Урок Сочинение по картине В. Серова Девочка с персиками
Урок развития речи в 7 классе
Учитель русского языка и литературы
Антонова Наталья Владимировна,
специализированная школа №10 г. Стаханов
Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Цель:
1. Познакомить учащихся с картиной В. Серова «Девочка с персиками» путем заочной экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею.2. Формировать у учащихся умения и навыки передавать словами состояние человека, описывать произведения изобразительного искусства.
3.Воспитывать познавательный интерес к предмету, к произведениям живописи.
Оборудование. Репродукция картины В.А.Серова «Девочка с персиками», иллюстрация с изображением здания Государственной Третьяковской галереи, записи на доске: Глаза – зеркало души человека. Меценат – богатый покровитель искусств.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
- Мечтали ли вы когда-нибудь оказаться в большом городе? А в Москве? Конечно. Любовь к путешествиям присуща, наверное, каждому образованному человеку. Путешествуя, мы, прежде всего, знакомимся с достопримечательностями того или иного города: театрами, выставками, музеями…
Одной из достопримечательностей Москвы является Государственная Третьяковская галерея. И сегодня мы с вами отправляемся именно туда. Поводом этому послужила тема, над которой мы работали на предыдущих уроках развития речи - описание внешности. Сегодня перед нами стоит задача – написать сочинение-описание внешности человека по картине. Запишем тему урока.
Любое путешествие, согласитесь, ребята, требует подготовки.
3. Экскурсия.
Начнем нашу экскурсию с исторической справки. Посмотрите на само здание Третьяковской галереи и постарайтесь мысленно представить, что мы с вами заходим в его залы.
Историческая справка (зачитывается материал, заранее подготовленный одним из учеников). Государственная Третьяковская галерея - художественный музей в Москве, основанный в 1856 купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных и значительных в мире коллекций русского изобразительного искусства.
Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Это спустя некоторое время привело к тому, что в 1867 г. для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. В 1892 году Третьяков завещал свою галерею городу Москве.
3 июня 1918 г. Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был назначен Игорь Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 г. оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции Третьяковки.
Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят, предназначенные для временных выставок, Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах.
Учитель демонстрирует иллюстрацию с изображением здания Государственной Третьяковской галереи.
Представьте, что мы оказались в Третьяковской галерее перед картиной В. Серова «Девочка с персиками», послушайте о её создании и о художнике.
Подготовленное сообщение ученика:
Валентин Александрович Серов еще в юности довольно просто и ясно сформулировал одну из главных творческих задач: «Я хочу отрадное, и буду писать только отрадное». Серов родился в семье музыкантов. Дарование будущего живописца обнаружилось рано. На рисунки 9-летнего мальчика обратил внимание Репин, ставший его учителем и другом. Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 г. В Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет дочери Мамонтова – известного русского промышленника и мецената – Веры. Еще в годы учебы у Репина Серов попадает в семейство Мамонтовых и воспитывается вместе с их детьми. Вернувшись из Италии, опять встречается с дочерьми Мамонтова. А Верушка стала совсем большая, 12 лет. Замысел картины возник неожиданно. Увидев девочку, в розовой кофточке с наивным темно-синим бантом, сидевшую в столовой спиной к свету, и саму, словно излучающую свет, он вдруг почувствовал, что, наконец, нашел то, что раньше лишь ощущалось, нашел мотив, созвучный его новому пониманию красоты. Работал над картиной В.Серов больше месяца. Верочка Мамонтова была непоседой. С трудом удалось уговорить её остановиться на мгновение, не говоря уже о том, чтобы длительное время позировать. Перед обитателями «мамонтовского гнезда» сидела девочка, та или не та, какой они видели ее каждый день. Конечно, это она, Веруша. Ее темные, чуть раскосые глаза, густая, не поддающаяся прическе шапка волос, смугловатое лицо с характерным овалом, «буквой О», как говорил художник.
Веруша кажется старше своих 12 лет. Прервав обычную беготню, она задумалась о чем-то значительном, сосредоточилась, стала взрослее. Пушистые персики, розовая блуза, игрушечный гренадер – все это осталось в прошлом. Открытая в гостиную дверь, выходящее в сад окно раздвигает пределы комнаты, напоминает о большом «настоящем» мире, в который – еще минута, и уйдет эта милая повзрослевшая девочка.
4. Рефлексия.
- Наша экскурсия подошла к концу.
Что особенно запомнилось?
Чем привлекает вас эта картина?
-Высказывания учащихся. (Мы не чувствуем, что девочка позирует художнику. Кажется, что она лишь на минутку забежала в комнату, чтобы взять персик, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном).-Каково ваше отношение к картине? Какие чувства она вызывает?
5. Письменная подготовительная работа.
Первое задание.
-Ребята, во внешности человека глаза играют большую роль. Не случайно в народе родились такие пословицы: «Глаза – это зеркало души», «Коли очи светятся, душа чиста». Давайте запишем эти пословицы и придумаем несколько определений к взгляду, глазам Веры Мамонтовой (внимательные, весёлые, блестящие, добрые, ясные, красивые, задумчивые глаза; прямой, открытый взгляд).Второе задание.
Объяснительный словарный диктант. Дочь известного мецената Верочка Мамонтова, непоседливая девочка, загорелое лицо, смотреть внимательно, чувствуется, сосредоточиться, восхищаться, создаётся впечатление, солнечный свет, серебряный нож, кленовые листья, золотистые персики, уютная комната, защищенность от невзгод, ощущение легкости, счастливая пора жизни, обаятельный образ детской непосредственности.
6. Подведение итогов подготовительной работы.
Подготовка к письменному высказыванию. Ученики должны определить тип и стиль своего будущего высказывания, его общую структуру, его начало, узловые моменты и заключение. Учитель обращает внимание на то, что при написании сочинений дети должны учитывать следующее:
1) полнота изложения; 2) самостоятельность мышления; 3) верность трактовке картины;4) умение дать нравственную оценку изображенного на портрете;
5) образность, выразительность языка.
Послушайте варианты возможных сочинений и создайте своё.
Вариант первый.
Картина Валентина Александровича Серова "Девочка с персиками", написанная в 1887 году, - одно из первых крупных его произведений. На картине изображена общая любимица художников, гостивших в то время в Абрамцеве, Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Глядя на картину, мы видим очень живую загорелую девушку. У нее большие темные глаза, в которых затаился какой-то огонек. Вся залитая светом, врывающимся через окно, она пристально смотрит на зрителя. Этот необыкновенно бодрящий солнечный свет насыщает все пространство большой и светлой комнаты. Он играет разноцветными отблесками и на стене, и на повешенном в простенке блюде, и на спинке стульев, и на столике у окна. Притаившийся на столе и виднеющийся справа подсвечник тоже отражает этот радостный свет. Серебряный нож, который лежит на столе, ярко сверкает на фоне белоснежной скатерти. Не задерживаясь на окружающих предметах, свет скользит по лицу девочки, рождает на ее розовой блузке игру сиреневых и голубых бликов. Смуглое лицо девочки оттеняется общим голубоватым тоном картины. Этот на первый взгляд, холодноватый тон смягчается теплыми тонами лежащих на столе персиков и листьев и завершается звучным мажорным тоном красного банта на груди. Вся поза девочки выражает сдерживаемое нетерпение, кажется, что она лишь на минуту уселась за столом. У нее чуть раздуваются ноздри, будто бы она не может отдышаться от быстрого бега, а карие глаза искоса поглядывают на нас, словно замышляя очередную проделку. Несмотря на то, что губы ее серьезно сжаты, в них бездна детского лукавства. Когда смотришь на картину, чувствуешь, как от нее веет свежестью, молодостью и одновременно каким-то благородством. Обстановка изображенной на картине комнаты такая уютная, что рождает чувство защищенности от невзгод окружающего мира. Поэтому не удивительно, что картина "Девочка с персиками" поразила тогдашнюю Москву и стала одним из перлов русской портретной живописи.
Вариант второй.
Сколько живости, естественности, детской непринужденности в картине В. А. Серова "Девочка с персиками"! Не зря ведь эта картина произвела много шума в Москве, поразила современников художника изумительной выразительностью, легкостью, ощущением радости жизни. На картине изображена Вера — дочь российского промышленника и мецената С. И. Мамонтова, хорошего друга многих творческих людей Москвы того времени. Кажется, что эта бойкая и непоседливая девочка лишь на секунду присела к столу, взяла в руки персик, но сейчас же встанет и убежит по своим делам. Вера смотрит на нас, но создается впечатление, что ее голова занята совершенно отстраненными мыслями, девочка задумалась о чем-то своем. Она трогает лежащий на столе персик, но, похоже, есть его пока не собирается. Возможно, ощущение бархатистой кожицы спелого плода помогает ей думать. У девочки карие глаза, каштановые, слегка растрепанные волосы и такие же темные, четко очерченные брови. Все это в сочетании со смуглой кожей делает Веру похожей на галчонка. В картине много света, который заливает из больших прозрачных окон стол, застеленный белой скатертью, девочку, подсевшую к столу, всю комнату. Белая скатерть, светлые стены, нежно-розовая блузка Веры — все это создает ощущение простора, безмерной легкости. Затемненные участки картины: темно-коричневые изящные спинки стульев, выглядывающие из-за стола, синий бант на груди у девочки выгодно контрастируют с многообразием оттенков белого. Персики, свободно лежащие на столе, зеленые кленовые листья, будто случайно занесенные сюда ветром из сада, даже одинокий сверкающий серебряный нож придают картине Серова легкость и очарование природной непринужденности. Мастерство художника проявляется не только в создании великолепного портрета, но и в умении проследить тонкую игру света и тени, в изменении оттенков предметов в зависимости от освещения. Картина выдающегося художника В. А. Серова возвращает нас в беспечное детство со всеми его тревогами, радостями, огорчениями и находками.
7. Самостоятельная письменная работа.
Проверив и оценив работы, готовлю итоговый урок. Продумываю, какие работы будут зачитаны (с разрешения авторов) полностью; какие отдельные удачные словосочетания и предложения будут зачитаны; отмечаю удачи, находки, а также просчеты; выявляю причины неудач и просчетов и т.д. Готовлю комплексный анализ написанных работ, а также прошу учеников (желательно, сильных) сделать вывод, выразив свое личное отношение к теме.