План-конспект по литературе на тему:А.Н. Островский Гроза. Образ Катерины
Предмет литература
Класс 10
Тема урока Катерина в системе образов. Протест против «темного царства»
КОНСПЕКТ УРОКА
1.Организационный момент.
Цель этапа:
-настроить обучающихся на активную работу на уроке, исполнительность, раскованность в высказываниях собственного мнения;
-предупредить о доброжелательном настрое гостей, чтобы избежать излишней нервозности и смущения.
Содержание этапа.
Приветствие обучающихся.
2.Вступительное слово учителя.
Цель этапа:
-активизировать внимание обучающихся на цели, задачах урока.
Содержание этапа.
Слайд 1. Портрет А.Н.Островского
На предыдущем уроке мы рассмотрели образы обитателей города Калинова, дали им характеристики. Цель нашего урока – выявить, какое место в системе образов занимает Катерина, понять, почему она не может жить по законам «темного царства» и почему сделала такой выбор.
Слайд 2. Тема, цель урока, портрет Катерины.
Цель урока:
выявить
какое место занимает Катерина в системе образов драмы;
почему она не может жить по законам «темного царства»;
почему героиня сделала такой выбор.
3.Опрос по драме «Гроза»
Цель этапа:
-выявить подготовленность обучающихся к восприятию нового.
Содержание этапа.
Чтобы лучше понять образ Катерины, вспомним нормы и мораль, по которым живет город Калинов, вспомним его обитателей.
Экспресс-опрос. Карточки(3). Дается карточка(№4) с индивидуальным заданием.
-«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе». Почему так говорит Кулигин?
-Как вы понимаете слова Бориса : «Здесь что вышла замуж, что схоронили, все равно»?
-Как относятся к поучениям Кабанихи ее домочадцы?
4.Раскрытие темы.
Цель этапа:
-определить главные черты характера Катерины;
-ответить на вопрос «В чем состоит конфликт Катерины с окружающим?»
-выявить отношение к поступку Катерины.
Содержание этапа.
Варвара и Тихон давно уже приспособились к жизни в доме матери: Варвара убеждена, что без притворства не обойтись, Тихон убеждает Кабаниху в своем послушании, а сам рад «бежать» из дома хоть ненадолго. А Катерина?
Слайд 3. «Напраслину-то терпеть кому же приятно!»
Катерина миролюбиво пытается унять Кабаниху, мягко возражает ей. Еще никто не пытался возразить Кабанихе, противоречить ей.
С первых реплик Катерина предстает особой героиней, а в разговоре с Варварой признается, что мечтает быть…(птицей)
Слайд 4. «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица»
-Послушаем монолог «Отчего люди не летают…» Выступает подготовленный ученик.
-Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины?
-Откуда же появились такие черты, если город живет по своим принципам?
Да, в родительском доме Катерина жила по-другому.
Слайд 5. «Да здесь все как будто из-под неволи»
-Что переживала Катерина в доме Кабанихи?
-Теперь давайте определим черты характера главной героини и решим, в чем же состоит ее конфликт с окружающим.
Слайд 6.Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи
На слайде появляются черты характера героини, обучающиеся называют те принципы, по которым проходит жизнь в доме Кабанихи, приводят примеры из текста.Свободолюбие - подчинениеНезависимость - отказ от своей волиЧувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениямиМечтательность и поэтичность -отсутствие духовных началРелигиозность - религиозное лицемерие Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)Доброта , бескорыстие - грубость и браньЧестность , непосредственность – обман
-Сделаем вывод.
Для Катерины - главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.
Слайд 7. «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, ..что я другого люблю?»
-Любовь является движущей силой сюжета. Когда мы узнаем о любви Катерины к Борису?
-Ответ по карточке. Индивид. задание. Работа с текстом д.2, явл2Карточка №4. Какие стороны характера Катерины раскрываются в ее разговоре с Варварой? Приведите примеры. Каково ее чувство к Борису? Зачитайте реплики.
Слайд 8. «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?»
-Вспомним сцену прощания с Тихоном. Как ведет себя Тихон с матерью?
-Послушаем диалог Катерины и Тихона.(действ.2, явл.4 – начало)
Выступление с индивидуальным заданием. Чтение диалога.
-Какой мы видим Катерину?
-Какое значение имеет сцена «Проводы Тихона» в развитии дальнейших действий?
( Любить и уважать такого бессильного Тихона Катерина не может. Смысл этой сцены - отчаянная попытка героини предупредить беду, заставить себя любить мужа)-Ключ…Ключ от опостылевшего дома властной Кабанихи…Ключ счастья, пусть минутного, но счастья быть рядом с любимым…
Слайд 9. «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!»
Индивидуальное задание. Исполнение монолога с ключом. (действ.2, явл.10)
-Какие чувства испытывает Катерина? Как чувства отражаются в ее речи? Смогла ли ваша одноклассница передать это в монологе?
По-разному исполняли роль Катерины актрисы.
Слайд 10. Первая исполнительница роли Катерины Никулина-Косицкая.
Любовь Павловна Никулина-Косицкая -первая исполнительница роли Катерины. Драма «Гроза» была наполнена воспоминаниями актрисы о годах ее детства и юности на Волге. Рассказы ее, голос и весь облик вызвали в душе драматурга образ Катерины с ее независимой и гордой натурой.
Слайд11. Гликерия Николаевна Федотова.
Актриса выделяла мечтательность и религиозность в характере Катерины, передавала мучительную внутреннюю борьбу между чувством к Борису и сознанием греховности своей любви. Раскрывая душевную трагедию героини, актриса вызывала не столько чувство протеста против "темного царства", сколько чувство жалости, сострадания к ней.
Слайд 12. Мария Николаевна Ермолова.
Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе.
Конечно, были и есть и другие исполнительницы роли Катерины. Все они по-своему интерпретировали этот образ.
-Любовь Катерины к Борису – искреннее чувство или протест против устоев жизни Кабаних? Может быть, она встает на тот же путь лжи и обмана, что и Варвара?
Диспут: любовь Катерины – это искреннее чувство или протест?
Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу. Да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.
Слайд 13. «Грешна я перед Богом и перед вами!»
-Чем объясняется раскаяние Катерины? Какой вы видите героиню в сцене всенародного покаяния? Это первый кульминационный момент драмы.
-Коротко расскажите о событиях действия 5.
Слайд 14. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»
-Прочитаем последний монолог Катерины(действ.5, явл.4)
Это второй кульминационный момент.
-Почему Борис не мог спасти Катерину?
-Послушаем романс «Под лаской плюшевого пледа» (стихи М.Цветаевой, музыка А.Петрова, исполнительница В.Пономарева).
-О какой любви поется в романсе? (Это любовь – самопожертвование, как и любовь Катерины)
-Можно ли считать самоубийство Катерины решительным протестом против кабановских понятий о нравственности?
-Был ли у Катерины иной выход?
-Как под влиянием поступка Катерины, ее трагической судьбы выражают протест против деспотизма самодуров другие герои?
Слайд 15. Сделаем вывод.
В системе образов Катерина занимает…
Она не может жить по законам «темного царства», потому что…
Героиня избрала выход - самоубийство, чтобы…
Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, она честна, искренна и поэтому не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова. В системе образов она занимает особое место: не принадлежит ни к «жертвам», ни к «хозяевам» города Калинина.
Недаром имя ей дано драматургом Катерина, что в переводе означает «чистая».
Слайд 16. Задание на дом.
5.Задание на дом.Цель этапа:
-обобщить сказанное на уроке в виде записи;
-подготовиться к сочинению.
Содержание этапа.
Слайд8. Домашнее задание.
Выполнить письменное задание: обобщить материал по образу Катерины, составить и записать сложный план «Образ Катерины»