Война в памяти народа. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войны посвящается…
Воспитательное мероприятие на педагогической практике
1. «Война в памяти народа», 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
2. Форма организации мероприятия – интеллектуальная игра.
3. Автор сценария – Калачев Виктор Николаевич. Студент 4 курса исторического факультета педагогического института ВоГУ. 6 октября 2014 г.
4. Педагогические цели:
Формирование у учащихся личностного отношения к прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории, умение давать оценку событиям прошлого, анализировать и сопоставлять исторические факты и даты.
Развитие чувства патриотизма, прививать любовь к Отечеству.
5. Количество участников игры – 14. В 9 классе 10 юношей и 4 девушки. Возраст у большинства учащихся 15 лет. У 2-х учащихся возраст – 14 лет.
6. Мероприятие состоялось 10 октября 2014 года в БОУ КМР ВО «Горицкая средняя общеобразовательная школа». Время проведения – 30 минут. Дополнительного времени на подготовку участников к игре не требовалось. Мероприятие прошло в классном кабинете вместимостью 25 человек.
7. В классе зал был украшен плакатами и картинами времен ВОВ, флаг СССР, фотографии участников ВОВ из школьного музея (представлены на информационном стенде кабинета русского языка и литературы). У расписания заранее оформлена афиша предстоящего мероприятия, участникам игры выданы приглашения на игру. Учитель надет в парадно, опрятно. У учащихся школьная парадная форма (деловой стиль). Музыкальное оформление – на компьютере во время игры звучат песни военных лет. Световое оформление – включенный свет. При показе информации на проекторе свет выключается.
8.Реквизиты: пригласительные билеты, для приглашения участников игры – 14 штук, плакаты и картины времен ВОВ – 14 штук (набор), чтобы наглядно показать учащимся о трудных военных годах. Грамоты для награждения победителей и призеров игры – 2 штуки. Призы для награждения участников игры – набор конфет в целлофане (200 гр.) и шоколад (100 гр.). Мультимедия для показа презентации. Презентация для показа изображения и аудиозаписей во время игры. Компьютер. Акустика для воспроизведения звука. 2 карточки с заданием.
9.Использованная литература:
Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий исторический справочник. – М.: Политиздат, 1990. с. 12-45.
Классные часы: 7 класс /авт-сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2008. – с. 53 – 57.
Великая Отечественная война. 1941-1945. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512 с.: ил. – С. 103-105.
Борзова Л.П. Игры на уроках истории: Метод. пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников // «Академия развития»: – Ярославль, 1998.
10. Жюри в данной игре не было, так как класс небольшой, поэтому набранные баллы за каждый раунд помогал заносить в протокол игры классный руководитель. После каждого раунда подводятся итоги. Помощник ведущего игры (классный руководитель) оглашает результаты в протокол соревнований и турнирную таблицу, размещенная на классной доске. Окончательные итоги подводит ведущий игры и помощник. Побеждает та команда, которая набрала максимальное количество баллов. Если у обеих команд одинаковое количество баллов, то побеждает та команда, набравшая максимальное количество во втором раунде. Подведение итогов в торжественной обстановке. Победители и призеры игрового мероприятия получают сладкие призы и грамоты.
11. Идея конкурсной-игровой программы – показать основные события Великой Отечественной войны в форме интеллектуальной игры, то есть на примере знания основных дат, песен военных лет, портретов героев войны и военной техники. Воображаемая ситуация игры – «Машина времени» с помощью которой участники игры попали в военное время 1941-1945 гг. Чтобы вернуться обратно в наше время, необходимо ответить правильно на вопросы.
12. Задача игроков – правильно отвечать на вопросы игры, внимательно слушать капитана и ведущего игры. Соблюдать дисциплину. Если участник игры будет соблюдать эти правила команда будет получать максимальные баллы за раунд, при этом не получая один штрафной балл за каждое замечание ведущего и помощника игры.
13. В команде 1 ведущий. 1 помощник (выбирается классный руководитель, чтобы он справедливо выставлял баллы в протокол и турнирную таблицу интеллектуальной игры). Перед игрой учащиеся самостоятельно распределяются на 2 команды по 7 человек в каждой. Главное условие – в команде должна быть хотя бы одна девочка.
14. Домашнее задание – прочитать раздел в учебнике по Истории России 9 класса, посвященный Великой Отечественной войне.
Правила игры:
Название команды, должно соответствовать тематике игры. В случае соблюдения данного правила команды получают 2 балла, если нет, то 1 балл.
В начале игры команды назначают капитана. Капитан не имеет право уйти с поста без решения коллектива команды.
В случае оскорбления одной из команд, то команда автоматически получает один штрафной балл.
При ответе на вопрос команды отвечают в порядке очередности. Если одна из команд нарушает очередность, то команда не получает баллы за ответ.
В случае подсказки одной команды другой команде, то та команда, которая подсказала, получает один штрафной балл.
За каждый правильный ответ команды получают от 1 до 5 баллов, в зависимости от различных уровней игры.
Помощник ведущего ведет протокол игры и после подведения итогов каждого раунда заносит набранные баллы в турнирную таблицу.
Если в течение игры у команд не было замечаний и нарушений, то команде дополнительно начисляется 5 баллов.
15. За два дня до мероприятия, учитель должен подготовить и вывесить афишу на информационном стенде для учащихся школы, выдать приглашения на игру участникам игры.
Интеллектуальная игра «Война в памяти народа», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
(9 класс).
Нет в России семьи такой,Где б не памятен был свой герой.И глаза молодых солдат,С фотографий увядших глядят.Этот взгляд, словно высший суд,Для ребят, что сейчас растут.И мальчишкам нельзя,Не солгать, не обмануть,Ни с пути свернуть.В. Златоустовский
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя:
В 2015 году мы отмечаем 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Эта война стала суровым испытанием для СССР. Но советский народ внес в достижение Победы над фашизмом самый большой вклад. Все дальше удаляются те огненные годы. Все меньше остается живых свидетелей этих страшных событий. Но память о тех, кто отдал свою жизнь и свое здоровье ради нашей жизни, никогда не померкнет в памяти поколений. Сегодня мы еще раз вспомним о важных событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны.
1 раунд: Представление команд.
В течение 2-х минут участникам игры необходимо придумать название и девиз команды, а также выбрать капитана.
Затем идет представление команд. Учитель выставляет баллы в протокол соревнований (максимум 2 балла, если название команды соответствует темы игры).
2 раунд: «Мозговой» штурм.
Вам предстоит по очереди отвечать на вопросы (в течение 10 секунд), сначала первая команда, затем вторая. Если первая команда затрудняется в ответе на вопрос, то право отвечать на вопросы переходит второй команде. За нарушение правил, команда получает одно штрафное очко. За подсказку ни одна команда не получает баллы за заданный вопрос. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл. Приступим!
Какой город был главной целью немецкого плана наступления «Тайфун» (Москва).
В августе 1941 года бомбардировщики, какой страны совершили полет на Берлин? (СССР, учитель показывает на слайде презентации портрет известного летчика, уроженца с. Волокославино Кирилловского района, Преображенского Е.Н. Совершил полет на Берлин 7-8 августа 1941 г.)
Как назывался город, в битве за который была разгромлена армия Паулюса? (Сталинград).
Назовите советского политика, который 22 июня 1941 года выступил по радио со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» (Молотов).
Назовите имя советской поэтессы, которая написала мемуары и поэмы о Блокаде Ленинграда? (Ольга Берггольц).
Сколько дней длилась Блокада Ленинграда? (871 или 900 дней, оба варианта верны).
Когда произошла встреча на Эльбе? (25 апреля 1945 г.)
Молодцы! Вы успешно справились с заданием, сейчас мы перейдем в следующий ранд игры.
3 раунд: Конкурс капитанов.
В течение 4-х минут капитанам игры предстоит на карточке выполнить задания. Остальным участникам игры подсказывать нельзя. В случае подсказки, команда не получает баллов за 3 раунд.
Карточка для команды №1.
Перед вами отрывки текстов песен времен ВОВ, вам необходимо написать название песни. Время выполнения задания 4 минуты. За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
Выполнять задание прямо на карточке.
Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идёт война народная, …………………………… Как два различных полюса, Во всём враждебны мы. За свет и мир мы боремся, Они — за царство тьмы. («Священная война»).
Прощай, отчий край,Ты нас вспоминай,Прощай, милый взгляд,Не все из нас придут назад.Летят, летят года,Уходят во мглу поезда,А в них - солдаты.И в небе темномГорит солдатская звезда. («Прощание Славянки»).
Нас ждет огонь смертельный,И все ж бессилен он.Сомненья прочь:Уходит в ночьОтдельныйДесятый нашДесантный батальон.Лишь только бой угас,Звучит другой приказ.И почтальон сойдет с ума,Разыскивая нас.Взлетает красная ракета,Бьет пулемет, неутомим.И, значит, нам нужна одна победа,Одна на всех.Мы за ценой не постоим! («Нам нужна одна победа»).
От героев былых времен не осталось порой имен.Те, кто приняли трудный бой, стали просто землей и травой.Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.Этот вечный огонь нам завещан и одним. Мы в груди храним. («От героев былых времен» или песня из фильма «Офицеры»).
Карточка для команды №2.
Перед вами отрывки текстов песен времен ВОВ, вам необходимо написать название песни. Время выполнения задания 4 минуты.
Выполнять задание прямо на карточке.
…………………… вальсПомнят все моряки,Разве можно забыть мне вас,Золотые деньки?На Малахов курганОпустился туман.В эту ночь вы на пристань пришлиПроводитьКорабли.
И с тех пор в краю любомВспоминал я милый дом. («Севастопольский вальс»).
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешьКак я люблю глубину твоих ласковых глазКак я хочу к ним прижаться губамиИ тревожная черная степь пролегла между намиВерю в тебя дорогую подругу моюЭта вера от пули меня темной ночью хранилаРадостно мне я спокоен в смертельном боюЗнаю встретишь любовью меня что б со мной не случилосьСмерть не страшна с ней не раз мы встречались в степиВот и теперь надо мною она кружитсяТы меня ждешь и у детской кроватки не спишьИ поэтому знаю со мной ничего не случится («Темная ночь»).
Порой ночной Мы распрощались с тобой... Нет прежних ночек. Где ты платочек, Милый, желанный, родной?Помню, как в памятный вечер Падал платочек твой с плеч, Как провожала и обещала Синий платочек сберечь. («Синий платочек»).
Как-то летом на рассвете Заглянул в соседний сад, Там………..-молдаванка Собирает виноград. Я краснею, я бледнею, Захотелось вдруг сказать: "Станем над рекою Зорьки летние встречать". («Смуглянка»).
Затем капитаны команд оглашают свои результаты о проделанной работе.
И с эти заданием вы хорошо справились, тогда перейдем в следующий раунд.
4 раунд: Исторические портреты.
Обратите внимание на экран, вам необходимо назвать фамилию известных исторических личностей войны. Команды в данном раунде отвечают по очереди, сначала первая, потом вторая команда. В случае нарушения правил, команде начисляется штрафной балл.
На слайде будут показаны следующие репродукции:
Маршал Жуков.
Василевский.
Конев.
Кожедуб.
Рокоссовский.
Гастелло.
Зоя Космодемьянская.
Молодцы! Вы успешно справились с заданием! Переходим к 5 раунду игры.
5 раунд: «Техника и оружие ВОВ».
Обратите внимание на экран, вам необходимо дать название оружия и техники Великой Отечественной войны. Команды в данном раунде отвечают по очереди, сначала первая, потом вторая команда. В случае нарушения правил, команде начисляется штрафной балл.
На слайде будут показаны следующие виды оружия и техники ВОВ:
Т-40.
Т-34.
КВ-2.
Ис-1.
САУ.
«Катюша».
Маузер.
Пистолет-пулемет Токарева.
Пулемет «Максим».
РГ-41.
Огнемет.
И с этим заданием хорошо справились. Не только юноши знают вооружение в годы войны, но девушки.
6 раунд: «Угадай песни времен Великой Отечественной войны».
В данном раунде Вам предстоит отгадать песни времен ВОВ. Сначала звучит песня одной команде, затем второй. Если команда затрудняется в ответе, право переходит другой команде. В случае нарушения правил игры, команда получает штрафной балл. За каждую отгаданную песню, команда получает в свою копилку 3 балла.
Список песен:
“Священная война” муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача
“Вася – Василек” муз. А. Новикова, сл. А. Алымова.
“Вечер на рейде” муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина
“В землянке” муз. К. Листова, сл. А. Суркова.
“Темная ночь” муз. Н. Богословского, сл.В. Агатова.
“Дорожка фронтовая” муз. Б. Мокроусова, сл. Б. Ласкина и Н. Лабковского.
“Бери шинель, пошли домой” муз. В. Левашова, сл. Б. Окуджавы.
Затем идет подсчет набранными командами баллы. Учитель объявляет победителей и призеров игры, награждает их сладкими призами и грамотами.
Сегодня на уроке мы расширили и углубили знания о героической истории нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Закончить урок я хочу строками поэмы Р. Рождественского “Реквием”:
Помните! Через века, через года, – помните!О тех, кто уже не придет никогда, – помните!Не плачьте! В горле сдержите стоны.Памяти павших будьте достойны!Вечно достойны!..Люди, покуда сердца стучатся, – помните!Какою ценой завоевано счастье, – Пожалуйста, помните!
На этом игра закончена. Огромное спасибо за участие в игре. Желаю вам удачного дня, знать и помнить подвиг наших предков в годы войны.
Анализ игрового часа.
Целенаправленность
- Данное мероприятие соответствует общей цели воспитательной работы классного руководителя.
- Соответствует целям образовательного учреждения: личностно-ориентированный подход в обучении.
- Соответствует уровню воспитанности, нравственности, широте кругозора учащихся, общественной активности, самостоятельности, возрастным, индивидуальным и психологическим потребностям учащихся.
- Данное мероприятие является основополагающим в воспитательной работе классного руководителя с данным коллективом детей, которым крайне необходимы игровые мероприятия для развития интеллекта и логического мышления.
- Привлечь интерес учащихся к изучению школьных предметов, проверить знания по школьным предметам (музыка, история, история Вологодского края и др.), эрудированность и смекалку, работать в группе (команде) в процессе игры и принимать решения коллектива.
Содержание
- Данное мероприятие актуально для развития личности подростка, чтобы проявить интерес у учащихся изучению школьных предметов в ходе игры.
- Содержание игрового занятия доступно учащимся, задания подобраны в соответствии школьной программы, возрастными возможностями детей.
- Игровое мероприятие увлекательно тем, что в ходе соревнования учащийся повторяет приобретенные ЗУН в течение учебного года, узнает новую информацию, которая не была известна в ходе изучения отдельных школьных дисциплин.
- Данное мероприятие содержит воспитывающий потенциал содержания, соответствует целям воспитания: вызвать интерес к изучению отдельных школьных предметов, уважение друг другу в процессе игры, развивать лидерские качества, принимать решения в группе, наладить дружеские отношения.
- Игровое мероприятие связано с жизненным опытом учащимся, так как учащиеся в течения учебного года приобретаю знания посредством изучения дисциплин (история, обществознания и др.), по изучению дополнительной литературы, СМИ и т.д.
Методика проведения
- Применение нестандартных форм и методов работы («урок-игра», некоторые элементы «урока - дискуссия», урок «мозговая атака (штурм)», урок «конкурс».) полностью соответствует целям воспитания ОУ и классного руководителя, содержанию данного мероприятия, задания подобраны с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
- Активность учитывается в баллах, которые заработала команда в ходе выполнения заданий, учитель хвалил учащихся за правильное выполнения заданий, учащиеся самостоятельно подошли к игровому мероприятию, помогли украсить игровой зал, самостоятельно распределились на команды, выбрали капитанов команды. Самостоятельно выполняли задания, без особой поддержки педагога.
- Функции педагога в ходе игрового часа были следующими: помогал учащимся, задавал вопросы игрокам, контролировал их работу, следил за дисциплиной учащихся, работа за музыкальной аппаратурой.
- применение коллективной работы.
- Использовались наглядные приемы (картины, иллюстрации, схемы), словесные (рассказ, объяснение), практические (выполнение заданий на карточке), интерактивные методы с использованием ИКТ (аудиозапись, фотографии), что создало необходимую эмоциональную атмосферу мероприятия, благоприятная обстановка, праздничный интерьер (праздничное украшение игрового зала), музыкальное сопровождение (аудио фрагменты из известных песен военных лет).- Игровое мероприятие проведено согласно предложенными целями и задачами, корректировки, внесенные в подготовку и проведения мероприятия не вносились, мероприятие проведено согласно задуманному плану.
Результативность
- В ходе мероприятия я полностью достиг поставленных цели и задач (на высоком уровне). Согласно влияния на отдельных личностей, и на коллектив в целом, у учащихся произошло изменение в поведении (нет нарушений в дисциплине), появилась мотивация к учебе и углубленное изучение истории и обществознания, стали друг с другом относиться с пониманием, доброжелательно, с уважением, стали меньше ссориться.
- В течение всего мероприятия у детей сложилось положительное отношение к проведению и организацию мероприятия в ходе его подготовки, проведения, оценивание активности учащихся в ходе игры (поощрения), организация мероприятия была необычной и новинкой для учащихся, проявили высокий интерес к мероприятию, активно отвечали на вопросы в ходе интеллектуальной игры с эмоциональной увлеченностью, проявили собственную инициативу проведенного игрового часа, креатива и необычности мероприятия. После проведения игрового мероприятия учащиеся стали понимать, что улучшилась дисциплина в классе, интерес к учебе, изменились взаимоотношения и они стали доброжелательными.
- Коллективное обсуждение пошло на пользу учащимся, повысилась активность, учащиеся оценили данное мероприятие отлично.
- Основные достоинства мероприятия это использование ИКТ, награждение победителей призами, задания из различных областей истории, праздничное украшение игрового помещения. Главный недостаток мероприятия это недостаточный хронометраж времени (урок классного часа составляет 35 мин.), для данного мероприятия необходимо время не менее 45 минут, и детям приходилось отвечать на вопросы быстро, особо не раздумывая над ними, возможный путь устранения это увеличение времени классного часа до 45 минут.
- Добавить индивидуальную форму работы (конкурс для одного участника от команды, например для самого умного и начитанного в команде).
- Данное мероприятие имеет дальнейшую перспективу в воспитательной работе с классом, так как у учащихся проверяется приобретенные знания в изучения школьных предметов.
Оценка за проведенное внеклассное мероприятие _________________
Подпись классного руководителя_________________ /Зимичева Н.Н./