Конспект внеклассного мероприятия на тему Карман-Курык — государственный памятник природы (5-8 классы)

государственный памятник природы»
(путешествие по экологической тропе)

Цель: воспитание любви к своей малой родине и бережного отношения к её природным богатствам.
Задачи:
Ознакомить обучающихся с охраняемыми памятниками природы нашей республики;
Привлечь внимание к природно-территориальному комплексу «Карман-Курык»;
Показать особенности растительного покрова и животного мира памятника природы «Карман-Курык»;
Развивать творческие способности детей.

Объяснительная записка. Данное мероприятие проводится в рамках «Марша парков» (18-25 апреля). В эти дни во многих странах проводятся акции, посвящённые особо охраняемым природным территориям, которые сохраняют для нас красивейшие ландшафты, тысячи редких растений и животных, уникальные памятники культуры и истории. В Республике Марий Эл насчитывается:
- государственный природный заповедник «Большая Кокшага», основанный в 1993 году;
- национальный парк «Марий чодра», основанный в 1985 году;
- 10 заказников регионального значения;
- 56 памятников природы регионального значения;
- ботанический сад;
- 3 объекта со статусом санаторно-курортных зон.
В проведении мероприятия могут участвовать обучающиеся 5-8 классов.
Проводится либо в школе, либо на государственном памятнике «Карман-курык». Форма: игровая программа.
В разработке мероприятия использована книга «Учебная экологическая
тропа «Карман-Курык» учителя биологии высшей категории МОУ «Коркатовский лицей» В.М.Васильевой (2006).

Оборудование и оформление. На доске написаны этапы станций: «Помни!», «Расскажи», «Лес как фитоценоз», «Муравейник», «Птичьи часы», «Растения смешанного леса», «Зона отдыха»; фотографии и рисунки обучающихся, мультимедиа презентация.

Правила игры. «Зеленые» и «Голубые» патрули совершают путешествие по станциям. На каждой станции команды соревнуются, отвечая на вопросы. Жюри подсчитывает баллы. В конце игры подводятся итоги. Жюри награждает победителей медалями «Знатоки природы».



Ведущий 1. Мы хозяева нашей родины, и она у нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.

Ведущий 2. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит, охранять Родину.

Ведущий 1. Весь огромный мир кругом меня полон неизвестных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире. (В. Бианки).

Ведущий 2. Сегодня мы совершаем путешествие по экологической тропе государственного памятника природы «Карман-Курык», проложенного силами обучающихся Коркатовской школы.

Ведущий 1. Когда проезжаешь по тракту Октябрьский – Морки, справа от дороги невольно бросаются в глаза крутые склоны, поросшие лесом. Это «Карман-Курык», низкогорная форма Вятско-Марийского вала, государственный памятник природы. Он примечателен горными отложениями: известняком, доломитом, глиной, песчаниками. Иногда удается обнаружить остатки морских обитателей, живших здесь в Пермском море 230-250 млн. лет назад.

I станция – «Помни!»

Ведущий 2. А сейчас мы отправимся в путешествие по некоторым станциям экологической тропы «Карман-Курык».

Ведущий 1.. Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Сейчас проверим. (За каждый правильный ответ команды получают жетон).
Продолжите предложения:
Чтобы не мешать животным, в лесу нельзя /шуметь/
Ходите только по тропинкам, старайтесь /не топтать цветы/
Проходя мимо муравейника не надо /тревожить муравьев/
Не трогайте руками птичьи яйца, иначе птицы /не сядут в гнездо/
Мусор в лесу не кидай, а лучше его /закопай/
Не разводи костер вблизи /деревьев/


II станция – «Расскажи»

Ведущий 2. Следующий конкурс покажет, что вы знаете о «Карман
Курыке» как о комплексном памятнике природы.

Ведущий 1. (За каждый правильный ответ команды получают жетон).
В каком году «Карман-Курык» был объявлен государственным памятником природы? /1976 г.
Какой режим использования здесь рекомендован? /заказной/
На какой высоте от уровня моря возвышается Карман-Курык»? /200м./
Какие карстовые явления вы знаете? /пещеры, воронки, провалы/
Какие леса здесь преобладают? /хвойные, березняки/
Сколько станций включает экологическая тропа Карман-курыка? /15/

Ведущий 2. Одной из особенностей Карман-Курыка являются карстовые явления. Как известно, воронки, провалы, пещеры возникают благодаря деятельности подземных вод, протекающих по трещинам известняков и гипса, растворяющих их и постепенно создающих пустоты. На северном склоне горы видны сомкнувшиеся своды, карстовые пещеры.

III станция – «Лес как фитоценоз».

Ведущий 1.
Велик и разнообразен животный и растительный мир наших лесов. Зеленый мир окружает нас, но мы не всегда с должной благодарностью относимся к нему. Растения нас одевают, кормят, лечат, снабжают энергией, дают нам силу.

Ведущий 2. Лес – самое сложное сообщество растений. Растения в лесном фитоценозе образуют ярусность: I – деревья, II – кустарники, III – травы и мхи. А что вы знаете о растениях леса?

Ведущий 1. (Вопросы задаются командам по очереди)

Какое дерево в наших лесах растет быстрее других? /осина/
Древесина какого дерева используется в кораблестроении? /сосна/
Какое дерево у нас зацветает последним? /липа/
Листья какого дерева используются при ревматизме? /береза/
Самое теневыносливое древесное растение /ель/
Этот кустарник получил своё название из-за множества мельчайших бугорков на ветке, точно усеянных бородавками /бересклет бородавчатый/
Единственный хвойный кустарник наших лесов /можжевельник обыкновенный/
Растение названо так за ядовитость коры и плодов, которые могут вызвать смертельное отравление /волчье лыко/
Растение, занесённое в Красную книгу Международного союза охраны природы /венерин башмачок/
Отгадайте: Я имею кислый вкус
И для щей всегда гожусь.
Я люблю в тени таиться,
А названье мне (кислица).




IV станция – «Муравейник».

Ведущий 2. Наша следующая станция «Муравейник». А встретит нас здесь сам муравей. Вот и он.

Муравей. Здравствуйте, ребята! Я муравей – санитар леса. Без меня весь лес исчез бы за несколько месяцев. Ведь мы уничтожаем такое количество насекомых, что одна синица должна была бы работать 2 месяца, а дятел – 20 дней. Я проведу с вами игру «Заморочки из бочки».
(Игроки по очереди вытаскивают из мешочка бочонки с номерами.
Муравей задает им вопросы, соответствующие данному номеру)
Какой склон муравейника круче? /северный/.
Какие особи составляют семью муравейника? /самка, самцы, рабочие/.
Где находится жало у муравьев? /на брюшке/.
Чем питаются муравьи? /насекомыми/.
Почему во время дождя муравейники не промокают? /закрывают вход/.
Как ведут себя муравьи перед дождем? /прячутся/.
Если муравьи кишат, к какой это погоде? /хорошей/.
Какой ротовой аппарат у муравьев? /грызущий/.
Парится муравейник – к какой это погоде? /к дождю/.
Для чего муравьи содержат тлей? /получают от них молочко/.

V – «Птичьи часы».

Ведущий 1. (Голоса птиц). Слышите? Это поют птицы. Вот так с замиранием сердца стоять бы и слушать пения птиц. Как прекрасны их голоса в весеннюю пору. Видите щит? На информационном щитке дано примерное время пробуждения птиц.

Начало пробуждения
Название птиц
Сезонность

Около часа ночи
Соловей
Май-июль

От 2 до 3 ч. ночи
Перепел,
Горихвостка-лысуха
Апрель
Май-август

Около 3 ч. ночи
Кукушка
Синица большая
Апрель-июль
Февраль-октябрь

От 3 до 4 ч. ночи
Зяблик
Овсянка
Апрель-сентябрь
Март-сентябрь

4 ч. ночи
Щегол
Скворец
Круглый год
Март-ноябрь


Ведущий 2. Мы находимся на станции V – «Птичьи часы». Здесь нас встречает соловей.

Соловей. А вот и я. Меня называют самым искусным певцом. Я придумал вам такое задание. В течение 15 секунд будет звучать голос какой-либо птицы. Вы должны отгадать его.


Славка, 2. Овсянка, 3. Иволга, 4. Чибис
(После каждого отгадывания на доску прикрепляются рисунки птиц).
Ну и порадовали вы меня, ребята. А на прощанье я спою вам песню (песня соловья).

Ведущий 2. Ребята, а какие птицы в Марий Эл занесены в Красную книгу? /всего 57 видов: орлан-белохвост, змееяд, скопа, филин, серый журавль, серая куропатка, черный аист, лебедь-кликун и др./.

VI станции – «Растения смешанного леса».

Ведущий 1.
Наше путешествие продолжается.
Мы идем по тропинке. Вокруг нас много разных видов растений. Человек использует их в своей практике. Представим себе, что у нас возникла острая необходимость в лекарственных и перевязочных средствах. Сможем ли мы выбраться из этой ситуации?
(Команды должны по очереди срывать лепестки ромашки и отвечать на вопросы, написанные на оборотной стороне).
Какое лекарственное растение используется для обработки ран, ссадин, синяков? /подорожник, пижма, лапчатка, полынь горькая/
Сок какого растения останавливает кровотечение? /пастушья сумка, тысячелистник, плоды рябины, листья крапивы/
Веточку какого растения можно использовать для дезинфекции воды? /рябина, черемуха/
Отвар какого растения можно использовать при отравлении? /зверобой/
Если нет йода, каким растением можно натирать пораженные участки кожи? /сфагнум/
Какое растение можно использовать для мытья рук вместо мыла? /мыльнянка, бузина/
Если на губах выскочили «чири», кашицу какого растения накладывают? /ветки малины/
Почему при солнечном и тепловом ударе к голове прикладывают листья лопуха? /снимает головную боль, охлаждает/

VII станция – «Зона отдыха»

Ведущий 2. А вот мы и на станции «Зона отдыха».
Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями. Пусть жюри подсчитает ваши жетоны. А мы послушаем стихи и песни, которые вы приготовили.
(Исполняются стихи и песни)

Ведущий 2. В настоящее время памятнику природы «Карман-Курык» требуется ваша помощь. Из-за выпаса скота, паломничества нерадивых туристов происходит загрязнение и по склонам гор идет размыв почвы. Эти антропогенные нарушения являются своего рода предупреждением о том, что уничтожение растительного покрова неизбежно ведет к разрушению всего природного комплекса.

Ведущий 2. А теперь слово нашему жюри.
(Жюри подводит итоги, проводится награждение победителей).

Литература
Памятники природы Марийской республики / Файзуллина С. Я. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989;
Дидактические игры: методическое пособие для учителей биологии /Кошпаева М. М – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1995;
3.Учебная экологическая тропа природы «Карман-Курык» / Васильева В.М. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006;
4. Марш парков – 2006 /Уткина О.В. – Йошкар-Ола: «Реклайн», 2006.