Презентация по русской литературе на тему «Система образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Выполнила: Сайдахметова Д. Урок в 8 классе по теме «Система образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Тип урока: интегрированный.Цель: Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия. Познакомиться с действующими лицами комедии.Задачи: выяснить суть произведения; анализировать образы героев комедии.Оборудование урока: интерактивная доска с иллюстрациями и картинками героев комедии.Ход урока: 1. Организационный момент.– Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы все готовы к сегодняшнему занятию? Итак, мы с вами будем проходить тему: «Система образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»2. Психологический настрой учащихся.3. Постановка цели и задачи урока. Ход урока: 4. Проверка домашнего задания (знание текста):1. Кто первый предложил «подсунуть» взятку ревизору? (Артемий Филиппович)2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)3. Продолжите фразу: «Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…» (Хлопов)4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)5.Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)6.Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда!Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”?(Осип)7. «Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…» Чьи слова? (Хлестаков)8.Анна Андреевна: «Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери». О ком она говорит? (Хлестаков) Николай Васильевич Гоголь 19 апреля 1836 состоялась премьера «Ревизора» на сцене Александрийского театра в Петербурге, на которой присутствовал Государь Николай Павлович, разрешивший пьесу к постановке и печатанию. За экземпляр «Ревизора», поднесенный Императору, Гоголь получил бриллиантовый перстень. «Ревизор» Учитель: 5. Словарная работа. - Дайте лексическое толкование слову «взятка». (Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. )- Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово «взятка» на просторечие «подсунуть»?- Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся. )- Кто первый предлагает «подсунуть»? (Судья) Цель этих взяток? (Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий) Учитель: 6. Исходя из выше сказанногок какомувыводу можно прийти пообразуГородничего? 7. Вывод по образу Хлестакова:- пустейший и легкомысленный человек;- не упустит того, что плывёт в руки;- способен сыграть любую роль;- самое большое желание – иметь деньги и власть. 8. Явление 5- Читаем 5 явление по ролям. Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (нет. )Явление 6 Прочитать эпизод (где взятку даёт Земляника). - Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих «друзей»? (Земляника последний, его невозможно проверить). - Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков «выпроваживает» гостей.) 9. Подведение итогов урока. Выставление оценок. 10. Домашнее задание: Найдите ответы на следующие вопросы: — В одной из статей о «Ревизоре» есть такое замечание: «Если завязка всех сразу привела в движение, всех действующих лиц комедии, то развязка сразу заставила всех замолчать и оцепенеть». Пьеса заканчивается знаменитой немой сценой. Что же заставило всех действующих лиц пьесы онеметь и почти окаменеть?— Эпиграф к комедии говорит: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Как показаны в комедии кривые рожи представителей власти, их «свиные рыла»?