Презентация по математике Использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников


Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников Подготовила:учитель математики МКОУ Кутковской ООШБодренко С.В. Актуальность выбранной темы.  Выбор темы моей работы обусловлен несколькими причинами.  Во-первых, здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, так как является одной из главных предпосылок к познанию окружающего мира, к самоутверждению личности. Практически каждый из нас не приучен думать о здоровье, мы привыкли бороться с уже имеющимися болезнями. Изменение этого стереотипа сознания и формирование механизма самосохранения – актуальная задача для детей и подростков. Во-вторых, федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования, выдвинули формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы, т.е. государство законодательно возложило ответственность на школу, определив в качестве одной из ее главных задач создание здоровьесберегающей школьной среды. В качестве ведущих выделяются задачи:сохранения здоровья;оптимизации учебного процесса;разработки здоровьесберегающих технологий обучения;формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. В-третьих, среди причин, влияющих на ухудшение здоровья, по мнению ученых, составляют факторы внутришкольной среды. Обучение, связанное с риском для здоровья затрудняет получение хорошего образования, приводит к отрицательным социальным последствиям. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться, независимо от наших усилий улучшить методы преподавания, стандарты или организационную структуру образования. Наши задачи Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Проблема здоровья школьников и здоровьесберегающие технологии Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этого. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 4 до 12 %. C нервно-психическими расстройствами – с 6 до 16 %. Нарушениями осанки – с 2 до 17 %. Одна из частых патологий, возникающих у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.  В настоящее время учебный процесс характеризуется его интенсификацией, и именно с этим фактором связывают 40% детско-подростковой патологии, и как частое следствие этого – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Что в свою очередь создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Здоровьесберегающие технологии. Решение проблемы здоровья школьников напрямую зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.  Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.  Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают - аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни;- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для сохранения здоровья знаний и умений, побуждающих заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни. - эмоционально-волевой, включающий в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых; они обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива;- экологический, учитывающий то, что природная среда, окружающая ребёнка, является мощным оздоровительным фактором.- физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Результатом применения здоровьесберегающих технологий является изменение образовательного процесса, в котором должно четко прослеживаться - объем образовательной нагрузки, который соответствует как возрастным, так и индивидуальным особенностям ребенка;- составление расписания и распределение нагрузки в соответствии с требованиями норм;- чередование различных видов обучения с другой физической деятельностью;- увеличение физической активности детей;- привлечение родителей к активному участию в школьной жизни;- система работы по формированию заинтересованного отношения к здоровому образу жизни у школьников;-создание педагогом адекватного психологического климата в классе;- индивидуальный подход к ребенку;- использование методик и образовательных технологий согласно возрасту. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики Математика - один из наиболее трудных предметов в школе, требующий от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока, поэтому важна правильная организация учебной деятельности, а именно: учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. Создание условий, в которых уютно и комфортно заниматься, также способствуют сохранению здоровья детей. К их числу можно отнести оформление и озеленение класса, так как цветы повышают настроение в группе через восприятие подростками красоты и жизненной силы этих растений, поглощают отрицательную энергию, углекислый газ, вырабатывая при этом кислород, необходимый для дыхания участников образовательного процесса Эффективность деятельности и работоспособность учащихся При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися и работоспособность в течение урока различается: 5-25-я минуты - 80%;25-35-я минуты - 60-40%; 35-40-я минуты - 10%. В течение дня концентрация внимания у детей не одинакова – она колеблется. У каждого человека есть свои собственные циклы. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратковременном отдыхе. В среднем дети 5-8 лет могут интенсивно, без перерывов учиться в течение 5-7 минут, не более. Дети 9-13 лет – в течение 8-12 минут, юноши и девушки 14-18 лет –в течении 12-15 минут. После этого должна обязательно следовать пауза. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут. Создание обстановки доброжелательности на уроке Наблюдения показывают, что в речевых действиях учителя нередко преобладают отрицательные оценочные суждения или сравнения, которые неприятны ученику. Не часто учитель при затруднении школьника позволяет себе поддержать его успокаивающими словами: «Не волнуйся», «Я уверен, у тебя все получится», «Подумай еще раз» и т.д. Словесные педагогические действия, в которых доминируют приказания, предупреждения, упреки, порицания и другие элементы репрессивного свойства, следует отнести к авторитарному стилю профессионального поведения, ведущему к снижению психического здоровья учащихся. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей. Большинству учащихся не легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый, более “слабый” ученик, по изучаемой теме, чувствует поддержку товарища, у которого процесс усвоения проходит успешнее. Хорошим антистрессовым моментом на таком уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке работы детей необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения применяются следующие группы средств: 1) Средства двигательной направленности;2) Гигиенические факторы;3) Психолого-педагогические факторы. К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – физкультминутки. Упражнения для физкультминуток выполняют важные функции:1. Они снижают уровень напряжения и дают возможность ученикам расслабиться.2. Они делают процесс обучения более эффективным, поскольку активизируют все важнейшие системы человеческого организма.3. Они создают в коллективе обстановку доверия и доброжелательности. Все это означает, что после интенсивной работы необходим перерыв, во время которого активизируются отделы головного мозга, не работающие ранее. Включение в физкультминутки упражнений для глаз служит не только профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.Например, упражнение для глаз – "Раскрашивание" ( Дети закрывают глаза и мысленно раскрашивают белую стену поочерёдно любым цветом, но закончить раскрашивание нужно своим самым любимым цветом). Упражнения «Движение глазами» или « Расслабление глаз». Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в тему урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей в 6 классе ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Или при изучении положительных и отрицательных чисел выполнить наклоны влево, вправо, в зависимости от того, какое число названо. Можно повторить признаки делимости, нужные при работе с действительными числами. Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133 и т.д. … Элементарные и в то же время осмысленные действия лучше осваиваются и запоминаются. Исходя из этого, следует по возможности избегать чисто технических заданий и предлагать доступные творческие задания.  Творческое усвоение знаний обеспечивает проблемный урок.Эмоциональное переживание возникает у школьников при столкновении с противоречием.Ставить проблему обязательно, т.к. она мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу весь класс, активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, речь. Поэтому закрепление идет быстрее и легче.Проблемный диалог дарит радость самостоятельного открытия знаний. Для ребят «учение с увлечением», значительно снижает нервные нагрузки. Таким образом, именно проблемный диалог - здоровьесберегающая технология. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание. Игровая ситуация создается в процессе выполнения практических заданий. ( «Соревнование художников»: 2 человека у доски, 2 системы координат, даны координаты точек. Нужно быстро изобразить на координатной плоскости определенный рисунок. Домой можно предложить обратное задание: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломанной, и записать координаты вершин. «Математические карты»: У каждого игрока карточками с заданиями теоретического характера. Например, по геометрии. Карта считается битой, если на вопрос, стоящий в ней, дан правильный ответ. В результате проигрывает тот, у кого в конце игры на руках остались карты).  Задачи, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Например включение в урок валеологических вставок повышает активность детей и познавательные способности. Так, во время устного счёта в 5 классе, к примеру, возможна следующая валеологическая вставка.В саду 2 бригады собирали шиповник: одна собрала 100 кг, другая на 38 кг меньше. Сколько всего этих полезных плодов было собрано?(Валеологическая вставка о шиповнике — шиповник в 16-17 веке ценился дороже золота, на него меняли ценные меха. В его ягодах витамина С в 40 раз больше, чем в лимоне, в 2 раза больше, чем в чёрной смородине)  Для того, чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятием "здоровый образ жизни" Вот несколько вариантов таких задач:1. В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?2. В кишечнике человека живут более 400 видов полезных бактерий. Они вырабатывают витамины, помогают усваивать пищу, в определенной мере защищают кишечник от вторжения вредных микроорганизмов. При употреблении лекарственных препаратов количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства? 3. В сутки через легкие человека проходит около 10000 л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за 1 неделю, 1 год? Что мы называем «зелёными легкими» нашей планеты? Домашние задания  Часто в школе можно столкнуться с ситуацией, когда ученик не выполнил домашнее задание и целый урок ждет, когда прозвенит звонок. Он весь урок в напряжении. То есть возникает конфликтная ситуация, которая приводит к формированию непрерывного, эмоционального возбуждения отрицательного характера Детям нужно говорить, что если вы не готовы к уроку, то предупреждайте на перемене учителя (в жизни всякие случаются ситуации) и не переживайте весь урок. Предлагая домашнее задание, учителю лучше продифференцировать уровень сложности указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять». Это также дает положительный результат.Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках математики Создание благоприятного психологического климата на уроке Снятие эмоционального напряжения Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Индивидуальный подход к каждому ученику Развитие творческих способностей Будущее каждого ребенка во многом зависит и от того, с каким педагогом сведет его жизнь: мыслящим, постоянно самосовершенствующимся, заботящимся о своих подопечных или равнодушным. Применение здоровьесберегающих технологий в образовании – это не модное увлечение педагогической общественности и не нечто сверхъестественное, требующее перестроения всего образования, это простые приемы и методы, которые должны применяться каждым учителем. И  только тогда, данные статистики, приведенные в начале выступления, могут измениться. Здоровье – это огромная ценность, которую нужно беречь. Давайте начнём с себя и своего отношения к данной проблеме. И тогда здоровьесберегающие технологии станут естественной частью нашей работы.