Донбасс – мой край родной консультация для воспитателей по внедрению в практику работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитательно-образовательной программы «Донбасс – мой край родной» (реализация Государственного образовательного ста


Управление образования администрации города Шахтерска
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего типа №14 «Мир»
Донбасс –
мой край родной
консультация для воспитателей
по внедрению в практику работы
по патриотическому воспитанию дошкольников
воспитательно-образовательной программы
«Донбасс – мой край родной»
(реализация Государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
Подготовила:
методист ДОУ №14 «Мир»
Филиппова И.П.
Детство - ответственный этап в становлении личности, одной из сторон которой выступает морально-нравственная сфера. От выбора содержания, форм и методов психолого-педагогической работы, наполнения развивающей предметно-пространственной среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств – патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны и гордость за свой народ, и свою Родину. Поэтому, учитывая актуальность этой проблемы и требования нормативно-правовых документов образования (Закон ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте дошкольного образования на 2015-2017 г., Типовом положении о дошкольных образовательных организациях, Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики) была разработана программа «Донбасс - мой край родной». Она позволяет объединить усилия семьи, общественности и других организаций, расположенных на территории города в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Программа начинается с пояснительной записки, в которой подчеркивается актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения.
Основная цель программы – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национального и природного наследия родного края.
Для достижения этой цели программой выделены задачи:
Образовательные:
формировать у детей дошкольного возраста представления о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;
формировать экологические знания о природе родного края и о влиянии человека на нее;
формировать краеведческие знания об исторических традициях и культурном наследии родного края;
объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Развивающие:
расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;
развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, критичность мышления;
развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения ее красотой;
воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края;
поддерживать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края;
воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам.
Затем следуют структурированные макросферы, каждая из которых предполагает распределение тем по микросферам:
Макросфера 1. «Донбасс и Русский мир»:
микросфера «Дыхание времен»;
микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»;
микросфера «Секреты русских мастеров»;
микросфера «Летопись народной мудрости».
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»:
микросфера «Человек и закон»;
микросфера «Гражданская позиция»;
микросфера «Мои права и обязанности»;
микросфера «Трудом славен человек»;
микросфера «Учимся жить среди людей».
Макросфера 3. «Донбасс – моя Родина»:
микросфера «Я – житель Донбасса»;
микросфера «Природа Донбасса»;
микросфера «Культура Донбасса».
Все макросферы представлены в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность изучения. В конце каждой микросферы представлены прогнозируемые результаты деятельности.
С целью реализации целей и задач, программа рекомендует использование педагогами в работе следующие технологии:
социоигровые,
портфолио,
информационно-коммуникационные,
проектной деятельности,
здоровьесберегающие,
а также формы работы, такие как:
игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, игры-драматизации, театральные постановки);
конкурсы и викторины;
экскурсии, целевые прогулки;
праздники и развлечения, концерты и музыкальные гостиные, познавательные, физкультурно-музыкальные и спортивно-театрализованные досуги;
создание альбомов, самодельных книг, стенгазет;
проектная деятельность и др.
Программа построена по принципу систематичности и последовательности в обучении, т.е. знания, умения и навыки формируются в определенном порядке, логически связываются и последующие опираются на предыдущие.
Большое внимание уделяется работе с родителями воспитанников, также выделены формы работы с ними.
-174673105556
Сегодня детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольной образовательной организации становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Развивающая предметно-пространственная среда предполагает наличие географических карт, атласов, макетов, альбомов, буклетов, отражающих содержание образовательной программы «Донбасс – мой край родной».
Центр развития читательской культуры дошкольников предполагает наполненность иллюстративным материалом, способствующим развитию у детей сочинительства о родном городе: создание рассказов, стихов и сценариев (по сказкам, легендам, рассказам писателей и поэтов Донбасса).
Центр развития художественно-музыкальной деятельности детей обеспечен аудиозаписями произведений композиторов родного края; элементами национальных костюмов для организации театрализованной деятельности детей.
Примерный перечень материально-технического сопровождения программы:
•дидактические и наглядные пособия;
•современные средства ТСО (интерактивная доска, компьютеры, проектор и т.д.);
•методическая, краеведческая, художественная литература о Донецком крае;
•репродукции и иллюстрации картин донецких художников;
•фотоальбомы «Донецк», «Донецкий край», «Города Донецкого края», «Промышленные предприятия Донецкого края», «Донбасс архитектурный», «Народные промыслы Донбасса», «Художники Донецкого края», «Знаменитые люди Донецкого края», «Памятные места и достопримечательности Донбасса», «Заповедники» и т.д.;•художественная литература по теме: «Донбасские поэты»;
•электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
•аудиозаписи, видеофильмы;
•карты;
•символика городов (районов) Донецкой Народной Республики;
•буклеты, наборы открыток.
В приложении нам рекомендуют материалы для бесед «Выдающиеся деятели Донбасса». Тут перечислены знаменитые жители Донбасса, которые прославили и продолжают прославлять наш родной Донбасс (Береговой Георгий Тимофеевич – летчик-космонавт, Бойко Григорий Филиппович – поэт, Кобзон Иосиф Давыдович - певец), кратко указана автобиография, примерные проекты в рамках программы, где указаны цель, задачи и ожидаемые результаты («Самый лучший город на Земле», «Семейный альбом», «Есть такая профессия – Родине служить»).Рекомендуется перечень патриотических песен для прослушивания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и перечень полезных интернет ресурсов для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.