Урок-исследование по литературе. Тема Русские поэты о Великой Отечественной войне. К Симонов Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №6
РФ 142002 Московская область, г. Домодедово, микрорайон Западный ул. Текстильщиков, дом 13б, тел.: (496 79)5-46-09 факс: (496 79)5-46-09 электронный адрес: dom111-06@list.ruОткрытый урок
по литературе
Тема: «Русские поэты о Великой Отечественной войне.
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Учитель русского языка и литературы
Локтева Е.А.
2016
Тема: «Русские поэты о Великой Отечественной войне.
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Цели:
Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны. Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
Создание условий для формирования умения понимать, анализировать поэтический текст в единстве формы и содержания.
Воспитание патриотических чувств: гордость за свой народ, свою Родину; уважение к старшему поколению.
Планируемые результаты:
Владение устной (диалогической, монологической) и письменной речью.
Умение определять тему, основную мысль, композицию стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства языка.
Умение строить логичное рассуждение и делать выводы.
Умение организовывать совместное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Тип урока
Урок - исследование
Формы и методы
Эвристическая беседа, анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», работа в группах, решение проблемных ситуаций.
Оборудование: тематические презентации. Запись (видеоролик) прочтения стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» А.К. Симоновым; иллюстрации к стихотворению. Опережающие (домашние) задания: создание презентаций и видеороликов, лексическая работа, краткие сообщения о ВОВ, о поэтах: К. Симонове, А. Суркове.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Книга истории каждого народа складывается из разных страниц: и славных, и печальных. На долю нашей Родины выпало немало испытаний, которые наш народ выдержал с честью и достоинством. В мае 2015 года Россия праздновала великую победу.
Актуализация знаний с последующим определением задач урока.
а. Беседа:
- Что вы знаете об этом событии?
- Что такое война?
Ответ учащегося: Война – это битвы и сражения, несущие смерть, вражду, разъединение людей.
- Почему её называют «Отечественная», «Священная»?
Ответы учащихся: Священная – война за правое дело, за Родину, за всё, что нам дорого, свято. Это война была оборонительной.
Я думаю, что слово «священная» обозначает, что воевали мы за всё, что нам свято, дорого, а это и есть Родина.
- Что может нам дополнить группа историков?
Ответ учащегося: ВОВ началась 22 июня 1941г. в 4 часа утра и закончилась 9 мая 1945 года. Она унесла более 27 миллионов жизней советских людей. В истории России это была самая кровопролитная война.
- ВОВ наложила отпечаток на русскую культуру 20 века. Военная тема звучит в творчестве едва ли не каждого поэта, многие их них, снимая бронь, добровольно уходили на фронт. Давайте посмотрим презентацию, которую подготовила группа «Литераторов».
Презентация «Поэты-фронтовики»: идут слайды, ученики с мест читают строки представленных поэтов:
Юлия Друнина :Я столько раз видала рукопашный
Раз наяву
И тысячу во сне
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Семён Гудзенко:
Я был пехотой в поле чистом,
В грязи окопной и войне.
Я стал армейским журналистом
В последний год на той войне.
Александр Твардовский
Грянул год, пришёл черёд,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
Алексей Сурков:
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой,
Человеку было двадцать лет.
Константин Симонов:
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Заканчивается презентация сведениями о количестве ушедших и вернувшихся поэтов. (На фронт ушли 1215 писателей и поэтов, более 400 из них не вернулись).
- Слово учителя. Поэзия фронтовиков потрясает читателя, потому что её создавали люди, пережившие войну на собственном опыте. А мы продолжаем знакомство с творчеством известного поэта К.М. Симонова.
-Какое стихотворение мы изучали в 5 классе? («Майор привёз мальчишку на лафете…»)
- О чём это стихотворение? (О судьбе детей на войне)
Сегодня мы знакомимся с одним из лучших стихотворений К. Симонова, написанного им в военное время: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».
Итак, какие задачи вы можете поставить перед собой? (Ответы)
- Изучить стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» .
- Проанализировать его, т.е. определить тему, основную мысль, композицию, найти средства художественной выразительности.
- Понять чувства поэта по отношению к событиям ВОВ, его внутренний мир.
- Слушать внимательно друг друга, делать выводы.
Работа по теме урока.
- Слово учителя с элементами беседы.
Вы получили домашнее задание прочитать статью о поэте в учебнике.
- Что вы узнали о поэте? На что больше всего вы обратили внимание?
- Учитель: прежде, чем мы посмотрим аудиозапись авторского исполнения стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», представитель группы литераторов прочтёт отрывок из воспоминаний К. Симонова.
Ученик читает воспоминания поэта об этом стихотворении:
Константин Симонов писал: « Я написал это стихотворение не тогда, на Смоленщине, а несколькими месяцами позже, в ноябре 1941 года. Это Стихотворение об одной из наших поездок на передовую на Западном фронте. Конечно, не все подробности этой поездки вошли в стихотворение, но многое из того, что потом оказалось в стихах, было в самой жизни».
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» автором – К.М. Симоновым.
(Ученики получают задание внимательно прослушать и посмотреть видеоролик).
Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»:
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- В какой форме оно написано? Что на это указывает? (Дружеское послание)
- Почему стихотворение обращено к Алёше? (к ответу подключается группа 2 и рассказывает об А.А. Суркове)
Алексей Сурков – поэт-фронтовик, друг Константина Симонова. С 1941 по 1945 годы Сурков бал военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда». Так же, как и Симонов, он переезжал с фронта на фронт, поэтому оба поэта знали войну «изнутри». А первые месяцы войны они служили бок о бок.
- Определите его тему. Композицию.
- Встретились ли вам незнакомые слова? Назовите их.
(Группа «Литераторов» объясняет слова и их значение: «погост», «тракт», «околицы», «солдатки», пажити». Все эти слова указывают на неразрывную связь между прошлым и настоящим). - Какие образы присутствуют в стихотворении? (образы русских людей: женщины, старика и старухи, образ дороги, лесов, пажити).
- Определите основную мысль (идею).
- Давайте найдём языковые средства, к которым обратился К. Симонов (таблица на слайде «Языковые средства в стихотворении К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»). (ТАБЛИЦА)
6. Работа в группах.
Задание для группы 1. (Историки)
Что такое Родина, по мнению поэта? Какой видится Родина поэту? Какие слова и выражения в стихотворении могут стать синонимами/ контекстуальными синонимами к слову «Родина»?
Задание для группы 2. (Литераторы)
Какой смысл приобретает в стихах образ дороги и образ дома?
Найти контекстуальные синонимы и объяснить их значение. (Дорога, тракт, околицы. )
Задание для группы 3. (Художники)
Образ женщин и стариков в стихотворении. Почему автор снова и снова обращается к этим образам? (вернуться к материалам видеоролика).
- Представители группы после обсуждения отвечают на предложенные вопросы. Совместное обсуждение.
- Ответы группы 1.
Синонимы слова «Родина» – великая Русь, вся Россия, просёлки, русская земля, горькая земля. Эти слова главные для понимания идеи стихотворения.
Для К. Симонова Родина – это не уютный мир городской квартиры, где чувствуешь себя безопасно, а это «…просёлки, что дедами пройдены, с простыми крестами их русских могил». Это женские слёзы, молитвы прадедов.
- Ответы группы 2.
Поэт называет военные дороги - тракт, просёлки. Слово дорога становится высоким синонимом жизненного пути, который человек должен пройти достойно, выдержать нелёгкое испытание, выпавшее на долю целого народа.
Дом – это вечная ценность, которую нужно защищать.
Ответы группы 3.
В образах женщин, терпеливых и самоотверженных, поэт видит веру и любовь, которые так необходимы каждому солдату, а старики – это мудрость и опыт. А ещё поэт говорит о величии русских женщин и прадедов, молящихся не о себе, а о воинах, оставляющих родную землю, детей, женщин, стариков.
Вывод: из всех образов, представленных в стихотворении, и складывается единый образ Родины – России.
- Ребята из группы «Художников» нарисовали иллюстрации к стихотворению «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Давайте посмотрим и послушаем, почему они выбрали для своей работы тот или иной эпизод.
Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что было интересным, сложным для вас?
- Как вы можете оценить свою работу на уроке?
(если останется время, можно предложить продолжить предложения:Меня удивило….
Мне понравилось (не понравилось…)
Я понял…
Я задумался…)Выставление оценок
Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: «Какие лучшие чувства обострились в душах людей в годы Великой Отечественной войны»?