Исследовательская работа на тему Образ козы в народной культуре Орловского края
Исследовательская работа на тему
«Образ козы в народной культуре Орловского края».
Мирошкина Ольга, 7 класс
Аннотация
Данная исследовательская работа посвящена изучению образа козы в народной культуре Орловского края, включая плешковскую глиняную игрушку, святочные обряды, народную куклу. Результатом исследования стало изготовление народной куклы «Рождественская коза».
Идет коза рогатая,За малыми ребятами, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп, Кто каши не ест, Кто молока не пьет - Забодает, Забодает, Забодает!
Когда я была маленькая, я очень любила, когда мне рассказывали или читали русские народные сказки. Мне нравились бабушкины потешки, особенно про сороку-белобоку и козу рогатую. Когда я узнала, что 2015 год будет Годом козы, решила узнать об этом животном подробнее, особенно о том, какое место занимает образ козы в народной культуре, в т. ч. в культуре Орловского края.
Таким образом, цель моей работы – изучение образа козы в народной культуре Орловского края.
Коза – древнейшее мифологическое животное, которое особо почиталось в Древней Греции и в Древнем Риме. Почитали козу и славянские народы.
На Руси коза считалась символом плодородия и жизненной силы. Именно с этим был связан персонаж плешковской глиняной игрушки. Деревня Плешково – родина игрушки, известна с XVII века. Таким образом, можно считать, что плешковский промысел имеет значительную давность. Возникновение этого гончарного центра связано с наличием в округе обширных залежей качественных глин, из которых «тянули» разнообразную посуду и лепили игрушки-свистульки, которые после обжига становились розовыми. Кроме плешковской свистульки-бабы изготавливали различных птиц и животных, среди которых было корова-коза. Фигурки этих животных отличались только рисунком рогов. Коза особо почиталась как хранительница хлебного духа поля [2].
С плодородием козы было связано много различных обрядов. Например, коза была обязательным персонажем святочных гуляний.
На Святки было принято переодеваться – рядиться. Этот обычай было связан с обновлением природы. Считалось, что для обновления и очищения от нечести внутри себя, нужно было нарядиться в шубу, вывернув ее наизнанку. Лицо мазали сажей или надевали маску. Чаще всего наряжались в козу или медведя. Козу очень ждали хозяйки и готовили ей угощенье, с участием козы разыгрывали сценку, в которой коза плясала под песню:
Не мы идем – козу ведем.
Где Коза ходит там жито родит,Где Коза углом там жито стогом,Где Коза ногой там жито копной,А где не бывает там все полегает
Затем коза падала и умирала, а потом оживала. Так жизнь животного связывали с ежегодным замиранием природы зимой и оживлением весной. Считалось, что в том дворе, куда пришли ряженые с козой, будет хороший урожай и достаток в семье.
При обходе дворов на Святках в Орловском крае, как и повсеместно, исполнители песен или просто участники посиделок ходили ряжеными. Они могли надевать различные антропоморфные маски, говорить не своим голосом, шутить, острить, иногда истерически хохотать. Девушки рядились парнями, нищенками. Могли навязать кудели на голову, чернить или белить лицо, надевать одежду наизнанку. Нередко маскировались животными: рядились медведем, козой. В. Я. Пропп отмечает, что ритуал «вождения козы» не часто встречался у русских, чаще – у белорусов и украинцев. В Орловской губернии в связи с уникальной исторически сложившейся культурной традицией, обусловленной проникновением в быт и культуру коренного населения обычаев и нравов переселенцев из Украины, Молдавии, было популярно рядиться в козу. Существовала даже одноименная игра-драматизация:
Ой, ну-ну, коза,
Ой, ну-ну, сера!
Поворачивайся,
Не забувайся
(Коза падает на землю)
Пуць коза упала,
Здохла, пропала!
Господарь идзе,
Коляду нясе,
А господарыня идзе.
Колбасу нясе.
Я на рожееньки
Два пирожаньки,
Я на хвосточек
Сала кусочек.
Ой ты, козица,
Дей не ленися,
По всему двору,
Дей расходзися! [1]
В гуляньях участвовали не только взрослые, но и дети. Им не разрешали наряжаться самим, поэтому для них изготавливали куклу козы, наряжали в яркую одежду. К платью крепили разные предметы для отпугивания нечистой силы: дудочки, колокольчики, бубны. Козу украшали сережками, бусами, к поясу привязывали мешочек с зерном как символ плодородия. В народе такая кукла считалась также оберегом хорошего настроения. По косвенным сведениям можно предположить, что подобную куклу для обряда с козой делали и в Орловской губернии. Во-первых, Орловщина относится к южным губерниям, а именно в них существовал обряд вождения козы. Во-вторых, в Орловском крае были распространены соломенные куклы, т. к. край был очень хлебным.
В нашей школе мы всегда готовимся к Новому году, делаем на кружке подарки и сувениры для родных и друзей. Часто поделками становятся народные куклы и игрушки. Например, в прошлом году мы делали солнечного коня к Году лошади. В этом году все увлеченно занимались изготовлением народной куклы «Рождественская коза». Для святочных гуляний куклу делали большую, в рост человека, на крестовине из соломы. Мы с подругами делали маленькую козу из лыка.
Изготовление народной куклы «Рождественская коза».
Этап
Содержание работы
Иллюстрация
1
Подготовка. Разобрать кисть, отделить одну треть от пучка. Разделить эту часть пополам, одну разрезать пополам. Отделить тонкий пучок от большего.
2
Изготовление рожек. Закрепить ниткой пучок лыка, обвить по спирали. Другой конец пучка зафиксировать и вернуться назад, укладывая нитку крест-накрест, нитку закрепить. Концы расчесать и подравнять ножницами.
3
Изготовление ушек. Маленький пучок свернуть втрое, разрезать перегибы, перевязать нитками посередине. Концы расчесать и подравнять ножницами. Рожки согнуть пополам, с помощью нитки скрепить с ушками крест-накрест.
4
Изготовление ручек. Вторую часть меньшего пучка сложить втрое, разрезать перегибы, расчесать. Перевязать пучок посередине и на расстоянии 1-2 см от концов. Подравнять концы ножницами.
5
Сборка головы. Большой пучок перегнуть пополам, вложить рожки с ушками в середину, закрепить нитками, образуя шею.
6
Сборка туловища. Разделить пучок под головой пополам, вложить ручки, закрепить ниткой крест накрест. Расчесать нижнюю часть и подравнять ножницами.
7
Изготовление мешочка с зерном. В центр красного квадратного лоскутка положить немного крупы, собрать в узелок, закрепить нитками.
8
Украшение козы. Повязать на поясе передник. Перегнуть тонкий пучок пополам, наложить сзади на шею, спереди положить концы крест-накрест, закрепить на поясе – получается борода. Завязать ленточки бантиком на концах рожек. Завязать ленточки на ушках. Завязать по две ленточки на концах ручек. Закрепить на поясе мешочек с зерном и колокольчик, завязать поясок. Надеть на шею бусы.
Вместе с подругой по этой технологии мы сделали целую композицию «Коза и семеро козлят», которую представили на городской конкурс «Лучшая елочная игрушка» (фото 1). На конкурсе мы заняли первое место в возрастной группе 11-14 лет.
Фото 1. «Коза и семеро козлят».
Вывод: образ козы занимает значительное место в народной культуре Орловского края как символ плодородности, жизненной силы и женского начала. Козу любят и почитают как домашнее животное, дающее вкусное и питательное молоко и теплую шерсть, коз держат во многих домах не только в деревнях, но и в городах. Сюжет козы по-прежнему сохраняется в традиционной глиняной игрушке и лыковой кукле. Коза присутствует в святочных обрядах, приносит в дома радость, благополучие, богатый урожай, заставляет задуматься о глубоком смысле древних обрядов и не относиться к ним просто как к веселой игре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Костин В. И., Бережнова О. В., Бутримова И. В., Сальникова Э. В. Фольклор земли Орловской. – Орел: Издательство ОРАГС, 2004, стр.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15