Календарное планирование по литературе в школах Донецкой Народной Республике (9 класс)
Календарное планирование уроков литературы
на 2016-2017 учебный год.
9 класс (105 часов; 3 часа в неделю)
Технологическая карта 9 класс
Параметры проверки
Количество по программе
Даты проведения по плану
Даты проведения в учебном процессе
1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв.
1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв.
Контрольные работы
4
№21
№29
№74
№102
Контрольные сочинения
4
№13
№46
№58
№94
Уроки развития речи
4
№12
№30
№81
№91
Уроки внеклассного чтения
4
№9
№47
№77
№101
Уроки литературы родного края
2
-
№53
-
№96
№ п/п
Дата
Содержание урока
Примечания
План
Факт
1 четверть
Введение 1 ч.
1.1
Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы.
Древнерусская литература 4 ч.
2.1
Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Значение введения христианства на Руси для развития образования и искусства. Переводная церковная литература.
3.2
Оригинальная светская литература. «Слово о полку Игореве» - крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова». Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др. Голос автора, патриота и гражданина. Построение, поэтический язык «Слова».
4.3
«Золотое слово Святослава» - мысль о единении Руси. Плач Ярославны. Образ женщины в поэме.
Отрывок из поэмы.
5.4
Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Русская литература XVIII века 1 ч.
6.1
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Общие сведения о литературе классицизма (следование культу разума, основные черты классицистической системы, выдающиеся представители во французской литературе).
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ 2 ч.
7.1
М.В.Ломоносов. М. Ломоносов – «первый наш унииверситет» (А. Пушкин). Гениальный ученый, выдающийся поэт, реформатор русского литературного языка.
8.2
Прославление родины, мира, науки и образования в «Оде на день восшествия на престол её величества».
Наизусть отрывок из оды
9.1
Урок внеклассного чтения №1. М.В.Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
Гавриил Романович ДЕРЖАВИН 2 ч.
10.1
Жизнь и творчество. (Обзор.) Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике.
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
11.2
«Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Наизусть одно стихотворение
12.1
Развитие речи №1. Обучение собственному комментарию к стихотворению.
13.1
Контрольное сочинение №1по теме «Литература XVIII века».
Александр Николаевич РАДИЩЕВ 4 ч.
14.1
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.)
15.2
Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.
16.3
Автор и путешественник. Особенности повествования.
17.4
Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Николай Михайлович КАРАМЗИН 2 ч.
18.1
Слово о писателе. Понятие о сентиментализме.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».
19.2
Культ чувств в повести. Авторское отношение к изображаемому.. Рассказ на основе исповеди Эраста и Лизы. Ключевой композиционный элемент повести.
20.1
Урок внеклассного чтения №1 Д.И.Фонвизин «Недоросль»
21.2
*Контрольная работа №1. Литература 17-18 –го веков. Развёрнутый ответ на вопрос.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 1 ч.
22.1
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века.
2 четверть
Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ 2 ч.
23.1
Жизнь и творчество. (Обзор.)Основные этапы его творчества.
«Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Черты элегии в стихотворении.
Наизусть одно стихотворение
24.2
«Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ 4 ч.
25.1
А.С.Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы.
26.2
«Горе от ума» - картина характеров и галерея живых типов и вечно острая, жгучая сатира. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии.
Наизусть монолог Фамусова
27.3
Защитники моральных норм «века минувшего» в комедии.
28.4
Молодое поколение. Его представители. Значение названия комедии. Авторская позиция, особенности её воплощения в комедии. Т.Л. Понятие о реализме как художественном направлении.
Наизусть монолог Чацкого
29.2
Контрольная работа №2. Литература 19 века. Жуковский, Грибоедов. Разноуровневые тесты.
30.2
Развитие речи №2. Обучение составлению тезисов литературно-критической статьи (А.И.Гончаров «Мильон терзаний»).
Александр Сергеевич ПУШКИН 15 ч.
31.1
А.С.Пушкин. Сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, его связь с Украиной. Начало поэтической деятельности.
32.2
Южная ссылка. Романтический мир поэта («Редеет облаков летучая гряда», романтические поэмы. Начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин».
Наизусть три стихотворения
33.3
Пребывание в Михайловском. Поэма «Цыганы», трагедия «Борис Годунов».
34.4
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».
35.5
Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
36.6
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» роман в стихах.
37.7
Творческая история. Образы главных героев.
38.8
Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Наизусть отрывок из романа
39.9
Онегинская строфа. Структура текста.
40.10
Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.
41.11
Татьяна нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
42.12
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
43.13
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
44.14
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Россия и пушкинская эпоха в романе.
45.15
Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика А.А. Григорьев; «почвенники» Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
46.2
Контрольное сочинение №2 по творчеству А.С.Пушкина.
47.2
Урок внеклассного чтения №2.А.С.Пушкин «Маленькие трагедии».
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ 9 ч.
48.1
М.Ю.Лермонтов. Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах.
Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастья на небесах, интерес поэта к отечественной истории.
49.2
Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно».
Пафос вольности и протеста, мятежный порыв к иной, светлой и прекрасной жизни.
Наизусть два стихотворения
50.3
Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк».
51.4
Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова.
52.5
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский).
53.1
Урок литературы родного края №1.
3 четверть
54.6
Печорин и Максим Максимыч.
55.7
Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери.
56.8
Печорин и «ундина».
57.9
Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.
58.3
Контрольное сочинение №3 по роману Лермонтова «Герой нашего времени».
Николай Васильевич ГОГОЛЬ 8 ч.
59.1
Жизнь и творчество (Обзор).
«Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы.
60.2
·™°
Система образов. Мертвые и живые души.
Наизусть отрывок из поэмы
61.3
Чичиков «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя.
62.4
Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения.
63.5
Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой.
64.6
Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
65.7
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие).
66.8
Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода.
Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ 2 ч.
67.1
Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире.
68.2
Любовь Гордеевна и приказчик Митя положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ 2 ч.
69.1
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.
70.2
Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
71.2
Внеклассное чтение №2 И.С.Тургенев. Сведения о жизни и творчестве писателя. Образ «Тургеневской девушки» в повести «Ася».
Антон Павлович ЧЕХОВ 2 ч.
72.1
Слово о писателе.
«Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа, «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века.
73.2
Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
74.3
Контрольная работа №3. Развёрнутый ответ на вопрос.
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА 1 ч.
75.1
Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской литературе ХХ века. Ведущие писатели ХХ века.
Иван Алексеевич БУНИН 1 ч.
76.1
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
77.3
Урок внеклассного чтения №3 И.Бунин «Солнечный удар»
Из русской поэзии XX века. Штрихи к портретам 3 ч.
78.1
Александр Александрович БЛОК. Слово о поэте.
«О, весна без конца и без краю...». Глубокое, проникновенное чувство Родины.
79.2
Сергей Александрович ЕСЕНИН. Слово о поэте.
«Гой ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано». Тема России главная в есенинской поэзии.
80.3
Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ
Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Прощанье». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
81.3
Развитие речи №3.Анализ стихотворений.
Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ 2 ч.
82.1
Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения.
83.2
Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в повести.
Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА 1 ч.
84.1
Слово о поэте. «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Наизусть одно стихотворение
4 четверть
Анна Андреевна АХМАТОВА 1 ч.
85.1
Слово о поэте.
«Стихи о Петербурге», «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Я спросила у кукушки...», «Сказал, что у меня соперниц нет», «Не с теми я, кто бросил землю», «Что ты бродишь неприкаянный...», «Муза», «И упало каменное слово», «Пушкин», «Клятва». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ 1 ч.
86.1
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Михаил Александрович ШОЛОХОВ 2 ч.
87.1
Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. «Судьба человека». Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки).
88.2
Война как суровое испытание человеческого характера. Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа. Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.
Борис Леонидович ПАСТЕРНАК 1 ч.
89.1
Слово о поэте. «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ 1 ч.
90.1
Слово о поэте. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «О сущем». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Наизусть одно стихотворение
91.4
Развитие речи №4.Письменный анализ стихотворений.
Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН 2 ч.
92.1
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор».
93.2
Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
94.4
Контрольное сочинение №4по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор».
РОМАНСЫ И ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX – XX ВЕКОВ 1 ч.
95.1
Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Ф.И.Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас и все былое...»); .К.Толстой «Средь шумного бала...»; А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь».
96.2
Урок литературы родного края №2.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гай Валерий КАТУЛЛ, КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК 1 ч.
97.1
Гай Валерий КАТУЛЛ. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК Слово о поэте. «К Мельпомене» («Создал памятник я...»). Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ 1 ч.
98.1
Жизнь и творчество Данте. «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности. Композиция и стих поэмы. Всемирная слава «Божественной комедии».
Уильям ШЕКСПИР 2 ч.
99.1
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
100.2
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Наизусть монолог Гамлета
101.4
Урок внеклассного чтения №4. Б.Л.Пастернак «Гамлет».
102.4
Контрольная работа №4 по произведениям зарубежной литературы
Иоганн Вольфганг ГЕТЕ 2 ч.
103.1
Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
104.2
«Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.
105.1
Итоговый урок. Список литературы на лето.
15