План — конспект открытого урока по литературе в 10 классе. «Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры» (по драме Островского «Гроза»)


План - конспект открытого урока по литературе в 10 классе.
«Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры» (по драме Островского «Гроза»)
1. Решаемые учебные проблемы:
Цели для учителя:
- расширять представление о специфике драматического рода литературы на материале пьесы на бытовую тематику;
-проследить на материале содержания пьесы, какие лучшие качества женской натуры воплотились в характере главной героини драмы «Гроза»;
-через сопоставление героев произведения подвести учащихся к пониманию характера героини и приёмов его создания в драматическом произведении;
- раскрыть суть нравственных понятий «сила и слабость характера»; «грех»;
- подвести учащихся к определению собственной позиции по отношению к героям произведения, авторской позиции и средствам её выражения;
-развивать речевые навыки учащихся.
Задачи для учеников:
-знать средства создания характеров героев в драматическом произведении;
- выбирать из текста фрагменты, которые раскрывают лучшие качества женской натуры, воплощенные в образе главной героини;
- сравнивать образ главной героини в оценке критиков (Добролюбова и Писарева)
-определять основные черты характеров героев драмы, правила и принципы их жизни;
-формулировать авторскую позицию, объяснять средства её выражения;
- формулировать собственное мнение об образе Катерины в драме Островского «Гроза»
2.Тип урока по форме: комбинированный.
3.Тип урока по содержанию: изучение и освоение конкретного произведения.
4. Планируемые результаты:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств, развитие познавательной активности и интереса к изучаемому произведению с использованием различных источников информации, понимание авторской позиции и умение аргументировать собственное мнение об образе Катерины в драме Островского «Гроза», знание истории и литературы.
Метапредметные:
Познавательные: углубление представления о драматическом произведении, совершенствование умения на основе прочитанного текста самостоятельно делать выводы, анализировать фрагменты драматического текста и строить речевое высказывание; расширение читательского кругозора, развитие умения работать с Интернет- ресурсами.
Регулятивные: умение ставить цель и планировать свою деятельность, умение осознавать трудности и стремиться преодолевать их, развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Коммуникативные: развитие у учащихся умений выделять причинно-следственные связи в тексте и выражать свои мысли, отвечать на вопросы по тексту, вести диалог, работать в группе и принимать точку зрения других.
Предметные:
В познавательной сфере: осознанное понимание специфики драматического произведения, умение анализировать произведение в единстве формы и содержания и давать характеристику героям, выявлять особенности приёмов в создании характеров героев в драматическом произведении, владение литературоведческими понятиями при анализе текста, выполнение творческой работы –составление опорной схемы и синквейна.
В ценностно- ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, восприятие «Грозы» как части историко-литературного процесса, понимание авторской позиции и соотнесение её с личной, развитие умения оценить поступки героев, воспитание любви к родной земле и родной культуре, определение актуальности произведения для читателей разных поколений.
В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и восприятие прочитанного текста, умение отвечать на вопросы, приводить аргументы, общаться в процессе работы над текстом с точки зрения партнёрства (ученик-ученик и ученик-учитель).
В эстетической сфере: восприятие художественного текста как произведения искусства, выразительное чтение текста с соблюдением соответствующих интонаций, формирование понимания сути русского слова в его эстетической функции, привитие потребности и желания читать наизусть отрывки из произведения.
Все планируемые результаты реализуются в процессе всего урока на разных этапах работы с текстом драмы «Гроза».
5.Учебный материал урока: Художественные тексты: А. Н. Островский «Гроза», Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы», карта работы на уроке для каждого учащегося, карточки-задания для групповой работы, мультимедийная презентация, ресурсы Интернет-сети.
6.Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
8. Технологии, методы, принципы, применяемые на уроке: рефлексивная технология, мультимедийная технология, частично-поисковый, метод проблемного изложения, принцип повторного чтения, принцип внутрипредметной связи 7.Виды деятельности: опережающее чтение произведения учащимися, аналитическая беседа, работа в парах и группах, составление опорной схемы, письменный ответ на вопрос, составление синквейна.
8.Оборудование: интерактивная доска, компьютер, телевизор, книги с текстом произведения.
9.Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация
(методическое назначение: усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуальности изучаемого материала).
10.Межпредметные связи: история.
Ход урока:
Предтекстовый структурный элемент урока.
Тема: не записана.
1 этап: Вхождение в тему урока.
Мотивация, целеполагание
Ребята! Как далеко от нас век девятнадцатый! Но вслушайтесь в голоса современников А.Н. Островского:
1.“Удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта”, - писал Тургенев Фету, прослушав драму в чтении автора.
2. “Гроза” Островского есть, по-моему, плачевное сочинение,” - писал Лев Толстой Фету.
Как вы думаете, почему по-разному толковалась современниками пьеса?
Пьеса Островского правдиво отображает жизнь, в ней драматург изобразил все слои русского общества, дал картину жизни купечества в России, тяжелое бесправное положение женщины.
Да, по-разному толковалась современниками пьеса, но эпицентром спора стала главная героиня. Зачастую мнения критиков и литературоведов оказываются кардинально противоположными. Почему? О какой героине пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Образ главной героини пьесы « Гроза» — яркий, глубокий, сложный, противоречивый – на протяжении долгих лет является предметом споров, объектом подчас взаимоисключающих толкований. Никто не остаётся равнодушным свидетелем трагедии, каждый стремится дать своё объяснение тому, что случилось с Катериной, и высказать своё мнение об этом образе.
Ребята! Назовите цель нашего урока:
Сравнить образ Катерины в представлениях различных авторов…
Да, и вы сами выступите в роли автора.
Можно с уверенностью сказать, что немногие образы, созданные русской литературой, вызвали столь противоречивые и полярные суждения.
Какие задачи мы будем решать на уроке?
- найти в тексте, как автор характеризует свою героиню…
- сравнить образ главной героини в оценке критиков…
- составить собственное мнение об образе Катерины в драме Островского «Гроза»…
Вы совершенно правы, мы поговорим о Катерине - главной героине драмы, воплотившей лучшие качества женской натуры, сопоставим Катерину с другими персонажами, выясним, насколько силен ее характер и чем отличается от других героев, познакомимся с авторской позицией, обратимся к критикам и составим свое мнение о Катерине. Поэтому все мы - авторы и тема нашего урока - «Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры».
(Виды и формы работы – беседа, работа в группах, составление опорной схемы, творческое задание, выразительное чтение)
2 этап. Подготовка к вхождению в текст.
На слайде Вы видите фотографии актрис, в разное время и по-своему исполнявших роль Катерины.
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе уделяется так много внимания изображению внутреннего мира и сложных переживаний женской души.
Положение женщины в семье, обществе на протяжении всего существования Руси, России менялось.
В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль — роль дочери, жены и матери. Огромное количество браков заключалось не по любви. О разводах в то время не было даже и мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.
Почему же вопрос о положении женщины в русском обществе так волновал А.Н. Островского? Автор «пьес жизни» уверен, что не свобода принесет счастье женщине, а любовь. Вот и в драме «Гроза» героиня борется не за образование, положение в обществе, деньги, а за любовь избранника. Но поскольку ее муж Тихон – «живой труп», а возлюбленный Борис слаб, её неизбежно ждет разочарование и гибель.
-Актуализация ранее полученных знаний. Работа по теории литературы.
Прежде чем мы будем рассматривать образ Катерины, давайте вспомним средства создания характеров героев в драматическом произведении
Средства создания характеров героев в драматическом произведении (опорная схема)
22377401041400022377401517650022377401517650022396451479550019621524320500169164022415500Драматическое произведение говорящие фамилии
ремарки
речь поступки антитеза (контраст)
характеристика героев др.действ.лицамиА.Н. Островский придавал большое значение имени, образу, судьбе.
Катерина (греч.) – чистая, благопристойная.
О чем говорит имя главной героини урока?
Благопристойный – 1. Соответствующий принятым в обществе правилам
поведения, морали.
2. Соблюдающий правила поведения, приличия.
Текстовый структурный элемент урока.
3 этап. Вхождение в текст. Работа в группах. Организация монологических и диалогических ответов.
(Учитель так дополняет ответы учащихся, чтобы можно было в конце урока сделать выводы по теме урока.)
А теперь рассмотрим
Какой же образ рисует драматург в произведении?
Для реализации наших задач мы поработаем в группах.
Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза».
1 группа. Жизнь Катерины до замужества
Действие 1, явление 7
- Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?
Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис.
Какие черты характера проявляются в детстве? Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. Имеет болезненную впечатлительность, религиозность, романтическое отношение к жизни.
Какова речь героини?
Соответствует облику женщины из народа: поэтика народной песни (повторы, инверсия, риторические восклицания, сравнения) и церковные слова.
Чувствуется противоречивость - стремление к свободе
мечты и стремления - грех

2 группа Из истории имени. Катерина — по-гречески «всегда чистая».
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.
3 группа Жизнь Катерины в доме Кабановых.
- Как меняется жизнь Катерины после замужества?
Из атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, Катерина попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане.
В чем должна была измениться жизнь?
Где были указаны правила поведения в семье? («Домострой»)
Что известно об этом документе средних веков? Кто олицетворяет «Домострой» в драме?
В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которая попала в атмосферу тирании и лжи после замужества с Тихоном Кабановым, происходившим из зажиточной купеческой семьи.
Значит, попав в дом Кабановой, с Катериной происходит несчастье.
4 группа «Катерина и Кабаниха»
Чтение по ролям отрывка из д.1 явл.5.
Почему в пьесе Катерина противопоставлена своей свекрови?
Островский вводит нас в мир “темного царства”, пытается показать характеры, взаимоотношения и законы, по которым живут люди в этом “темном царстве”. Для того чтобы нагляднее показать эти законы и взаимоотношения, Островский противопоставляет двух героинь — Марфу Игнатьевну и Катерину.
Какие черты характера Катерины проявляются в этой сцене?
Почтительна, говорит с достоинством, твердо отстаивает свое право на уважение, проявляет независимый характер
Что мы можем сказать о Марфе Игнатьевне Кабановой? Есть ли у них что-то общее?
Несмотря на то, что Марфа Игнатьевна и Катерина выросли и воспитывались в купеческих семьях, характеры их сформировались совершенно по-разному. В семье, где выросла Катерина, царили любовь и взаимопонимание. Об этом Катерина рассказывала сама: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю”. Такое воспитание сформировало добрый и мягкий, но, несмотря на это, независимый характер. Вероятно, Марфа Игнатьевна воспитывалась в совершенно других условиях. Скорее всего, она уже с детства испытала на себе жестокость купеческих нравов, их несправедливость, где все было подчинено наживе - все это сформировало другой, нежели у Катерины, характер…
Вывод:
Катерина и Кабаниха
Кабаниха отстаивает патриархальные обычаи «Домостроя».
Катерина стремится к свободе выбора по воле сердца.
В драме есть человек, который близок Катерине по возрасту, менталитету, положению. Есть человек, с которым могла бы быть дружба. Я говорю о … Варваре.
5 группа «Катерина и Варвара»
Чтение по ролям отрывка из д.2 явл.2.
Какие черты характера раскрываются в разговоре с Варварой?
Решительность («горячая»),сила чувства, честность, терпеливость, глубина душевной драмы, способность отстоять свободу ценой гибели, близость к Богу, бессознательное ощущение изначальной обреченности человека.
В чем состоит отличие между этими девушками?
Драматург противопоставляет Катерине девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.
Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость…
Катерина и Варвара
Отличие Катерины и Варвары в разрешении конфликта:
Варвара уходит из дома, Катерина уходит из жизни.
6 группа Катерина и Тихон
действие 2, явления 3,4,5
Как ведут себя герои в этой сцене?
Как это их характеризует?
Какое значение имеет сцена в развитии событий?
Катерина и Тихон
Тихон не способен не только защитить Катерину, но и понять. Он рад отъезду, ни о чем не думает.
Решает пойти на свидание, поддалась естественному чувству.
Мы увидели независимость, доброту Катерины, ее гармонию с миром…
кого же полюбила она? Достойного ли человека?
7 группа «Катерина и Борис». действие 5 явление 3
Любил ли Борис Катерину?
Какие черты характера проявляются у Катерины?
Сила воли, жалеет его, а не себя, религиозность, высокая нравственность восстает против обмана
Как вы считаете, возможен ли другой финал драмы? При каком условии?
Борис и Катерина:
две трагические личности.
Катерина и гроза
Гроза играет важную роль в композиции драмы.
Катерина напоминает грозу, не подчиняясь (как и силы природы) никому.
Итак, подводя итог, мы должны сформулировать и записать вывод
Вывод: Катерина у Островского воплощает лучшие черты женской натуры: верность, кротость, требовательность к себе, доброту к окружающим. Нравственный конфликт ее заключается в невозможности жить в грехе, в разладе со своей совестью.
8 группа Каким видит образ Катерины Н. А. Добролюбов?
Образ Катерины в статье «Луч света в темном царстве».
9 группа Каким видит образ Катерины Д. И. Писарев?
Образ Катерины в статье «Мотивы русской драмы». Выписать тезисы.
Н.А. Добролюбов (1836-1861) Д.И. Писарев (1840-1868)
1. Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе 1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление
2. Решительный, цельный русский характер 2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…
3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?
4. У Катерины все делается по влечению натуры 4. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве
5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца… 5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…
6 Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера. 6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
7 Нам отрадно видеть избавление Катерины. 7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

Для учителя.
Время написание статей. От 1860 г. к 1864 г. обстановка в России круто изменилась. Революционная ситуация не переросла в революцию. Ее удалось предотвратить крестьянской реформой. Крестьянские, студенческие волнения пошли на убыль. Началась полоса реакции. Убеждённый, что расчёт Добролюбова на участие в революции массы "жертв тёмного царства" неверен, Писарев выдвигает иного героя - мыслящего пролетария, реалиста, способного разобраться в происходящем.
В 1864 г., спустя 4 с лишним года, когда "Гроза" ставилась всё реже, а Добролюбова уже и не было в живых, Писарев выступил в привычной роли возмутителя спокойствия, написав статью "Мотивы русской драмы". Предпочтение следует отдать статье Добролюбова.
Анализ художественного произведения у Писарева часто переходит в прямолинейный суд над героями во имя торжества идей самого критика. Критик постоянно апеллирует к разуму.
Критическая манера Добролюбова более плодотворна. Добролюбов видит и те стороны, на которых сосредоточил внимание Писарев. Но Добролюбов не столько судит, сколько изучает, исследует борьбу в душе героини, доказывая неизбежность победы света над тьмою. Такой подход соответствует духу драмы Островского.
Правоту Добролюбова подтвердил и суд истории. "Гроза" действительно явилась вестью о новом этапе русской народной жизни. Уже в движении революционеров - семидесятников немало было участниц, чей жизненный путь заставлял вспомнить о Катерине. Вера Засулич, Софья Перовская, Вера Фигнер... И они начинали с инстинктивного порыва к воле, рождённого духотой семейной обстановки.
Посттекстовый структурный элемент урока.
4 этап Мы с Вами увидели Катерину в изображении автора и критиков.
А как Вы представляете себе образ Катерины?
Каковы её характер? Чувства? Внутренний мир?
Понятна ли она Вам?
- Развитие речи. Творческое задание: мини-сочинение (3-5 предложений)
Какой вы представляете себе Катерину? или составление синквейна
Ответы учащихся
5 этап. Рефлексия.
Ребята! Продолжите строчки Николая Заболоцкого:
«Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уходит во тьму,
Нет на свете печальней измены…
- Чем измена себе самому!»
Изменила ли сама себе Катерина?
Как вы думаете, прав ли Добролюбов в утверждении, что другого выхода для освобождения у Катерины не было?
А может быть прав Писарев Д.И.?
Надеюсь, что у вас сложился свой образ Катерины. Желаю вам, когда вы станете взрослыми, вновь перечитать произведения А. Н. Островского - «пьесы жизни», как их называют.
-Достигли мы цели урока, смогли решить все поставленные задачи?
-Сегодня на уроке
-я узнал...
-я научился...
-материал был...
-за урок я...
-самое сложное для меня было...
-работа в группе...
-урок для меня показался...
-моё настроение...
6 этап.Выставление оценок.
Постарайтесь дать самооценку своей работы на уроке, используя следующие критерии:
1.Прочтение текста пьесы – 0-1-2 балла
2.Подбор цитат для аргументации своего ответа – 0-1-2 балла
3.Публичное мини-выступление - 0-1-2 балла
4.Участие в обсуждении образа Катерины – 0-1-2 балла
Поставьте себе оценку в баллах: 0 – 8 баллов.
Домашнее задание.
мини — сочинение «Как А. Н. Островский относится к своей героине?»
Эссе «Мир Катерины – это …»
Задания для групповой работы
1 группа. Жизнь Катерины до замужества
Действие 1, явление 7
- Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?
Какие черты характера проявляются в детстве? Воспитываясь в родительском доме, Какова речь героини?
2 группа Из истории имени. Катерина — по-гречески «всегда чистая».
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.
3 группа Жизнь Катерины в доме Кабановых.
- Как меняется жизнь Катерины после замужества?
В чем должна была измениться жизнь?
Где были указаны правила поведения в семье? («Домострой»)
Что известно об этом документе средних веков? Кто олицетворяет «Домострой» в драме?
4 группа «Катерина и Кабаниха»
Действие 1 явл.5.
Почему в пьесе Катерина противопоставлена своей свекрови?
Какие черты характера Катерины проявляются в этой сцене?
Что мы можем сказать о Марфе Игнатьевне Кабановой? Есть ли у них что-то общее?
Какой вывод мы можем сделать?
В драме есть человек, который близок Катерине по возрасту, менталитету, положению. Есть человек, с которым могла бы быть дружба.
5 группа «Катерина и Варвара»
Чтение по ролям отрывка из д.2 явл.2.
Какие черты характера раскрываются в разговоре с Варварой?
В чем состоит отличие между этими девушками?

6 группа Катерина и Тихон
действие 2, явления 3,4,5
Как ведут себя герои в этой сцене?
Как это их характеризует?
Какое значение имеет сцена в развитии событий?
Кого же полюбила Катерина? Достойного ли человека?
7 группа «Катерина и Борис». Действие 5, явление 3
Любил ли Борис Катерину?
Какие черты характера проявляются у Катерины?
Как вы считаете, возможен ли другой финал драмы? При каком условии?
8 группа Каким видит образ Катерины Н. А. Добролюбов
Образ Катерины в статье «Луч света в темном царстве». Выписать тезисы.

9 группа Каким видит образ Катерины Д. И. Писарев
Образ Катерины в статье «Мотивы русской драмы». Выписать тезисы.
Карта работы на уроке (фамилия, имя) _______________________________________________
Тема:
Этап 2. Средства создания характеров героев в драматическом произведении (опорная схема)
Вставьте недостающие элементы.
26282651555750026282651270000026282651327150026282658509000Драматическое произведение
169481527305002089151778000
поступки
речь
Этап 3. Выдели основные черты характера Катерины. Запиши их.
Катерина в доме родителей. ________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Катерина в доме Кабановых
_______________________________________________________________________________________
Катерина -------Кабаниха
________________________________________________________________________________________
Катерина - Варвара
_______________________________________________________________________________________
Катерина - Тихон
_______________________________________________________________________________________
Катерина - Борис
_______________________________________________________________________________________
Вывод: Катерина у Островского _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Добролюбов о Катерине:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Писарев о Катерине: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этап 4 Развитие речи. Творческое задание
Как я представляю себе образ Катерины? Каковы её характер? Чувства? Внутренний мир?
Мини-сочинение (3-5 предложений) или
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
257111583820Катерина
00Катерина
Составление синквейна

318706515811500150114015811500
43491152476500219646524765002908302476500
476821523939500302514023939500150050523939500-13716023939500
209169021780500
Примечание.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово- HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%8E%D0%BC%D0%B5" \o "Резюме" резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
5 этап. Рефлексия.
-Достигли мы цели урока, смогли решить все поставленные задачи?
-Сегодня на уроке
-я узнал...
-я научился...
-материал был...
-за урок я...
-самое сложное для меня было...
-работа в группе...
-урок для меня показался...
-моё настроение...
6 этап.Выставление оценок.
Постарайтесь дать самооценку своей работы на уроке, используя следующие критерии:
1.Прочтение текста пьесы – 0-1-2 балла
2.Подбор цитат для аргументации своего ответа – 0-1-2 балла
3.Публичное мини-выступление - 0-1-2 балла
4.Участие в обсуждении образа Катерины – 0-1-2 балла
Поставьте себе оценку в баллах: 0 – 8 баллов.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
Мини-сочинение «Как А. Н. Островский относится к своей героине?» или Эссе «Мир Катерины – это …» (по выбору)
Самоанализ урока литературы, проведенного в 10-м классе, по теме
«Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры» (по драме Островского «Гроза»)
подготовлен учителем
русского языка и литературы
Тихоненко Еленой Анатольевной

Самоанализ урока
План.
Тема урока.
Тип урока.
Цель урока.
Задачи урока.
Место урока в учебном плане.
Структура урока, почему она выбрана.
Методы.
Мотивационная обеспеченность урока.
Содержательная сторона урока.
Виды речевой деятельности.
Формы работы.
Средства обучения.
Контроль знаний, умений и навыков.
Подведение итогов.
Пояснительная записка.
1. Тема урока.
«Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры» (по драме Островского «Гроза»)
2.Тип урока по форме: комбинированный.
3.Тип урока по содержанию: изучение и освоение конкретного произведения
4. Решаемые учебные проблемы:
Цели для учителя:
- расширять представление о специфике драматического рода литературы на материале пьесы на бытовую тематику;
-проследить на материале содержания пьесы, какие лучшие качества женской натуры воплотились в характере главной героини драмы «Гроза»;
-через сопоставление героев произведения подвести учащихся к пониманию характера героини и приёмов его создания в драматическом произведении;
- раскрыть суть нравственных понятий «сила и слабость характера»; «грех»;
- подвести учащихся к определению собственной позиции по отношению к героям произведения, авторской позиции и средствам её выражения;
-развивать речевые навыки учащихся.
Задачи для учеников:
-знать средства создания характеров героев в драматическом произведении;
- выбирать из текста фрагменты, которые раскрывают лучшие качества женской натуры, воплощенные в образе главной героини;
- сравнивать образ главной героини в оценке критиков (Добролюбова и Писарева)
-определять основные черты характеров героев драмы, правила и принципы их жизни;
-формулировать авторскую позицию, объяснять средства её выражения;
- формулировать собственное мнение об образе Катерины в драме Островского «Гроза»
5. Место урока в учебном плане.
В календарно-тематическом планировании это 4-й урок по теме «Творчество А.Н. Островского».
6. Структура урока, почему она выбрана.
I. Организация. Предтекстовый структурный элемент (Вхождение в тему)
II. Текстовой структурный элемент (вхождение в текст, практикум).
III. Посттекстовый структурный элемент. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Информация о домашнем задании была дана после тематически соответствующего фрагмента урока.
Данная структура урока была выбрана для успешного решения поставленных задач.
Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально.
Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.
7. Методы.
На уроке было использовано сочетание таких методов, как:
- коммуникативно-ориентированный
- учебная работа под руководством учителя
- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации, чтение наизусть)
- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)
- словесный метод (рассказ, элементы беседы)
-методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности)
- логические методы (сравнение, анализ)
- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя)
8. Мотивационная обеспеченность урока.
В формировании учебной мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития у учащихся познавательных функций и жизненно важных умений.
Специфика урока состоит в применении современных инновационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют повышению интереса, следовательно, и повышению уровня мотивации учащихся.
Урок состоит из 3-х этапов мотивации:
1) Ориентировочно-мотивационный
Он включает в себя следующие учебные действия:
- создание ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы
- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения (цель деятельности на данном уроке);
2) Операционально-исполнительский
Он предполагает:
- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием;
- положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.
3) Рефлексивно-оценочный
На этом этапе происходит:
- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы;
- подведение итогов, переводящее удачные и неудачные ответы учащихся в позитивную плоскость приобретенного опыта;
- «подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приводит к формированию ее устойчивости.
Важным было повышение уровня мотивации учащихся.
Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приемами и благодаря использованию наглядно-иллюстративного метода.
9. Содержательная сторона урока.
Содержание материала личностно ориентировано, доступно.
10. Виды речевой деятельности.
Аудирование.
Чтение.
Говорение.
11. Формы работы:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
12. Средства обучения.
мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.
13. Контроль знаний, умений и навыков.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в форме вопросно-ответной деятельности.
Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных особенностей учащихся и познавательного интереса.
14. Подведение итогов.
Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.
Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.
Отклонений от плана урока не было.
Результативность урока хорошая.
Учитывая большую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.
Перегрузки детей не было.
Цель урока достигнута.
Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.