Урок по географии в 7 (коррекционном) классе на темуАнтарктида-уникальный континент


Тема. Антарктида- уникальный континент
Цели: 1.Закрепить знания по ГП Антарктиды 2..Изучить природу Антарктиды; 3.Познакомить обучающихся с особенностями растительного и животного мира Антарктиды и Антарктики
Задачи:
Сформировать представление о природе Антарктиды, используя ранее полученные знания;
Закрепить умения работать с картами различного содержания;
Показать, что каждая экспедиция в Антарктиду – встреча с неизвестностью.
Показать необходимость знания основных сведений о материке;
Продолжить навыки работы с текстами, картами, климатодиаграммами,  контурной картой;
Прививать любовь к природе материка.
Учиться работать в парах.
Оборудование:
физическая карта Антарктиды;
атласы; контурные карты;
глобус;
картина “В Антарктиде”;
презентация
www.antarktis.ru(интернет-ресурс)
Тип урока: формирования новых знаний
Основные понятия: Антарктида,Антарктика, Арктика
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
III. Проверка знаний учащихся.
1.Каково географическое положение Антарктиды?(Антарктида находится внутри южного полярного круга. В центре - южный полюс (показ по глобусу). Площадь Антарктиды составляет 14 млн. кв. км. Выделяют Антарктиду ( материк) и Антарктику ( южная полярная область с Антарктидой и островами 53- 60 градусов ю. ш.).
2.Какие океаны омывают Антарктиду?(Атлантический, Индийский,Тихий)
3)Кто открыл ледяной материк?(Беллинсгаузен и Лазарев)
4) Кто первым открыл Южный полюс? (Амундсен).
Iᴠ. Постановка учебных задач.
Эпиграф:
На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое.
Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов.
Она спит в переливах Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, золотыми зелеными и голубыми тонами пастели.
Какой материк мы будем изучать на уроке?(Дети отвечают)
ᴠ.Тема урока .Антарктида- уникальный континент.
Что мы будем узнавать об Антарктиде?(дети отвечают,какая цель урока)
ᴠI.Цель урока-изучение рельефа, климата , растительного и животного мира материка
В чем состоит уникальность Антарктиды?
ᴠII.Заполнить таблицу(Приложение 1)
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяИзучаем рельеф Антарктиды
Посмотрите на карту, откройте атласы, найдите Антарктиду и ответьте на вопрос, почему материк белого цвета Дети отвечают и заполняют листы
……………………………………………………………………….
Какова средняя толщина ледникового покрова Антарктиды?( Прочитать на стр 195 ) Дети читают и выписывают
……………………………….
Какова максимальная толщина ледникового щита?(презентация) Смотрят презентацию и выписывают
………………………………………..
Какова средняя высота материка?
………………………………………………
Какова максимальная высота Антарктиды?
Минимальная ……………………………………………………..
…………………………………………………………
Вывод
Антарктида-самый…………………………………материк,
покрыта мощным слоем…………………….и ………………………..
Рассмотрите подледный рельеф материка на карте атласа и запишите формы рельефа.(презентация)
Горы
Дети рассматривают карту, знакомятся с материалами презентации и записывают ответ
…………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………
Какие равнины есть в Антарктиде?
Действующий вулкан материка Работа с картой. Выписывают равнины
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
записывают
…………………………………………………………………………………
Вывод 1.Подледный рельеф разнообразен, Антарктида под действием ледника прогнулась(делают дети).
2..1/3 материка лежит…………
…………………………… ………………………..
3..Западная часть………………………………………..
4..Высшая точка Антарктиды массив …….. с высотой……………………….м.,
Глубочайшая впадина…………………… м на равнине ………
5..Вулкан……………………………………- продолжение гор …., где часты землетрясения и извержения вулканов
Климат. По карте атласа и климатодиаграммам опишите климат материка Дети описывают климатодиаграммы1.В каких климатических поясах лежит Антарктида?(презентация)
2.Определить тип климата по диаграммам и описать его.
3.Много ли выпадает осадков на материке?
4.Как направлены ветры, какой они должны быть силы и почему? Работа с климатической картой и презентацией и заполнение листа
………………………………………………………………
…………………………………………………………………
Температура января(лето)в центре……………………….
Температура июля(зима) в центре…………………………
Температура января(лето) на побережье…………………….
Температура июля(зима) на побережье………………………
……………………………………………………………………………………
Работа с картой
Ветры направлены………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Какой вывод можно сделать? Климат Антарктиды очень
…………………………… Летние температуры в центре ………….., зимние………………..,самая низкая температура засечена на станции «Восток»……………….. На побережье материка теплее, температура января…………………,
температура июля……………………..Антарктида- самый …………….. материк. Полгода солнце не заходит за горизонт, льды должны бы растаять, но этого не происходит потому, что…………………………………………….
……………………………………………………………………………
Прочитайте текст, посмотрите на картину «Антарктида» и ответьте, какие растения растут в Антарктике?Если животные могут избежать сурового зимовья в полярных областях, то растения обречены терпеть все немилости своего родного края. В Антарктиде, самом высокогорном, самом холодном, сухом и ветреном из материков, условия для жизни очень плохие. Из-за низких температур едва ли может выветриться даже свободная ото льда порода, поэтому почва здесь не образуется. Впрочем, все равно ее сдуло бы ураганными ветрами. И все же эта пустыня живет. В долинах и на суровом плато Восточной Антарктиды растения растут прямо на скальных породах. В крохотных расщелинах, если в них хотя бы проникают свет и воздух, селятся по соседству колонии лишайников и бактерий. Крупицы подтаявшего снега дают им немного воды. Лишайники — низшие растения, образованные симбиозом гриба и водоросли, — здесь, среди скал, осуществляют фотосинтез. Согласно оценкам ученых, некоторым из них уже более 10 тысяч лет. Лишь в Западной Антарктиде, где климат помягче, кроме устойчивых к засухе лишайников в более влажных местах растут некоторые мхи. Здесь, в защищенных котловинах скал, прячутся даже гвоздичные и злаковые травы высотой около 1 см. Они — единственные представители высокоразвитых растений в Антарктиде. Их миниатюрные «луга» могут прокормить лишь очень маленьких животных. Крупные травоядные полностью отсутствуют, и потому нет питающихся ими сухопутных хищников. Таким образом, единственные настоящие сухопутные животные на материке — ногохвостки, клещи и насекомые, у которых к тому же нет крыльев, чтобы постоянные бури не могли унести их, черви (нематоды, трематоды, цестоды), некоторые членистоногие.
Животный мир Антарктиды посмотреть в интернете(видео)
www.antarktis.ruВывод. Богат или не богат видовой состав Антарктиды? Почему?
Выписывают на индивидуальный лист растения
Дети выписывают животных материка
Видовой состав материка очень ………………………………….., так как ………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………..
Включить интернет (видео)- Органический мир www.antarktis.ruОазисы (стр 199)
ᴠIII.Физкультминутка:
Ix. Закрепление.
- Антарктида – это самый (какой)……… материк?
x.Домашнее задание: параграф 49. Проработать статью «Современные исследования Антаркиды»
xI.Рефлексия.Что мы изучали на уроке?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Что узнали нового?
xII.ЛитератураГеография: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
Зотова М. А. Игры на уроках географии. 6 -7 классы: методическое пособие для учителя - М. : Дрофа, 2004.
Журнал “География в школе”, №3 1995.
Коринская В.А. и др. География материков и океанов. Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений.6 –ое изд. – М.: Просвещение, 2003 – 287с.:ил., карт. 5.Интернет www.antarktis.ruПриложение 2Антарктида – это самый (какой)……… материк?
самый
самый
самый
самый
самая
самые
самый
самый
самый
самые
самые
самый
самые
самый
самый
самые
самый