, беседа, работа с карточками и учебником, работа в группах, работа в парах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Интегрирование в процессе обучения:
1 Внутрипредметная связь.
Темы: вещества, химические реакции. Закон сохранения массы веществ.
2. Связь с профессии и специальных дисциплин.
Материаловедение (сварщики): технология сварки, химизм сварочного процесса
3. Связь с общеобразовательными дисциплинами.
Биология: химические процессы в клетках, гидролиз.
Структура урока
Организационный этап .1-2мин
Проверка домашнего задания ..3-5 мин
Актуализация опорных знаний студентов
и мотивация учебной деятельности ..3-5 мин
Систематизация знаний и умений 20 мин
1. Понятие о химических реакциях
2. Принципы классификации
3. Различные типы химических реакций
V. Закрепление и систематизация знаний студентов 10 мин
Домашнее задание 1-2 мин
Подведение итогов урока ...1-2мин
Ход урока.
I. Организационный этап Проверить готовность студентов к работе на уроке, проверка присутствующих.
II. Проверка домашнего задания. (фронтально)
III. Актуализация опорных знаний студентов и мотивация учебной деятельности. выяснение уровня знаний, умений навыков, необходимых для воспроизведения имеющихся знаний.
Фронтальная беседа:
Каково определение понятия «Химическая реакция»?
Какие признаки химических реакций вы знаете?
Что гласит закон сохранения массы веществ?
Какие типы химических реакций вы изучали в школе?
Что общего между всеми химическими реакциями? (образование новых веществ)
I V. Систематизация и обобщение знаний Студенты разбиты на группы по 4 Преподаватель проводит опыты, предварительно, дав задание
Демонстрация опытов:
· Опыт 1. взаимодействие р-ра соляной кислоты с цинком; Опыт 2. Взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди; Опыт 3. прокаливание медной проволоки
Вопросы к студентам: 1. Какие изменения вы наблюдали в результате реакций; 2. Составить уравнения данных химических процессов; 3. Определить тип каждой химической реакции.
Оценивание выполненного задания
Беседа преподавателя: одновременно демонстрируется презентация Вопрос к студентам:
Давайте вспомним, какие ты химических реакций вы ещё знаете, кроме уже названных. (ответы студентов)
Далее преподаватель говорит, что реакции характеризуются ещё и по характеру физических проявлений. Например, если при химических реакциях происходит освобождение части энергии, содержащейся в веществах, это носит название теплового эффекта реакции, по которому можно судить об изменении количества внутренней энергии вещества.
Экзотермические химические реакции характеризуются выделением энергии во внешнюю среду. Эндотермические – поглощением энергии.
Существуют обратимые и необратимые химические реакции. Необратимые химические реакции – это реакции, протекающие в одном направлении до полного превращения реагирующих веществ в продукты реакции.
Например :
Na2SO4 + BaCl2
· BaSO4 + 2NaCl
Необратимая реакция заканчивается тогда, когда полностью расходуется хотя бы одно из исходных веществ. Необратимыми являются реакции горения; многие реакции термического разложения сложных веществ; большинство реакций, в результате которых образуются осадки или выделяются газообразные вещества, и др.
CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2 +2KOH – выпал осадок
Na2CO3 + 2HCl =2NaCl + H2O + CO2 – образовался слабый электролит, который разлагается на воду и углекислый газ.
H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O – образовалась вода – очень слабый электролит.
Обратимые химические реакции – это реакции, одновременно протекающие в прямом и обратном направлениях в одних и тех же условиях.
Например:
H2 + I2 2HI (1)
CaCO3 CaO + CO2 (2)
V. Закрепление и систематизация знаний студентов
Задание: каждой группе даётся по 2-3 уравнения.
арточка 1 (Приложение 7)
1. Cu + O2= CuO (соединения)
2. Al + S = Al2S3
3. NaOH + НСl = NaСl + Н2
4. 2AgBr = Ag + Br2 5. NaOH + HCl = NaCl + H2 6. Н2SO4 + 2 NaOH = Na2SO4+ 2Н2
7. CuSO4+ Fe = FeSO4+ Cu
8. Аl(ОН)3= Аl2О3 + H2
9. Fe + О2 = FeO
10. Ca + H2О =Са(ОН)2+ Н2
11. BaO + H2SO4 = BaSO4+ Н2
12. H2О = О2+ Н2
После проверки корректируются ошибки и выставляются оценки.
О = Н
VI. Домашняя работа
Привести примеры химических реакций различных типов. (4 примера)
VII. Подведение итогов урока
Анализ ответов и выставление оценок
О
15