Календарное планирование по литературе в школах Донецкой Народной Республике (9 класс)


Календарное планирование уроков литературы
на 2016-2017 учебный год.
9 класс (105 часов; 3 часа в неделю)
Технологическая карта 9 класс

Параметры проверки
Количество по программе
Даты проведения по плану
Даты проведения в учебном процессе



1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв.
1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв.

Контрольные работы
4
№21
№29
№74
№102





Контрольные сочинения
4
№13
№46
№58
№94





Уроки развития речи
4

№12
№30
№81
№91





Уроки внеклассного чтения
4
№9
№47
№77
№101





Уроки литературы родного края
2

-
№53
-
№96







№ п/п
Дата
Содержание урока
Примечания


План
Факт



1 четверть

Введение 1 ч.

1.1


Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы.



Древнерусская литература 4 ч.

2.1


Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Значение введения христианства на Руси для развития образования и искусства. Переводная церковная литература.


3.2


Оригинальная светская литература. «Слово о полку Игореве» - крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова». Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др. Голос автора, патриота и гражданина. Построение, поэтический язык «Слова».


4.3


«Золотое слово Святослава» - мысль о единении Руси. Плач Ярославны. Образ женщины в поэме.
Отрывок из поэмы.

5.4


Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.


Русская литература XVIII века 1 ч.

6.1


Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Общие сведения о литературе классицизма (следование культу разума, основные черты классицистической системы, выдающиеся представители во французской литературе).


Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ 2 ч.

7.1


М.В.Ломоносов. М. Ломоносов – «первый наш унииверситет» (А. Пушкин). Гениальный ученый, выдающийся поэт, реформатор русского литературного языка.


8.2


Прославление родины, мира, науки и образования в «Оде на день восшествия на престол её величества».
Наизусть отрывок из оды

9.1


Урок внеклассного чтения №1. М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»


Гавриил Романович ДЕРЖАВИН 2 ч.

10.1


Жизнь и творчество. (Обзор.) Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике.
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.



11.2


«Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Наизусть одно стихотворение

12.1


Развитие речи №1. Обучение собственному комментарию к стихотворению.


13.1


Контрольное сочинение №1по теме «Литература XVIII века».


Александр Николаевич РАДИЩЕВ 4 ч.


14.1


Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.)


15.2


Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.


16.3


Автор и путешественник. Особенности повествования.


17.4


Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.


Николай Михайлович КАРАМЗИН 2 ч.

18.1


Слово о писателе. Понятие о сентиментализме.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».


19.2


Культ чувств в повести. Авторское отношение к изображаемому.. Рассказ на основе исповеди Эраста и Лизы. Ключевой композиционный элемент повести.


20.1


Урок внеклассного чтения №1 Д.И.Фонвизин «Недоросль»


21.2


*Контрольная работа №1. Литература 17-18 –го веков. Развёрнутый ответ на вопрос.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 1 ч.

22.1


Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века.


2 четверть

Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ 2 ч.

23.1


Жизнь и творчество. (Обзор.)Основные этапы его творчества.
«Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Черты элегии в стихотворении.
Наизусть одно стихотворение

24.2


«Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.


Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ 4 ч.

25.1


А.С.Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы.


26.2


«Горе от ума» - картина характеров и галерея живых типов и вечно острая, жгучая сатира. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии.
Наизусть монолог Фамусова

27.3


Защитники моральных норм «века минувшего» в комедии.


28.4


Молодое поколение. Его представители. Значение названия комедии. Авторская позиция, особенности её воплощения в комедии. Т.Л. Понятие о реализме как художественном направлении.
Наизусть монолог Чацкого

29.2


Контрольная работа №2. Литература 19 века. Жуковский, Грибоедов. Разноуровневые тесты.


30.2


Развитие речи №2. Обучение составлению тезисов литературно-критической статьи (А.И.Гончаров «Мильон терзаний»).


Александр Сергеевич ПУШКИН 15 ч.

31.1


А.С.Пушкин. Сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, его связь с Украиной. Начало поэтической деятельности.


32.2


Южная ссылка. Романтический мир поэта («Редеет облаков летучая гряда», романтические поэмы. Начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин».
Наизусть три стихотворения

33.3


Пребывание в Михайловском. Поэма «Цыганы», трагедия «Борис Годунов».


34.4


«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».


35.5


Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.


36.6


«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» роман в стихах.


37.7


Творческая история. Образы главных героев.


38.8


Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Наизусть отрывок из романа

39.9


Онегинская строфа. Структура текста.


40.10


Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.


41.11


Татьяна нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.


42.12


Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.


43.13


Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.


44.14


«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Россия и пушкинская эпоха в романе.


45.15


Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика А.А. Григорьев; «почвенники» Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).


46.2


Контрольное сочинение №2 по творчеству А.С.Пушкина.


47.2


Урок внеклассного чтения №2.А.С.Пушкин «Маленькие трагедии».


Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ 9 ч.

48.1


М.Ю.Лермонтов. Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах.
Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории.


49.2


Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно».
Пафос вольности и протеста, мятежный порыв к иной, светлой и прекрасной жизни.
Наизусть два стихотворения

50.3


Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк».


51.4


Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова.


52.5


«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский).


53.1


Урок литературы родного края №1.


3 четверть

54.6


Печорин и Максим Максимыч.


55.7


Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери.


56.8


Печорин и «ундина».


57.9


Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.


58.3


Контрольное сочинение №3 по роману Лермонтова «Герой нашего времени».


Николай Васильевич ГОГОЛЬ 8 ч.

59.1


Жизнь и творчество (Обзор).
«Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы.


60.2

·™°

Система образов. Мертвые и живые души.
Наизусть отрывок из поэмы

61.3


Чичиков «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя.


62.4


Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения.


63.5


Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой.


64.6


Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.


65.7


«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие).


66.8


Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода.


Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ 2 ч.

67.1


Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире.


68.2


Любовь Гордеевна и приказчик Митя положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.


Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ 2 ч.

69.1


Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.


70.2


Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.


71.2


Внеклассное чтение №2 И.С.Тургенев. Сведения о жизни и творчестве писателя. Образ «Тургеневской девушки» в повести «Ася».


Антон Павлович ЧЕХОВ 2 ч.

72.1


Слово о писателе.
«Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа, «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века.


73.2


Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.


74.3


Контрольная работа №3. Развёрнутый ответ на вопрос.


ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА 1 ч.

75.1


Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской литературе ХХ века. Ведущие писатели ХХ века.


Иван Алексеевич БУНИН 1 ч.

76.1


Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.


77.3


Урок внеклассного чтения №3 И.Бунин «Солнечный удар»


Из русской поэзии XX века. Штрихи к портретам 3 ч.

78.1


Александр Александрович БЛОК. Слово о поэте.
«О, весна без конца и без краю...». Глубокое, проникновенное чувство Родины.


79.2


Сергей Александрович ЕСЕНИН. Слово о поэте.
«Гой ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано». Тема России главная в есенинской поэзии.


80.3


Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ
Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Прощанье». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.


81.3


Развитие речи №3.Анализ стихотворений.


Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ 2 ч.

82.1


Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения.


83.2


Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в повести.


Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА 1 ч.

84.1


Слово о поэте. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Наизусть одно стихотворение

4 четверть

Анна Андреевна АХМАТОВА 1 ч.

85.1


Слово о поэте.
«Стихи о Петербурге», «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Я спросила у кукушки...», «Сказал, что у меня соперниц нет», «Не с теми я, кто бросил землю», «Что ты бродишь неприкаянный...», «Муза», «И упало каменное слово», «Пушкин», «Клятва». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.


Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ 1 ч.

86.1


Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.


Михаил Александрович ШОЛОХОВ 2 ч.

87.1


Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. «Судьба человека». Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки).


88.2


Война как суровое испытание человеческого характера. Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа. Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.


Борис Леонидович ПАСТЕРНАК 1 ч.

89.1


Слово о поэте. «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.


Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ 1 ч.

90.1


Слово о поэте. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «О сущем». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Наизусть одно стихотворение

91.4


Развитие речи №4.Письменный анализ стихотворений.


Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН 2 ч.

92.1


Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор».


93.2


Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.


94.4


Контрольное сочинение №4по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор».


РОМАНСЫ И ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX – XX ВЕКОВ 1 ч.

95.1


Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Ф.И.Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас и все былое...»); .К.Толстой «Средь шумного бала...»; А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь».


96.2


Урок литературы родного края №2.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гай Валерий КАТУЛЛ, КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК 1 ч.

97.1


Гай Валерий КАТУЛЛ. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК Слово о поэте. «К Мельпомене» («Создал памятник я...»). Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.








ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ 1 ч.

98.1


Жизнь и творчество Данте. «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности. Композиция и стих поэмы. Всемирная слава «Божественной комедии».


Уильям ШЕКСПИР 2 ч.

99.1


Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.


100.2


«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Наизусть монолог Гамлета

101.4


Урок внеклассного чтения №4. Б.Л.Пастернак «Гамлет».


102.4


Контрольная работа №4 по произведениям зарубежной литературы


Иоганн Вольфганг ГЕТЕ 2 ч.

103.1


Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.


104.2


«Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.


105.1


Итоговый урок. Список литературы на лето.



15