Рабочая программа по окружающему миру 2 класс автор учебника Г.Ф.Трафимова, С.А.Трафимов,О.Н.Федотова


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
______/_Шамсувалиева К.А./ руководителя по УР «Больше-Машляковская СОШ»
Протокол №_1_ от МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» ________/Закиров.Р.Н ./
«_ 20_»___августа__2015г. ________/Гарипова Ф.С../ Приказ №154о/д от« 21 » августа»2015г. от « 21 » августа 2015г.
Рабочая программа
по окружающему миру 2 класс
учителя первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Больше Машляковская средняя общеобразовательная школа»
Давлетшиной Зульфии Хайдаршовны Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1от
2015 – 2016 учебный год « 21 » августа 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету окружающий мир для 2 класса на 2015-2016 учебный год разработана на основе следующих документов :Федеральный Закон от 29.12.2012г №273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 г. № 68-ЗРТ «Об образовании»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241, «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. №373»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ
« Больше-Машляковская СОШ», утвержденный приказом № 150 о/д от 21.08.2015 г;
Учебный план МБОУ « Больше-Машляковская СОШ», на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № 136 о/д от 21.08.2015 г;
Календарный учебный график работы МБОУ « Больше-Машляковская СОШ», на 2015-2016 учебный год;
На основе программы и учебника «Окружающий мир». Трафимовой Г.В., Трафимова С.А., Федотовой О.Н. 2 класс УМК «Перспективная начальная школа» 2011 г.
2. Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ « Больше – Машляковская СОШ» на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Всего 68 часов.
3. Общая характеристика курса «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями.
Задачи: дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
формирование специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Задача первых двух лет обучения - вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».
4. Основное содержание 2 класс (68ч)
Источники информации об окружающем нас мире (6 ч)
Обмен письмами как одно из средств информации: письмо экологов школьникам (природа живая и неживая ).
Книга как основной источник информации об окружающем нас мире. Учебник «Окружающий мир»: оглавление, иллюстрации, система значков-пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, словарик в учебнике. Иллюстрированный словарик.
Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Опыт и наблюдение.
Практические работы: обучение учащихся работе с учебником, хрестоматией, тетрадью для самостоятельной работы из учебного комплекта по окружающему миру.
Экскурсии: мир живой и неживой природы родного края, на учебно-опытный пришкольный участок, в школьную библиотеку «Книги — наши друзья».
Планеты и звезды (9 ч)
Земля. Вид Земли из космоса. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи. Звезды. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Созвездия. Планеты. Солнце — ближайшая звезда к планете Земля. Солнце — источник тепла и света для планеты Земля. Вращение Земли вокруг Солнца — причина смены сезонов года на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах). Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло.
Общие представления о воздухе как смеси газов. Легко определяемые свойства воздуха (прозрачный, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи).
Вода — источник жизни на Земле. Легко определяемые свойства воды (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, вода — растворитель, текучесть воды). Роль воды в природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.
Демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса), движение Земли вокруг Солнца (с помощью теллурия).
Живая природа Земли (33 ч)
Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени (фасоль или горох). Корень, стебель, лист растения. Дыхание и питание растений.
Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения.
Размножение растений (семенами, усами, луковицами, корнями, клубнями). Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство своей местности (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных растений). Охрана растений. Растения Красной книги России. Охраняемые растения своей местности.
Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.
Другие виды грибов (общее представление о плесневых грибах).
Животные Земли. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Особенности внешнего вида, питания, условия жизни. Защитные приспособления у животных, как проявление тесной связи организмов с окружающей средой. Взаимосвязи животных и растений.
Значение диких и домашних животных в жизни человека. Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные своей местности.
Знакомство с разделами Красной книги России. Составление Красной книги своей местности. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Уход за животными — обитателями живого уголка. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для первоклассников. Экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсия на животноводческую ферму, экскурсия в заповедник, заказник родного края.
Человек разумный (6 ч)
Человек разумный — часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Разнообразие внешности человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга.
Понятие о здоровье. Питание и здоровье. Режим дня школьника. Режим питания. Правила организации домашней учебной работы (освещенность рабочего места). Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний.
Практическая работа: составление режима дня (труд, отдых, физические упражненияМладший школьник и семья (4 ч)
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми.
Семья ребенка (фамилии, имена, отчества членов семьи). Родословная семьи. Уважение к своим соученикам, старшим, к членам семьи, к ветеранам труда и Великой Отечественной войны.
Практические работы: общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеалогического древа (родословной семьи). Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.
Родная страна — Россия (10 ч)
Я — гражданин России. Россия — наша Родина. Государственная символика России: флаг, герб, гимн.
Государственные праздники и памятные даты: 9 Мая — День Победы. 12 декабря — День Конституции. Конституция — основной закон Российской Федерации. Москва — столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля.
Родной город (село): название, основные предприятия города, достопримечательности. Особенности труда людей родного города (села). Влияние практической деятельности человека на природу.
Экскурсии: по родному городу (селу, поселку), посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны своей местности.
5. Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков
Тесты – 4
Самостоятельные работы – 1
Практические работы – 4
6. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Оценка проектной работы.
Отметка «5»
1.Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2.Соблюдена технология исполнения проекта.
3.Проявлены творчество, инициатива.
4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Отметка «4»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.
3. Проявлено творчество.
4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.
Отметка «3»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Допущены нарушения в технологии исполнения проекта, его оформлении.
3. Не проявлена самостоятельность в исполнении проекта.
Отметка «2»
Проект не выполнен или не завершен.
Промежуточная аттестация по предмету «Окружающий мир» проводится согласно положения о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
7. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является сформированность следующих умений.
•объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
•объяснять влияние притяжения Земли;
•связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
•наблюдать за погодой и описывать её;
•уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
•пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
•называть основные природные зоны и их особенности.
•оценивать правильность поведения людей в природе;
•уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
• характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир);
• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);
• сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
• называть признаки, отличающие домашних животных отдиких;
• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
• на основе опытных исследований и наблюдений выявлятьусловия, необходимые для жизни растений;• выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
• использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села, поселка);
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанным в Конституции;
• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
8. УМК, используемый для реализации данной рабочей программы:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.
3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.
4.Справочные пособия, энциклопедии;
5.Таблицы;
№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата
Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты план факт
1 Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам. 1 Научиться выделять отличительные признаки живой природы; распределять объекты в группы по общим признакам. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
1.09 2 Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы 1 Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности. 2.09 3 Мир живой и неживой природы. Советы старших..1 Научиться различать объекты неживой и живой природы. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. 7.09 4 Где и как найти ответы на вопросы. Книги-наши друзья. 1 Научиться устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; работать в группе(умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) 9.09 5 Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. 1 Научиться работать с книгой как с источником информации. Регулятивные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
14.09 6 Опыт и наблюдение. 1 Научиться находить различие между опытом и наблюдением, как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану. 16.09 7 Земля. Модель Земли. 1 Научиться находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор. Регулятивные:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
21.09 8 Почему на Земле день сменяется ночью? 1 Научиться демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси. 23.09 9 Звёзды и созвездия 1 Научиться характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела. 28.09 10 Планеты Иметь представления о планетах Солнечной системы. 30.09 11 Движение Земли вокруг Солнца. Научиться объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца. 5.10 12 Как связаны живая и неживая природа. 1 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Научиться сравнивать предметы живой и неживой природы; планировать и проводить несложные опыты. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. 7.10 13 Условия жизни на планете Земля. 1 12.10 14 Свойства воздуха.
Практическая работа 1 Научиться проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ. Знать основные и легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе. Регулятивные:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
14.10 15 Кому и для чего нужна вода. 1 Научиться сравнивать свойства воды и воздуха; соблюдать правила поведения у воды. Знать основные легко определяемые свойства воды; значение воды в природе. 19.10 16 Вода и ее свойства.
Практическая работа 1 Регулятивные:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 21.10 17 Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» 1 Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. 26.10 18 Условия, необходимые для развития растений. 1 Научиться анализировать опыт; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде.
Знать условия, необходимые для развития растений. Регулятивные:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
Познавательные:
- осуществлять запись об окружающем мире;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
28.10 19 Корень, стебель и лист. 1 Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений. 9.11 20 Питание растений 1 Научиться использовать книгу как источник информации. Иметь представление о питании растений. Регулятивные:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 11.11 21 Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» 1 Научиться приводить примеры разнообразных жизненных форм растений и грибов своей местности. Знать разнообразие жизненных форм растений. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
16.11 22 Цветковые и хвойные растения 1 Научиться определять группы растений по их характерным признакам. Регулятивные:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
Познавательные:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
18.11 23 Папоротники, мхи и водоросли. 1 Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. 23.11 24 Красная книга России. Правила поведения на природе. 1 Научиться кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России. Регулятивные:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
Познавательные:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. 25.11 25 Обобщение по теме «разнообразие растений». 1 Научиться группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. 30.11 26 Для чего люди выращивают культурные растения. 1 Научиться выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих. Регулятивные:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем
Познавательные:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
2.12 27 Какие части культурных растений используют люди. 1 7.12 28 Можно ли все огородные растения высаживать одновременно. 1 Научиться ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена. 9.12 29 От чего зависит урожай зерновых. 1 Знать важность зерновых культур в жизни человека. 14.12 30 Растения сада. 1 Научиться находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями. Знать основные растения сада. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
16.12 31 Сколько живут растения. 1 Научиться определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. 21.12 32
Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» Проверочная работа
1 Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений.
Научиться раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края. Внесённые в Красную книгу. 23.12 33 Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба. 1 Знать свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы. Регулятивные:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
-Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
11.01 34 Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. 1 Знать отличительные признаки съедобных грибов. 13.01 35 Как правильно собирать грибы. 1 Научиться правильно собирать грибы; приводить примеры грибов своей местности. 18.01 36 Разнообразие животных. 1 Научиться приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
20.01 37 Насекомые. 1 Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы. 25.01 38 Рыбы. 1 Научиться распознавать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
27.01 39 Земноводные. 1 Научиться высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма. 1.02 40 Пресмыкающиеся. 1 Научиться правилам поведения со змеями.
Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей. 3.02 41 Птицы. 1 Научиться определять птиц среди других животных. Знать отличительные признаки птиц. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. 8.02 42 Звери. 1 Научиться определять млекопитающих среди других животных. Регулятивные:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
10.02 43 Как животные защищаются. 1 Научиться распознавать животных по их характерным признакам. Знать способы защиты животных от врагов. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. 15.02 44-45 Домашние животные. 2 Научиться раскрывать особенности домашних животных. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
17.02
22.02 46 Живой уголок 1 Научиться ухаживать за обитателями живого уголка. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
24.02 47 Урок-экскурсия на станцию юннатов.
1 Научиться правилам поведения и обращения с животными Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
29.02 48 Значение диких животных 1 Научиться определять значение диких животных в жизни человека. Знать диких животных родного края. Регулятивные:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
Познавательные:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
2.03 49 Человек в ответе не только за тех, кого приручил 1 Научиться правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
Познавательные:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
7.03 50 Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные». 1 Иметь представления о природоохранной работе, проводимой в родном крае.
Научиться правилам поведения в походах. 9.03 51 Про тебя. 1 Иметь представление о значении природы для здоровья человека; об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении данного труда. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
Познавательные:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
14.03 52 Что умеет человек. 1 Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
16.03 53 Расти здоровым. 1 Научиться распознавать причины простудных заболеваний и их меры предупреждения. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
30.03 54 Питание и здоровье. 1 Научиться работать с дополнительными источниками знаний Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
4.04 55 От кого зависит твой режим дня. 1 Научиться соблюдать режим дня. Знать условия хорошего самочувствия. 6.04 56 Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» 1 Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
Познавательные:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
11.04 57 Чистота – залог здоровья 1 Научиться выполнять правила личной гигиены. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-осуществлять запись об окружающем мире;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. 13.04 58 Берегись простуды! 1 18.04 59 Твоя безопасность на улице 1 Научиться соблюдать правила безопасности на улице. Регулятивные:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
20.04 60 Твоя безопасность дома 1 Научиться вести себя в нестандартных ситуациях; вызывать помощь; правилам безопасного поведения дома. 25.04 61 Обобщение по теме
«Как уберечь себя от беды». 1 Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. 27.04 62 Имя города, села, посёлка. 1 Научиться работать с различными источниками информации. Регулятивные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 2.05 63 История Московского Кремля. 1 Научиться описывать изученные события из истории Отечества, самостоятельно работать с книгой. Регулятивные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 4.05 64 Защита проектов 1 Научиться анализировать полученную информацию. 11.05 65 Общий дедушка. 1 Научиться пользоваться средствами связи. Знать основные права ребёнка; способы обмена информацией. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
Познавательные:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. 16.05 66 День Победы. 1 Научиться приводить примеры основных государственных праздников. Регулятивные:
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
Познавательные:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. 18.05 67 День Конституции. 1 23.05 68 Обобщение по теме «В родном краю! 1 Научиться работать с различными источниками информации. Регулятивные:
-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
-задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
25.05 № п/п Тема урока Вид деятельности
1 Мир живой и неживой природы Письмо экологов школьникам определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту):
2-3 Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы. Советы старших. обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение):
4 Где и как найти ответы на вопросы. Книги – наши друзья. описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое:
5 Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. 6 Опыт и наблюдение. 7 Земля. Модель Земли. описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое:
проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карта, карта) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов:
8 Почему на Земле день сменяется ночью? демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг сой оси
9 Звезды и созвездия Характеризовать звезды и планеты;
находить на небе известные небесные тела
10 Планеты Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы
11 Движение Земли вокруг Солнца Объяснять причину смены времен года;
демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца
12 Как связаны живая и неживая природа? Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение):13 Условия жизни на планете Земля Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение):
14 Свойства воздуха Практическая работа Проводить простейшие опыты;
фиксировать результаты и их анализ
15 Кому и для чего нужна вода? 16 Вода и ее свойства Практическая работа различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных
17 Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» 18 Условия; необходимы для жизни растений Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания:
19 Корень; стебель; лист 20 Питание растений Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание
21 Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения»
Приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения)
22 Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:
23 Папоротники, мхи и водоросли различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:
24 Красная книга России. Правила поведения на природе Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации
25 Обобщение по теме «Разнообразие растений
Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края
26 Для чего люди выращивают культурные растения? (заседание клубаРазличать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:
27 Какие части культурных растений используют люди?(заседание клуба) Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:
28 Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? (заседание клуба) Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации
29 От чего зависит урожай зерновых? Ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов:
30 Растения сада Находить и определять садовые растения;
ухаживать за растениями
31 Сколько живут растения? Ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов:
32 Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»
Ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность Сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания
33
Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? 34 Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов.
Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).
35 Как правильно собирать грибы? Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.
36 Разнообразие животных Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).
37 Насекомые Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых
(на примере своей местности).
38 Рыбы Описывать внешний вид, характерные особенности представителей рыб
(на примере своей местности).
39 Земноводные Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере40Пресмыкающиеся Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере43 Птицы Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц
(на примере своей местности).
44 Звери
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей зверей
(на примере своей местности).
45 Обобщение по теме «Разнообразие животных» Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).
46 Как животные защищаются Перечислить способы защиты животных от врагов.
47 Человек и животные. Домашние животные Сравнивать и различать
диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
48 Живой уголок Обитатели живого уголка
49 Десятое заседание клуба. Значение диких животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).
50 Человек в ответе не только за тех кого приручил! Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека
51 Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе
52 Человек разумный – часть природы. Про тебя Приводить примеры зависимости удовлетворения потребности людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.
53 Что умеет человек? Анализировать влияние человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Человек - существо социальное, член общества
54 Расти здоровым Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека
55 Питание и здоровье Режим питания
56
От кого зависит твой режим дня?
Одиннадцатое заседание клуба
Практическая работа: составлять режим дня в группах
57 Чистота – залог здоровья Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы
58 Берегись простуды! Охрана и укрепление здоровья
59 Твоя безопасность на улице(двенадцатое заседание клуба) Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми
60 Твоя безопасность дома Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами
61 Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»
Охрана и укрепление здоровья
62 В родном краю. Имя города ,села, посёлка. Народные промыслы России. Особенности труда людей родного края.
63 История Московского кремля Москва - столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля
64 Экскурсия в город Анализировать полученную информацию;
соблюдать правила во время экскурсии в город
65 Общий дедушка Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками
66 День Победы Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ
67 День Конституции России 68 Обобщение по теме «В родном краю» Работать с различными источниками информации
Приложение.


Тест №1 «Земля. Модель Земли» ____________________________
1. Как называется ближайшая к Земле звезда?
________________________________________
2. Почему Солнце нам кажется маленьким кружком?
____________________________________________________
3. Что такое глобус?
____________________________________________________
____________________________________________________
4. На снимке из космоса Земля окрашена цветами:
Голубой цвет – это ___________________________________
Коричневый цвет – это ________________________________
Белый цвет – это _____________________________________
5. Подпиши на глобусе его части





Тест №1 1 вариант _____________________________
1. Продолжи определение
Природа – это всё, что _____________________________
________________________________________________________________________________________________________
2. Определи время года по описанию
Дни становятся короче. Деревья роняют в лужи свои яркие наряды. Птицы улетают в тёплые края.
_____________________________________________
3. Приведи свои примеры
Живая природа – __________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Неживая природа – _________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Тест №2 «Неживая и живая природа» 1 четв 2 класс
1. Что такое природа? _________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
2. Допиши слова в схему
ПРИРОДА

3. Что относится к живой природе?
__________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
Что относится к неживой природе?
__________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
4. Перечислите признаки живых существ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
Тест №2 «Неживая и живая природа» 1 четв 2 класс
1. Что такое природа? _________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
2. Допиши слова в схему
ПРИРОДА

3. Что относится к живой природе?
__________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
Что относится к неживой природе?
__________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
4. Перечислите признаки живых существ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
__________________________________________________________
Тест № 3 «Свойства воздуха» 1 четверть 2 класс
1. Что такое воздух? Воздух – это смесь ______________
2. Какие условия необходимы для жизни на Земле?
____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
2. Состав воздуха. Подпиши название газов




3. Перечисли свойства воздуха
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
__________________________________________________________
Тест № 3 «Свойства воздуха» 1 четверть 2 класс
1. Что такое воздух? Воздух – это смесь ______________
2. Какие условия необходимы для жизни на Земле?
____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
2. Состав воздуха. Подпиши название газов




3. Перечисли свойства воздуха
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
______________________________________________________
Тест № 4 «Свойства воздуха и воды» 1 четверть 2 класс
1. Какие условия необходимы для жизни на Земле?
_________________________________________________
2. Напиши названия двух газов воздуха, которые участвуют в дыхании.
_________________________________________________
3. Перечисли свойства воздуха
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
4. Перечисли свойства воды
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
______________________________________________________
Тест № 5 «Корень, стебель, лист» 2 четверть 2 класс
1. Какие условия необходимы для развития растений?
_________________________________________________
250190015557500
2. Подпиши части растения





3. Какой газ из воздуха берёт растение для дыхания? ______________________________________________
А какой выдыхает? ___________________________
4. Какие части растения участвуют в его дыхании?
Корень Листья
Стебель
______________________________________________________
Тест№6 «Цветковые и хвойные растения» 2 четверть 2 класс
№1. На какие три группы делятся все растения по внешним признакам? Запиши в таблицу название групп и их отличительные признаки. Приведи примеры растений к каждой группе
№2. Закончи предложение
Цветковые растения – ___________________________
______________________________________________
_____________________________________________
Хвойные растения – ____________________________
______________________________________________
______________________________________________
Тест№7 «Водоросли, мхи, папоротники» 2 четверть 2 класс
№1.
Растения Отличительные признаки
Водоросли Мхи Папоротники Тест №7 «Культурные растения» 2 чет. 2 класс
1. На какие группы делятся все растения
Растения
1.____________ 2.____________ 3.____________
2. Чем отличаются дикорастущие растения от культурных растений?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры:
Дикорастущие ________________________________________
_____________________________________________________
Культурные __________________________________________
_____________________________________________________
3. На какие группы делятся культурные растения?
Культурные растения
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест №8 «От чего зависит урожай зерновых?» 2 четв. 2 класс
1. Закончи предложения
Забота об урожае зерновых
1. Осенью в почву вносят ___________________________ и поля _____________________.
2. Зимой для задержания снега в полях устанавливают ______
__________________________________________________________________________________________________________
3. Ранней весной для сохранения влаги землю _____________
_____________________________________________________
4. Зимой всю сельскохозяйственную технику ______________
_____________________________________________________.
2. Перечисли зерновые растения
Тест № 10 Итоговый по теме «Грибы» 3 четверть 2 класс
№1. К живой природе относятся:
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
человек
№2. Грибы бывают:
____________________________________________
____________________________________________
№3. Подпиши части шляпочного гриба
2476531623000
5613405397500



3219458001000
№4. Какие растения размножаются спорами так же, как грибы?
_______________________________________________________________________
№5. Чем питаются грибы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№5. Выбери верное утверждение и подчеркни его.
А) Ядовитые грибы в лесу не нужны.
Б) Ядовитые грибы в лесу нужно уничтожать.
В) В лесу нужны все грибы: и съедобные, и ядовитые.
№6. Перечисли ядовитые шляпочные грибы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест № 10 Тема «Насекомые» 3 четверть 2 класс
№1. В чём сходство животных с растениями?
__________________________________________________________________________________________
№2. Перечисли группы животных
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
№3. Чем отличаются насекомые от других животных?
_____________________________________________
_____________________________________________
№4. На какие группы делятся насекомые по способу питания?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест № 11 Тема «Рыбы» 3 четверть 2 класс
№1. В чём сходство животных с растениями?
__________________________________________________________________________________________
_____________________________________________
№2. Перечисли группы животных
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
№3. Чем отличаются рыбы от других животных?
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
№4. На какие группы делятся рыбы по способу питания?
Тест № 12 Тема «Земноводные» 3 четверть 2 класс
№1. В чём различие животных и растений?
__________________________________________________________________________________________
_____________________________________________
№2. Перечисли группы животных
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
№3. Назовите отличительные признаки земноводных?
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
№4. На какие группы делятся земноводные по способу питания?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест № 14 Тема «Пресмыкающиеся. Птицы»
Заполни таблицу
Название группы Отличительные признаки группы Приведите примеры Как делятся по способу питания?
Пресмыкающиеся
Птицы