Технологическая карта урока географии по теме Географическая карта и её масштаб
Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 6 «Б»
Автор УМК: Домогацких Е.М.
Тема урока: «Географическая карта и ее масштаб»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: формирование представлений обучающихся о географической карте, ее видах. Развитие и формирование умений пользоваться масштабом
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа
Технология проведения урока : объяснительно-иллюстративного обучения, коллективного взаимообучения, формирования учебной деятельности школьников, коммуникативно-диалоговой деятельности, ИКТ, развитие критического мышления
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые образовательные результаты
предметные УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные Личностные
Мотивация Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. Вспомним загадку с нашей викторины «В географии чертеж на ковер большой похож. И на нем моя страна из конца в конец видна»
Это и будет темой первой части нашего урока.
2. Какие виды изображения земной поверхности вы еще знаете?
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы. Определяют готовность необходимого оборудования (карты атласа, линейка, циркуль-
измеритель)
определяют свою готовность к уроку
Дают ответ на загадку.
Географическая карта
Записывают тему урока «Географическая карта»
Предполагаемые ответы: глобус, карта, план, аэрокосмический снимок Формирование географических
знаний о карте, глобусе, необходимость знаний для решения
практических задач Познавательные УУД:
подведение под понятие, вспоминают полученные знания
Коммуникативные УУД (отвечают на поставленные вопросы), Формирование норм и правил поведения в социуме. Формирование мотивации
самоопределение
Актуализация знаний Мы знаем, что карта – это чертеж. Но изначально карта была похожа на рисунок. Но рисунок это не чертеж. Почему? Прочитать стр. 33, первый абзац.
Какие правила соблюдаются?
Давайте дадим более точное определение «Географическая карта – это …»
Чтение сказки «История про
карту в масштабе 1:1».
Слайд
Проблемный вопрос: найдите
и сформулируйте проблему,
поставленную королѐм для
картографов Работают с учебником, находят информацию, дают ответы.
Чертеж выполняется с соблюдением определенных правил.
Это система географических координат, масштаб и условные знаки
Дают определение
Географическая карта – это чертеж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков.
Слушают сказку и определяют проблему.
(Как изобразить большую территорию на листе бумаги). Познавательные УУД:
логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы
Познавательные УУД:
логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы Самоопределение
Самоопределение
Изучение
новой темы
- Введение
понятия
масштаба. 1. Почему картографы не мог-
ли выполнить задание короля?
2. Работа с учебником стр 33, Масштаб
«Что нужно сделать картографам, чтобы поместить всѐ королевство на карту?»
3. Делает вывод: При изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния между объектами, и помогает в этом масштаб.
Это тема нашей второй части урока.
«Географическая карта и ее масштаб»
Найдите в учебнике на стр. 33 определение масштаба
1. Территория большая, а формат карты маленький.
2. Читают и делают вывод «При вычерчивании карты расстояния уменьшаются. Но уменьшаются не на глазок, а в определенное количество раз»
3. Слушают вывод,
Ищут определение, читают его вслух и записывают в тетрадь. Умение формулировать определение масштаба Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Выявлять причины.
2. Работать с различного рода информацией.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и
оценивать еѐ достоверность. Формирование коммуникативной компетенции в общении и
умении слушать,
формируют умение способности к саморазвитию; пониманию значимости получаемых знаний
Виды масштабов Работа с учебником, стр. 34 и атласом «Физическая карта полушарий и физическая карта России»
Определить какие есть виды масштаба и как подписывается масштаб
После самостоятельной работы учитель объясняет разницу видов масштаба
Предлагает заполнить схему в тетради
Работаю с учебником и атласом и находят информацию обо всех видах масштаба
Слушают и воспринимают информацию, анализируют
Заполняют схему в тетради
Находить информацию в учебнике, выделять виды масштаба Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать)
Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)
Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, )Перевод из одного масштаба в другой Измерение расстояний с помощью линейного масштаба
Перевод численного масштаба в именованный
Слушают и воспринимают информацию
Выполняют задание
Переводят из численного масштаба в именованный. Записывают в тетрадь решения Умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать)
Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)
Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, )Практическая работа. Закрепление
Переведите численный масштаб в именованный.
Работаем в паре. Решение записываем в тетрадь
Сейчас выполним задание вместе.
1. В каком масштабе выполнен топографический план?
2. На каком расстоянии от железнодорожного моста находится село Ладогино?
- измерить расстояние в см;
- умножить полученные см на 100, т.к. в 1 см – 100м
Работа в группах.
Открыть в атласе топографическую карту:
1. Определить масштаб топографического плана?
2. Первые 2 парты каждого ряда определяют расстояние от мельницы до озера Глубокое
3-4 парты определяют расстояние от мельницы до колодца Работают в паре. Решение записывают в тетрадь.
Работают вместе с учителем
1. Численный масштаб:
1:10000
Именованный масштаб:
В 1 см – 100 м.
Расстояние – 12см
12*100=1200м или
1км 200м
1. Численный масштаб:
1:10000
Именованный масштаб:
В 1 см – 100 м.
Расстояние - 8,2см
8,2*100=820м
Расстояние – 6,6см
6,6*100=660м Умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием
Выполняют задание вместе с учителем
Выполняют задание самостоятельно в группах, в соответствии с требованиями задания
Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать)
Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)
Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, )Коммуникативные УУД: умение отстаивать
свою точку зрения,
аргументировать ее;
умение подтверждать
аргументы фактами;
критическое отношения к своему мнению: понимать точку зрения другого; организовывать
учебное взаимодействие в
группе
Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию в учебной деятельностиФормирование ответственного отношения к учению
Домашнее задание Для всех – & 5, «От теории к практике», № 1-3
По желанию – составить план своего дома, в масштабе
Записывают задание в дневник Познавательные УУД: настрой на структурирование знаний, поиск информации Формирование ответственного отношения к учению
Рефлексия Организует самооценку и рефлексию
Я узнал
Я научился
Я понял Слушают и оценивают свою деятельность на уроке Регулятивные УУД умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урокаЭмоционально-ценностное отношение к уроку, понимание причин успеха/ неуспеха на уроке