Патриотическое воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны
















Патриотическое воспитание школьников
на историческом наследии
Великой Отечественной войны




















Подготовила : учитель истории и обществознания
МБОУ” Селищинская СОШ”
Юшачкова Любовь Ивановна













Кем бы ни стал в будущем воспитываемый нами ученик – инженером или рабочим, учёным или бизнесменом, он должен в годы детства, отрочества и юности с открытым сердцем, чуткой душой и пытливым разумом пройти всеми дорогами и тропинками истории Отечества, только при этом условии он войдёт в жизнь мудрым и мужественным, с большими духовными силами и непреодолимым стремлением оставить после себя добрый след на земле.
У нас у педагогов, великая и почётная миссия: сделать так, чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие – чтобы всё это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо. В воспитании патриотизма определённое значение имеет сохранение и обогащение духовных ценностей нашего общества. Мы, педагоги, воспитываем человека прежде всего тем, что в нашей душе, – своими убеждениями и чувствами. Наше слово, обращённое к детям, должно быть таким, чтобы слушали его, затаив дыхание, чтобы верили нам.
В настоящее время подавляющее количество мероприятий по героико-патриотическому воспитанию строится на материалах Великой Победы. Какие же направления воспитания школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны представляются приоритетными в настоящее время?
Первое направление касается углубления знаний школьников о событиях Великой Отечественной войны, формирования на основе объективной оценки прошлого национального исторического самосознания. Важно достичь понимания учащимися исторической и духовно-нравственной ценности значения и уроков Великой Отечественной войны, которые могут быть сформулированы в следующих ключевых идеях.
Для нашей страны победа означала спасение исторического прошлого, своей территории, обеспечение независимости, сохранение общественного и государственного строя, социальных завоеваний и социалистической перспективы развития. Следует подчеркнуть, что приравнять эту войну, если брать во внимание ее масштаб, к другим прошедшим войнам не представляется возможным. Вопрос стоял совершенно отчетливо и определенно: быть нашей стране или не быть.
В многовековой истории Отечества никогда не было такого массового героизма, физической и духовной стойкости, которые проявили народы СССР в Отечественной войне 1941-1945 гг. Народный подвиг наиболее очевиден на фоне сравнения с тем, как развивались события в других странах Европы.
Нельзя забывать и то, что война шла в условиях чудовищных злодеяний гитлеровцев по отношению к мирному населению страны. С учениками 8 класса мы провели классный час “Колокола Хатыни” . Таких примеров можно привести очень много. Я сама была на экскурсии в Хатыни ,когда училась ещё в 10 классе и почувствовала всю боль трагедии белорусской земли. Поэтому и ребятам я рассказываю об этой трагедии
Победа в войне одной из основных предпосылок имела национальное согласие, дружбу всех народов страны.
Готовность великой страны к участию в вооруженной защите общей Родины ярко проявилась, в частности, в создании национальных объединений и частей в составе Красной Армии. Примером является 326-я Рославльская Краснознамённая стрелковая дивизия в составе которой воевали и 7 уроженцев села Селищи .В музее оформлен стенд об их боевом пути.
Достойное место тема защиты Родины нашла в поэзии. Провели мероприятие “Стихи и песни Великого подвига “.Ученики рассказывали стихи таких мастеров слова, как А. Твардовского, , О. Берггольц, Ю. Друнина, М. Джалиль,и др.Познакомились лучшими образцами песенного творчества военной тематики: «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «В землянке» А. Суркова, «На безымянной высоте» М. Матусовского, «День Победы» В. Харитонова .
Изучение событий Великой Отечественной войны школьниками, их участие в праздновании Великой Победы служат прежде всего восстановлению связи времен, преемственности поколений, без чего не может быть поступательного развития общества. Приобщение к этим событиям способствует воскрешению тех духовных ценностей, которые были исконно присущи россиянам: любви к Отечеству, готовности к самопожертвованию, трудолюбия, высокой человеческой порядочности, милосердия, скромности и др.Стало уже традицией приглашать ветеранов войны на уроки мужества ,внеклассные мероприятия ,посвящённые подвигу отцов, участие в проведение митинга к Дню Победы.
Создаваемая в обществе культурно-символическая среда может активно проникаться пафосом жизнеутверждения и ликования, в любой популярной песне, стихотворении, картине, театральной сцене или оформлении стадиона возникают символические ряды выстраиваемых друг через друга действий, которые означают сам путь прохождения и присвоения современной молодежью пространства победы. В этом контексте актуально придание героико-патриотическому воспитанию такой направленности, при которой оно способствует личностному эмоциональному сопереживанию прошедших событий, личностному поиску ответа на животрепещущие вопросы: «Ради чего страна воевала?», «Как и почему мы победили?», «Какова цена победы?», «В чем смысл чувства патриотизма?». Это чрезвычайно важные вопросы, характер и смысл ответов на которые имеют значение для обеспечения безопасности государства.
Особого внимания заслуживает изучение фактов массового героизма народа на фронте и в тылу. Прославленный полководец Г. К. Жуков вспоминал: «Я много раз видел, как солдаты поднимались в атаку. Это нелегко подняться во весь рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они поднимались. А ведь многие из них едва узнали вкус жизни: 19-20 лет лучший возраст для человека все впереди! А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергавший пулеметный огонь» Преклоняясь перед мужеством и массовым героизмом солдат, Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский писал: «Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты не задумываясь шли на таран. Героями были все и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что был вместе с вами в эти годы» ..
А ведь в те огненные годы за беспримерное мужество, преданность Родине и героизм свыше 11,6 тыс. советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 7 млн человек были награждены орденами и медалями. Подвиги наших людей характеризуют силу духа, стойкости, мужества защитников Отечества. Примерами героизма могут служить и наши –земляки Герои Советского Союза К.Д Савостин, И.П.Горелов, В.Т.Митрошин.
Каждый школьник не только должен ознакомиться с подвигами защитников Родины, но и прийти к убеждению о необходимости служения (воинского, гражданского) стране. В мае у нас гостях были представители Краснослободского ОВД ,они с собой привезли виды оружия и средства защиты и подробно рассказали о их значении и применении. Достигнув призывного возраста, ребята идут на службу в вооруженные силы. К приоритетному направлению воспитания школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны относится забота о сохранении живой исторической памяти о войне, трансформации ее в новые эффективные формы.
Ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше. Меняется и характер исторической памяти о войне. Пока это еще возможно, надо использовать в воспитательной работе живое слово ветерана. На церемонии награждения ветеранов Великой Отечественной войны 4 декабря 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил: «Новые поколения должны знать (и знать досконально) о подвиге нашей страны во Второй мировой войне. И ваши личные свидетельства, дорогие ветераны, в этом смысле это самый ценный, самый важный объект исторической правды.
В педагогической практике накоплен богатый опыт организации встреч с ветеранами В последние годы широко используется такая форма работы, как проведение письменных и устных (звукозаписей) воспоминаний ветеранов войны. В нашей школе есть записи воспоминаний ветеранов войны, где они рассказывают о своём боевом пути.
В сохранении исторической памяти большое значение имеет работа школьных музеев. Она включает в себя не только экспозиции или выставки в стенах школы, но встречи с интересными людьми, запись воспоминаний, организацию праздников и встреч.
В некоторых музеях ведется работа по записыванию воспоминаний местных ветеранов войны (из числа прадедов и прабабушек). Специально оформленные книги и альбомы с записями, выполненными детским почерком, несут в себе особый эмоциональный заряд, демонстрируя реальную взаимосвязь поколений. Такие живые книги воспоминаний есть и у нас в школе.
Для школьных музеев нередко становится доброй традицией проведение экскурсий. Школьники, рассказывая об экспонатах музея, не только лучше изучают историю, но и становятся активными носителями исторической памяти народа
Приоритетным путем воспитания школьников представляется расширение содержания и форм социально значимой деятельности в контексте изучения исторического наследия Великой Отечественной войны. Знания о войне, чтобы они были прочными, должны подкрепляться активной социальной деятельностью, в той или иной мере связанной с войной. Участие в работе военно-патриотических кружков и клубов, в работе по уходу за памятниками героям войны, написании рефератов и эссе, в других видах лично мотивированной и инициированной деятельности является важным средством становления жизненной позиции учащихся.
К приоритетному пути воспитания школьников можно отнести обеспечение в образовательных учреждениях целостного и системного подхода к этой работе. Важно, чтобы вся воспитательная деятельность носила круглогодичный цикл, включала в себя разнообразные формы и методы, предполагала широкую субъектность участников, конкретную адресность мероприятий. Ключевыми датами акцентуации внимания школьников на событиях Великой Отечественной войны могут стать утвержденные Федеральным законом №32-ФЗ от 13.3.1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России» дни воинской славы России:
27 января День снятия блокады Ленинграда (1944 г.);
2 февраля День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.);
9 мая День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 гг. (1945 г.);
23 августа День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.);
7 ноября День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 г.);
5 декабря День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (1941 г.).
Воспитание на историческом наследии Великой Отечественной войны должно иметь своим результатом духовное, социокультурное присвоение героической истории России каждым учащимся, развитие исторической памяти, патриотических традиций и идеалов. При этом Великая Победа будет трансформироваться из феномена прошлого в источник мотивации социально значимых дел подрастающего поколения.
15