Разработка мероприятия по сказкам Братьев Гримм «Путешествие в страну великих сказочников»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степановская основная общеобразовательная школа»
Разработка мероприятия
по сказкам Братьев Гримм
«Путешествие в страну
великих сказочников».
Автор – составитель: Карманова Ирина Семёновна.
Оборудование:
1.Костюм Старика Хоттабыча для ведущего.
2.Карта Германии. В этой стране отмечен город, где родились писатели.
3. Портреты сказочников: Братьев Гримм. Карточки с годами их жизни.
4. Музыка: песня «В мире много сказок…», музыка Л. В. Бетховена, И.-И. Баха.
Дополнительная подготовка: на внеклассных мероприятиях или дома заранее прочитать сказки Братьев Гримм.
Ход праздника. Появляется Старик Хоттабыч.
Старик Хоттабыч. Здравствуйте, о, мои юные повелители! Волька, мой друг, велел мне идти к вам на праздник, чтобы вместе с вами узнать, что такое сказки и кто их пишет. Он сказал, что я могу помочь вам совершить путешествие. Поэтому я принёс с собой волшебный ковёр-самолёт.
Старик Хоттабыч расстилает на полу ковёр, садится на него и что-то шепчет.
Старик Хоттабыч. О, горе мне, мои волшебные слова и моя борода потеряли волшебную силу. Это всё из-за дождя, под который я попал, когда спешил к вам. Надо срочно ответить на сказочные вопросы, чтобы моя борода вновь обрела волшебную силу. Мне в этом деле будет помогать герой из сказки. Посмотрите на него! Вы узнали его?
Дети. Ослик, у которого изо рта сыпались золотые монетки.
Старик Хоттабыч. А вы знаете, из какой он сказки?
Дети. Да.«Столик – накройся, золотой ослик и дубинка из мешка» Братьев Гримм.
Старик Хоттабыч. Верно. Для этого задания ослик одолжил мне несколько монеток. За каждый правильный ответ вы будете получать по золотой монетке. Сколько монеток вы заработаете, будет зависеть только от вас. Будьте внимательны и точны в ответах.
1.Кого пасли Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка? (Корову, в некоторых вариантах сказки – козу.)
2.Что падало вместо слёз из глаз дочери колдуньи? (Жемчужины.)
3. Вспомните, как звали шестерых слуг из одноимённой сказки. (Толстяк, Слухач, Длинный, Зоркий, Остроглаз, Зяблик.)
4. Как звали короля – лягушонка? (Железный Генрих.)
5. В кого превратились 12 братьев после того, как сестра сорвала 12 лилий? (В воронов.)
6.Как звали сестру Гензеля? (Гретель.)
7. Расскажите, из чего была сделана избушка злой колдуньи. (Избушка из хлеба, крыша из пряников, окошки из прозрачного леденца.)
8.Что нужно было съесть, чтобы научиться понимать язык животных? (Белую змею.)
9.Что было написано на поясе Храброго портняжки? («Побил семерых одним махом»).
10. К кому попала падчерица, спрыгнув в колодец за веретеном? (К госпоже Метелице.)
11.Назовите всех Бременских музыкантов. (Осёл, собака, кот, петух.)
12.Чему научился сын старого графа, когда его отправили к знаменитому мастеру? (Научился понимать язык собак, птиц, лягушек.)
13.За что гордая принцесса назвала короля Дроздовиком? (За острый подбородок.)
14.По какому признаку братья могли узнать, что с одним из них случилось несчастье? (По ножу, воткнутому в дерево.)
15. Что случилось с людьми, которые хотели выдернуть перо у Золотого гуся? (Они к нему прилипали.)
16. В кого превратила злая колдунья Йоринду? (В соловья.)
17. Почему каждое утро башмачки королевских дочерей были стоптанными? (Потому что всю ночь они тацевали вместе с заколдованными принцами.)
18. Как звали двух сестёр, у которых дома жил медведь? (Белоснежка и Алоцветик.)
19. Во что превращалось всё, что попадало в колодец Железного Ганса? (В золото.)
20. Кто помог старому псу Султану? (Волк.)
21. Что должна была сделать принцесса, чтобы спасти своих братьев-лебедей? (Шесть лет не говорить, не смеяться и сшить шесть рубашек из звездоцвета.)
Старик Хоттабыч.Молодцы! Вы знаете много героев и сказок у Братьев Гримм, моя борода стала опять волшебной, и я приглашаю вас полететь на ковре-самолёте в страну, где родились все эти сказки. А родились они в Германии. Вперёд, мои друзья!
Звучит музыка И.С.Баха и Л.В.Бетховена.
Ведущий. Я приветствую вас в славном городе Штайнау. Именно здесь проходило детство двух мальчуганов Якоба и Вильгельма, имена которых теперь знает весь мир. Вы догадываетесь, о ком идёт речь?
Якоб Гримм (1785-1863) и Вильгельм-Карл Гримм (1786-1859) – немецкие учёные, профессора и академики посвятили свою жизнь изучению истории немецкого языка. Но ещё в юности, в студенческие годы, братья увлеклись литературой Средних веков. Именно тогда они начали собирать по всей Германии народные сказки. И помогали им в этом совершенно разные люди, которые с разных концов Германии присылали им свои сказки. Братья Гримм почти не изменяли сказки. Вносили только некоторые поправки, добиваясь наибольшей выразительности.
Они словно коллекционировали невиданные драгоценности: записывали сказки, сравнивали их, изучали. Было нелегко. Некоторые люди очень смущались, когда их рассказы записывали. А один человек рассказал несколько сказок только в обмен на новую одежду.
Первым же среди отправителей был Филипп Рунге со «Сказкой о рыбаке и его жене». Кстати, по мотивам этой сказки А.С.Пушкин написал свою «Сказку о рыбаке и рыбке». Так появилось на свет много замечательных и любимых всеми сказок, которые до сих пор читают взрослые и дети. Сборник Братьев Гримм «Детские и домашние сказки» прославил авторов навсегда.
Ученик читает стихотворение «Сказка» В. Берестова.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Ведущий. А теперь я приглашаю вас поиграть и посоревноваться в знаниях по сказкам Братьв Гримм. Путешествовать будем по станциям.
1.Станция «Театр».
На сцену приглашаются 3 человека. Дети выбирают любую карточку с названием сказки Братьв Гримм.
Ваше задание – выбрать себе помощников и показать всем небольшую сценку без слов так, чтобы зрителям было понятно, какую сказку вы представляете.
Первая команда: «Волк и семеро козлят».
Вторая команда: «Красная Шапочка».
Третья команда: «Бременские уличные музыканты».
Ведущий. Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
2.Станция «Угадай – ка!»
«Кроссворд из сказки».
С – столик – накройся
К – камбалу – рыбу
А – ад
З – Золушка
К – Красная Шапочка
И – избушка из хлеба, крыша из пряников, окошки из прозрачного леденца
Б – богом
Р – разбойники
А – АлоцветикТ – Три пряхи
Ь
Е – Если ты наденешь его, то станешь невидимкой и сможешь тогда пробраться вслед за двенадцатью королевнами. («Стоптанные туфельки»)
В – волк
Г – ГензельР – РапунцельИ – ИльзебилльМ – Метелица
М – Мальчик – пальчик
С – Что за предмет, который мог кормить без устали с утра до вечера всех желающих поесть?
К – Как называлась рыба, которую поймал старик из сказки «Сказка о рыбаке и его жене»?
А – Откуда надо было принести 3 золотых волоса с головы чёрта?
З – Как звали героиню сказки, которая говорила такие слова:
«Ты качнися – отряхнися, деревцо,
Кинься златом – серебром ты мне в лицо».
К – Как звали героиню сказки, которую проглотил волк?
И – Жилище злой колдуньи.
Б - Кем захотела стать старуха из сказки «Сказка о рыбаке и его жене» в последний раз?
Р – Кого встретили Бременские музыканты в лесной избушке?
А –Как звали сестру Белоснежки?
Т – В какой сказке три тётки сделали много добра одной девушке?
Ь
Е – Что сказала старуха солдату, когда дала ему небольшой плащ?
В – Герой, которому в живот засунули камни – голыши.
Г – Как звали брата Гретель?
Р – Как звали героиню сказки, у которой были длинные прекрасные волосы, и колдунья могла взбираться по ним в башню?
И – Как звали старуху из сказки «Сказка о рыбаке и его жене».
М – Как звали госпожу, которая осыпала золотым дождём бедную девушку?
М – Ростом он был всего с палец.
3.Станция «Дополни сказку».
«Белоснежка и …» (семь гномов)
«Принцесса и …» (златопряд)
«Принц - …» (лягушонок)
«Рыбак и …» (его жена)
«Волк и …» (семеро козлят)
«Король и …»(Дроздобород)
«Королевич – лягушка, или …» (Железный Генрих(Генрих Железное Сердце)
«Горшок …» (каши)
«Сказка о том, кто ходил…» (страху учиться)
«Двенадцать …» (братьев)
«Братец и …» (сестрица)
«Три …» (пряхи)
«Гензель и …» (Гретель)
4.Станция «Чудо – дерево».
Хорошее дерево у меня. Чудом зовут. Растут на нём вещи, которые различные сказочные герои оставили. Угадаете – дальше пойдёте.
На дереве висят такие вещи:
Красная шапочка («Красная Шапочка»),
Башмак («Золушка»),
Веретено («Госпожа Метелица»),
Три золотых волоса («Чёрт с тремя золотыми волосами»),
Банка с вареньем («Храбрый портняжка»),
Удочка («Сказка о рыбаке и его жене»).
5.Станция «В мастерской у Самоделкина».
Ребята изготавливают любимых сказочных героев из сказок Братьев Гримм при помощи пластилина, цветной и белой бумаги, ножниц, клея, карандашей, красок, природного материала. (Домашнее задание). На празднике демонстрируют.
6.Станция «Кто больше?».
Это задание выявит самого читающего ученика. Надо перечислить все сказки, начинающие со слова «сказка». Участник, назвавший сказку последней, получает приз.
7.Станция «Шифровка».
А сейчас будет Торобан! Кати Меаничан! Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Какие сказки вы знаете, в которых всё наоборот? В известной фразе (предложении, песне, стихотворении, названии) каждое слово зашифровывается, заменяется его антонимом. Необходимо «расшифровать» предложение, восстановив первоначальный смысл.
- Собака без шляпы. (Кот в сапогах.)
- До свидания, Вы чужой дядя! (Здравствуйте, я ваша тётя!)
- Злая медсестра Здоровяка. (Добрый доктор Айболит.)
- Зайку подняли на крышу, зайке привязали лыжу. (Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.)
- Жаба – домоседка. (Лягушка – путешественница.)
- Черносмолка без трёх троллей. (Белоснежка и семь гномов.)
- Константин, Константин, не ходи сажать маслин! (Антошка, Антошка, пойдём копать картошку!)
- От слёз не станет одному темнеё. (От улыбки станет всем светлей.)
- Синяя бейсболка. (Красная Шапочка.)
- Наш Иванушка смеётся – вынул шайбу из болотца! (Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик!).
8.Станция «Поиграй – кА!»
Игра «Чудо – юдо»
Ведущий произносит стишок, а дети повторяют движения.
Жило на свете чудо – юдо!
Никто не знал, взялось оно откуда.
Его завидев, люди хохотали,
Его дразня, за ним все повторяли.
Одной рукой оно махало,
Другой рукой живот чесало,
Одной ногой снежок топтало,
А на другой ноге скакало.
Хвостом весело виляло,
Сильно головой мотало.
И всё сначала повторяло!
Кто повторить быстрей берётся?
Не упадёт и не собьётся?
(После выполнения детьми движений)
Оказалось, что и тут
Есть немало чудо – юд!
9. Станция «Конечная».
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий. Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились!
Старик Хоттабыч. А мне – то как всё понравилось! Сразу видно, что ребята много читают и много знают сказок Братьев Гримм. Ну, а нам пора обратно в Россию. Мне хочется думать, что в следующий раз мы опять совершим путешествие по сказкам. До новых встреч, ребята!
Используемая литература.
Внеклассные мероприятия. Москва «ВАКО» 2007.
Игры ко дню рождения и не только… Е.В.Санникова.