Возрастные психологические особенности младшего школьника


ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА
по дополнительной  профессиональной  образовательной  программе
профессиональной переподготовки
«Педагогическое образование: учитель  начальных классов»
 
Тема: « Возрастные психологические особенности младшего школьника»
 Дипломную работу  подготовила:
Чеснакова Анжела Иосифовна
 
Должность: учитель начальных классов 
 


Реферат
Данная дипломная работа выполнена на тему «Возрастные психологические особенности младшего школьника». Работа содержит 35 страниц печатного текста, включает таблицы, использованного источника, приложения.
Актуальность темы дипломной работы состоит в необходимости развивать у младших школьников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. Метод проектов – один из эффективных методов развития познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе проведен анализ существующих теоретических вопросов по определению понятия психологических особенностей младшего школьника. Также в теоретической части рассмотрены особенности познавательной деятельности младших школьников и механизмы ее формирования и развития.
Вторая глава дипломной работы раскрывает практические вопросы: проведение диагностики познавательной активности в экспериментальной группе и проведение эксперимента по развитию познавательной активности младших школьников через проектную деятельность, а именно – реализацию краткосрочного проекта «Движение воды в растениях».

Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc467018170 \h 4Глава 1 Теоретические основы исследования психологических особенностей младших школьников PAGEREF _Toc467018171 \h 71.1. Психологические особенности развития младших школьников PAGEREF _Toc467018172 \h 71.2. Развитие психических процессов и учебная деятельность PAGEREF _Toc467018173 \h 101.3.Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста PAGEREF _Toc467018174 \h 13Выводы по первой главе: PAGEREF _Toc467018175 \h 16Глава 2 Исследование особенностей познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста PAGEREF _Toc467018176 \h 172.1 Организация исследования познавательной деятельности PAGEREF _Toc467018177 \h 172.2. Использование метода проектов в начальной школе PAGEREF _Toc467018178 \h 25Выводы по второй главе: PAGEREF _Toc467018179 \h 33Заключение PAGEREF _Toc467018180 \h 34Список использованных источников PAGEREF _Toc467018181 \h 35

Введение.
Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания учителями, родителями закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Педагоги образовательных учреждений должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков школьника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.
Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях зарубежных и отечественных ученых: В. Килпатрика, Э. Коллингса, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).
Объект исследования: познавательная деятельность детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие познавательной деятельности старших дошкольников посредством использования методов исследовательских проектов.
Цель работы: выявить педагогические условия использования исследовательских проектов как способа развития познавательной деятельности старших дошкольников.
Гипотеза: использование метода исследовательских проектов способствует развитию познавательной деятельности детей старшего школьного возраста.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия познавательная деятельность, психологические особенности детей школьного возраста, изучить подходы к организации познавательной деятельности дошкольников в современной теории и практике.
Рассмотреть особенности использования метода проектов как средства развития познавательной деятельности ребенка старшего школьного возраста и определить эффективность системы работы по применению исследовательских проектов.
Составить методические рекомендации по использованию исследовательских проектов в дошкольном учреждении.
Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе школьного образовательного учреждения.
В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; диагностические, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.
Исследование проведено на базе БОУ « Репинская СОШ», Калачинского района, Омской области.
Практическая значимость заключается в том, что показана эффективность применения метода проектов в школьного образовательного учреждения для развития познавательной деятельности старших дошкольников и разработаны методические рекомендации.
Глава 1 Теоретические основы исследования психологических особенностей младших школьников1.1. Психологические особенности развития младших школьниковК 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу - все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает юс еще больше «стараться».
Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению.
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям школьного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности (например, атрибуты классного санитара - санитарная сумка, повязка с красным крестом и т. п.) .С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой, санитаром, командиром «звездочки» и т. д.).
Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения.
Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя - все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.
Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Например, на вопрос, как надо понимать слова: «Один в поле не воин», — многие отвечают: «А с кем ему воевать, если он один?» Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.
В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.
Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания малыш говорит неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях.
Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.
1.2. Развитие психических процессов и учебная деятельностьУчебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятии. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.
Однако восприятие в 1 и в начале 2 класса ещё весьма несовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Например, они путают буквы «ш» и «щ», изображенные на картинке рожь и пшеницу, пятиугольники и шестиугольники. Часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное не воспринимают. Словом, младшие школьники не умеют рассматривать предметы.
Следующая особенность восприятия в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями учителя. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет для школьника – значит что-то сделать с ним, что-то изменить в нем, произвести какое-либо действие, взять, потрогать его.
Характерная особенность учащихся 1-2 классов – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной и управляемой деятельностью. Благодаря обучению восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения.
Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие и представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, младшим школьникам понять трудно.
Мышление интенсивно развивается в процессе обучения. Ученик постепенно учится выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Какие же категории признаков выделяют младшие школьники? Здесь тоже имеется определенность закономерность. Например, в 1 классе наиболее отмечаются наглядные внешние признаки, относящиеся к действиям объекта («что он делает») или его назначению («для чего он»), т.е. утилитарные и функциональные признаки («Луна светит», «Вишни вкусные, их едят»).
Примерно начиная со 2 класса школьники заметно освобождаются от внушающего влияния наглядных признаков и все больше опираются на признаки, которые отражают связи и отношения между предметами и явлениями.
Ученики 3 классов способны к более высокому уровню обобщения, связанному с установлением соподчинения понятий: дети вычленяют более широкие и более узкие понятия.
Особенность воображения младших школьников – его опора на восприятие. Ученикам 1-2 классов бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре или на картинке. Но без воссоздающего воображения невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.
Воображение у детей младшего школьного возраста развивается интенсивно. Этому содействует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений. Однако среди учеников начальных классов есть дети с очень бедными, слабыми представлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими. С такими детьми надо много работать, обогащать их реальные представления, тренировать в умении делать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление.
Большое значение имеет включение школьника в творческую работу (рисование, мастерство, кружок народного творчества). Здесь важна роль специальных методических приемов – рассказы и сочинения по картинкам, рисование иллюстраций к текстам, мысленное путешествие по географической карте с наглядным описанием природы, путешествие в прошлое с наглядным представлением той эпохи.
Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.
Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.
В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний и умений, формируются интеллектуальные операции. Таким образом, в младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие.
К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
1.3.Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возрастаВ настоящее время отдельные аспекты познавательной деятельности детей получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова. Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
Социально-значимые качества личности формируются в деятельности, через познавательная активность.Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития личности.
Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности,  третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.
Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к  рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
Познавательная активность отражает определенный интерес старших дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора. Самсонова Е.Г. и И. Леонгард определяют следующие уровни активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:
1)     репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
2)     поисково-исполнительная активность; это более высокий  уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
3)     творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде, особенно активно это происходит через использование проектной деятельности.
Эффективным средством повышения познавательной активности является использование ситуативного познавательного интереса , т.е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности , действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его уроках всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность школьников.
Выводы по первой главе:В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализ свойств предметов и воздействию на них с целью изменения. Основное направление развития мышления в школьном возрасте - переход от наглядно-образного к словесно-логическому и теоретическому мышлению. В младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые осознаются и становятся произвольными.
В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одним из важных становится стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников. Это связано в первую очередь с учебной деятельностью и её успешностью.
Важное значение для успешной деятельности школьника и для формирования мышления имеет развитие познавательной активности.
Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка.
Познавательная деятельность школьника подразумевает , с одной стороны – действенный, а с другой – образный способы познания.

Глава 2 Исследование особенностей познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста
2.1 Организация исследования познавательной деятельностиОсновной целью экспериментальной части нашей исследовательской работы являлось изучение динамики познавательных процессов у детей в процессе реализации проектной деятельности.
Для изучения динамики познавательной деятельности в процессе выполнения исследовательских проектов совместно с психологом образовательного учреждения мы провели исследование познавательной активности детей.
Бюджетное образовательное учреждение Калачинского муниципального района Омской области «Репинская средняя общеобразовательная школа» расположено по адресу с. Репинка, ул. Зеленая 36, Калачинского района, Омской области. Дата образования школы – 1976 год. Педагогический состав школы - 23 человека.
Для эффективной организации образовательного процесса оборудовано 17 учебных кабинетов, кабинет обслуживающего труда, мастерские, спортивный зал.
В школе 17 классов-комплектов с числом учащихся 155 человек. Школа имеет структурное подразделение Воскресенскую основную общеобразовательную школу. В учебном процессе используется видеотехника, электронные издания. В школе есть большая библиотека (книжный фонд свыше 10 тысяч), актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка. Пришкольный участок ежегодно занимает призовые места в районных конкурсах.
Приоритетными направлениями работы школы на сегодняшний день являются:
1.Совершенствование образовательного процесса на основе внедрения передовых педагогических технологий.
2.Усиление личностной направленности образовательного процесса.
3.Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие навыков здорового образа жизни.
4.Обновление образовательных стандартов (переход начальной школы к новому образовательному стандарту, подготовка к переходу общей основной школы к новому образовательному стандарту).
В работе с обучающимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании» , Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями комитета по образованию и областного управления образования, внутренними приказами, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Учебный план школы составлен на основании базисного учебного плана и сохранил в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого.
Школьный компонент распределён на изучение предметов по базисному учебному плану и на индивидуальные и групповые занятия с целью углубления, расширения и коррекции знаний обучающихся, с целью более глубокой подготовки к государственной итоговой аттестации с участием ТЭК и единому государственному экзамену.
На первой ступени обучения (1-4 классы) используются учебные планы развивающего обучения УМК «Школа России».
Учебный план предусматривает выполнение государственной функции школы - обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребёнка в процессе обучения.
Главным условием для достижения этих целей является включение ребёнка на каждом учебном занятии в деятельность с учётом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач школы на каждой ступени обучения.
В начальной школе работает стабильный коллектив учителей. Они успешно решают задачи первоначального становления личности ребенка, выявления и развития его способностей, формируют у школьников умение и желание учиться.
Учащиеся 1- 4 классов занимаются по УМК «Школа России». Кроме основного, базового образования, УП включает занятия по немецкому языку.
С 2008 года с целью обеспечения возможности единого старта шестилетних первоклассников, развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирования его готовности к систематическому обучению в Воскресенской ООШ открыта группа предшкольного образования для детей 5-6 лет, занятия ведутся по программе «Предшкольная пора».
На второй ступени обучения продолжается формирование познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков. Педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи:
заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на третьей ступени обучения;
создать условия для самовыражения обучающихся на учебных и внеурочных занятиях;подготовить выпускников 9-х классов к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации с участием ТЭК.
С учётом этого на второй ступени обучения был расширен и обогащен учебный план путём введения следующих индивидуально-групповых занятий: информатика –5- 8 классы, практикум по математике –9 класс, практикум по русскому языку – 9 класс.
На третьей ступени обучения завершается образовательная подготовка обучающихся.
По желанию родителей и обучающихся ведутся индивидуально-групповые занятия: практикумы по русскому языку, математике, физике, истории, биологии, обществознанию, целью которых является подготовка к успешной сдаче ЕГЭ.
Формы организации учебного процесса:
-уроки (классно-урочная система);
-лекции, семинары, практикумы;
-консультации;
-занятия по выбору;
-олимпиады, конкурсы;
- предметные недели;
-открытые уроки;
-научно-исследовательская деятельность обучающихся.
Для проведения исследования мы выделили группы по 10 человек: экспериментальную и контрольную. В группах было проведено исследование уровня сформированности познавательной активности детей.
На втором этапе эксперимента в первой группе началась реализация проекта, дети второй группы в занятия не включались.
В ходе проведения эксперимента мы проводили наблюдение за участниками экспериментальной группы.
Методы исследования: формирующий эксперимент, диагностика, наблюдение.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников были выделены следующие критерии и показатели:
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к педагогу, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений учащиеся не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов - прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.
Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, а рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментатора).
Также в ходе проведения исследования педагогом проводилось наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности.
В качестве единиц проявления внешней активности детей можно выделить следующие их реакции на деятельность педагога:
- двусторонняя активность (ребенок сам стремится ответить на поставленный педагогом вопрос, и это стремление выражается поднятием руки и удовлетворением со стороны педагога этого стремления). При этом активность ребенка может завершиться правильным или неправильным ответом;
- односторонняя активность (отвечает, и высказывается если его попросят);
- активность на уровне микрогруппы (ребенок может не проявлять активности на уровне, однако может вести активную работу внутри группы), например , берет инициативу в свои руки, организует выполнение задания внутри группы либо берет инициативу в свои руки и сам все выполняет, остальные члены группы наблюдают за его работой, выполняет действие, высказывает свою точку зрения во время обсуждения вопроса внутри группы;
- отклонения от процесса обучения. Отвлечение от занятия другими занятиями, разговором с товарищем не по теме обсуждения вопроса, сонливость на занятии.
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обоих групп - контрольной и экспериментирующей находились примерно на одном уровне развития познавательной активности. Результаты исследования покажем в таблице 1.
Таблица 1. Показатели уровня сформированности познавательной активности на констатирующем этапе эксперимента
Группа когнитивный мотивационный эмоционально-волевой действенно-практический
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Экспериментальная группа 1 14 5 1 15 4 2 14 4 1 16 3
Контрольная группа 3 16 1 7 13 - 5 14 1 3 15 2
Наблюдение велось на всех занятиях, проводимых в ходе эксперимента. Проводился анализ изменения соотношений между отдельными видами активности ребенка на занятии с учетом различных внешних факторов, влияющих на данную активность
В процентном отношении результаты диагностики можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 2 - Результаты констатирующего этапа
Критерии и показатели Констатирующий этап
Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
КГ 5% 65% 30%
ЭК10% 65% 25%
мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
КГ 20% 31% 49%
ЭК23% 33% 44%
эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
КГ 2% 33% 65%
ЭК- 31% 69%
действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
КГ 10% 58% 32%
ЭК22% 53% 25%
В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности познавательной активности, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
57 % испытуемых показали средний уровень. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Лишь 13% детей имеют высокий уровень сформированности познавательной активности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен второй этап эксперимента с применением метода проектов.
2.2. Использование метода проектов в начальной школеВ настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности в начальную школу, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.
В таком контексте развития начальной школы перспективной представляется именно проектная деятельность. Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания , а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.
Внедрение проектной технологии в образовательный процесс требует от администрации больших организационных усилий, но при этом позволяет:
• повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;
• развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с педагогом);
• развивать у детей такие качества, как социализированность и активность;
• создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию школьного учреждения).
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Однако, с точки зрения А. Б. Воронцова, это либо, простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т. д., либо, механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы. Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.
Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности).
Познавательные УУД:
моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).
Коммуникативные УУД:
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Итак, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях. Следовательно, говоря о проектной деятельности младших школьников мы, прежде всего, имеем ввиду деятельность, осуществляемую учащимися по решению проектных задач, которые приведут к созданию «проектного продукта».
Но следует учитывать, что метод проектов реализует, прежде всего, деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит  проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
В рамках эксперимента нами был запланирован краткосрочный проект «Как увидеть движение воды в растении».
Цель: Формировать у школьников интерес к научно – исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Дать детям представление о том, что срезанный цветок всасывает воду через стебель.
2.Развивать умение фиксировать результаты наблюдения, формировать умения делать выводы.
3.Развивать самостоятельность, коммуникативность, расширять кругозор детей о жизни растений.
Гипотеза: Если срезанные цветы всасывают воду через свой стебель, то окрашенная пищевым красителем вода изменит цвет лепестков цветка в соответствии с цветом красителя. Таким образом можно доказать, что срезанные растения питаются через свой стебель.
В ходе проектной деятельности учащиеся изучали такое интересное явление, как движение воды в растениях.
На занятиях была изучена информация о данном опыте в литературе, рассматривали цветы, строение цветка и затем были проведены непосредственно опыты.
Для этого цветы белого цвета помещались в воду с растворенным пищевым красителем. По истечении определенного времени цветок окрашивался в цвет красителя. В зависимости от свойств цветка и его способности всасывать воду, на окрашивание уходило от нескольких часов до 2-3 дней.
В ходе эксперимента результаты своей работы дети зарисовывали в альбомах, рассказывали родителям.
По итогам проведенной работы мы провели повторную диагностику активности познавательной деятельности и сравнили результаты.
Таблица 3. Показатели уровня сформированности познавательной активности на этапе окончания эксперимента
Группа когнитивный мотивационный эмоционально-волевой действенно-практический
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Экспериментальная группа 3 13 4 4 14 2 8 8 4 6 11 3
Контрольная группа 4 15 1 7 12 1 5 14 1 3 14 3
По итогам эксперимента можно сказать, что если в контрольной группе наблюдаются незначительные изменения, то в экспериментальной можно увидеть сдвиги в пользу повышения познавательно активности.
Изменения отразим в гистограмме. На первом графике – контрольная группа до и после эксперимента.

Рисунок 1 – Показатели контрольной группы
Так как работа в контрольной группе не проводилась, то и показатели остались практически неизменными, это наглядно видно на графике.

Рисунок 2 – Показатели экспериментальной группы
Как показал график 2, динамика экспериментальной группы положительная, особенно видны повышения показателей учащихся по эмоционально-волевому и действенно-практическому критериям.
Наблюдение за учениками показало, что им интересно заниматься такой деятельностью, проведение опытов вызывает у них неподдельный интерес, они с нетерпением ждут занятия и с восторгом рассказывают о том, чем они занимались, родителям.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у ребят внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.
Очень значима проектная деятельность для родителей. Опыт показал, что те родители, которые принимают активное участие в проектной деятельности учреждения наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с педагогом, родители смогли реализовать свои творческие способности: вместе с детьми они занимаются творчеством, ищут способы эффектно и нестандартно представить свой проект.
Таким образом, можно сделать вывод, проектная деятельность продуктивна не только для детей и родителей, но и для педагога.
Педагоги, использующие в своей деятельности проектный метод, прежде всего, развивают свои способности к поисковой деятельности, организации индивидуальной и групповой работы с детьми вне уроков и вне классно-урочной системы. Осуществляя активную поисковую деятельность, повышают уровень собственной эрудированности и грамотности, обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей. Реализуя проекты, используют на 100 % заложенный в них творческий потенциал, творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности и др.). Выступая на конференциях и семинарах по итогам реализации проектной деятельности, учитель учится передавать свои знания и опыт другим педагогам, повышает свой авторитет и имидж в глазах коллег не только уровня своего учреждения, но и города, района и даже области, тем самым повышая уровень своей конкурентноспособности как специалиста.
Для совершенствования работы по использованию технологии проектирования в деятельности школы, на базе которого проводился эксперимент, запланированы следующие мероприятия:
1. Проведение серии занятий в рамках программы «Творческая мастерская» на тему «Проектный метод в начальной школе», которые будут организованы на протяжении всего учебного года.
Основной задачей этих занятий является не только ознакомление педагогов с инновационной технологией. В ходе данных встреч будут проводиться игры-тренинги, креативные игры, способствующие развитию творческого воображения, гибкого мышления, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций.
2. Также запланировано тематическое собрание для родителей «Творим, изменяем, экспериментируем…». Цель - повышение мотивации родителей на сотрудничество с педагогом в рамках индивидуальной проектной деятельности учащихся.
Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть что совершенствовать.
Выводы по второй главе:Метод проектов как один из методов интегрированного обучения младших школьников, основывается на интересах детей и предполагает самостоятельную активность учащихся. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Использование метода проектов в работе способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Эксперимент, проведенный в рамках дипломного проекта, показал, что проектная деятельность способствует повышению уровня познавательной активности, а значит формированию самосознания, адекватной самооценки, развитию познавательных и волевых процессов.

ЗаключениеПроектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие познавательной сферы младшего школьника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
В заключение отметим, что данная образовательная технология уже более 10 лет применяется в практике образовательных учреждений.

Список использованных источниковОб образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ.// Официальные документы в образовании. – 2013. - №2,№3.- С.2-92; Администратор образования. – 2013. - №3.- С.2-78,№4. – С.11-33.
Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова; Под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
Бессолицына Р.В. Инновационные подходы к организации научно-методической работы / Р.В.Бессолицына // Методист. – 2009.-№1.– С. 25-28.
Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования  / В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 2012. – 160 с.
Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, МГППУ, ИД Юрайт, 2010. - 460 c
Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания / С. Д. Поляков. - М.: Новая школа, 2012. - 160 с.
Подласый И. П. Педагогика; Юрайт, 2013. - 704 c.
Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе / А. И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 232 с.
Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 194 c.
Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.
Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
Чувашова Е. В. Зачем нужна проектная деятельность младших школьников? // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 42-45.
Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c. 
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 2009.