Рабочая учебная программа по музыке 4 класс по программе Усачёвой, Школяр

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы В.О. Усачёвой Л.В. Школяр «Музыка» Образовательная система «Школа 2100»
Преподавание ведётся по учебнику Музыка для 4 класса общеобразовательных учреждений (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В. - М.: Баласс, 2014г.)

Цель:
- воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Задачи:
раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;
формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего.
развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.





















Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит для изучения музыки в 4 классе 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю, по учебному плану школы - 1 час в неделю, 34 часа в год.




























Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.














Личностные, метапредметые и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате обучения детей музыке в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
- Личностные результаты:
* основы гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
* основы национальных ценностей российского общества;
* целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
* уважительное отношение к истории и культуре других народов;
* высокая мотивация учебной деятельности и личностный смысл учения;
* навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов;
* этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
* мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-Метапредметные результаты:
* способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
* способность решать проблемы творческого характера;
* умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение определять наиболее эффективные способы решения;
* умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
* освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
* использовать знаково-символические средства представления информации;
* активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
* использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»,; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
* владеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;
* готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
* определять цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
* готовность конструктивно решать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края , развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.
Выпускник научится:
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения
Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве
Корректировать собственное исполнение
Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность )
в народной музыке и в произведениях композиторов.
Предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
Инсценировать произведения различных жанров;
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.
Выпускник получит возможность научиться:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

















Содержание учебного предмета
Особенности содержания программы
Тематика 2–4-го классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.
Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского – уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.
Музыка моего народа (9 ч)
Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» – сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструментального, вокально-инструментального музицирования.
Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики,
которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.
Музыка Русской православной церкви как часть отечественной художественной культуры, как «звено» в храмовом синтезе искусств (слово, иконопись, архитектура).
Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ. (7 часов)
«Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители –певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.
Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.
Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ (10 часов).
Каждый народ имеет свой музыкальный и разговорный (литературный) язык. Богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов.
Музыкальный язык интернационален, понятен всем без перевода. Музыка – это язык, который выражает чувства и мысли людей.
Многообразие жанров, тем, сюжетов и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов.
Сходство и различие музыкального языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западноевропейской музыкой, музыкой других национальных школ.
Композитор-исполнитель-слушатель (8 часов)
Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка.




Критерии оценок.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


























Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека. Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования–развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные метапредметные и личностные результаты обучения.
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего
- Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
- Восприятие музыки как искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура - это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия)–композитор, исполнитель, слушатель, выразительные, изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки..
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка 4 класс, М.: Баласс, 2012
2. Текст гимна России.
3. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
4. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
5. Телевизор, DVD-плеер
6. Компьютер, проектор
7. Магнитофон










































Тематическое планирование

№ п/п


Тема урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся


1.
1 четверть Музыка моего народа (9 часов)
Музыка моего народа
Представлять образы России, сравнивать музыкальные произведения и литературно-художественные.
выявлять характер музыки; слушать музыку внимательно, запоминать название произведений и их авторов; ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам
сравнивать, выявлять развитие музыкального образа в несложных произведениях.
Импровизировать на детских музыкальных инструментах в ансамбле с учителем.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Выявлять различные по смыслу интонации
определять двухчастную и трехчастную формы Знать новые понятия: клавиатура, клавиши, педаль, басовый ключ; музыкальные инструменты, внимательно слушать музыку и определять её характер.
Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без него
Сравнивать изобразительное искусство с музыкальным, находить общие и отличительные черты передачи образов через данные виды искусств
Умение элементарного обоснования высказанного суждения. Определять созвучия музыкальных, художественных образов и литературных
Знать понятия: музыкальный размер 3/4, такт, акцент
Знать понятия: оперные либретто
Знать понятия: витраж, музыкальный витраж
Знать разновидности ритмических рисунков, определять на слух
Знать названия групп симфонического оркестра и их состав
Знать названия инструментов эстрадного оркестра.
- знание характерных особенностей русских народных песен;
- определять жанры русских народных песен: былины, трудовые,
солдатские, исторические, плясовые, частушки;
- отличать музыку Закавказья от музыки славянских народов;
- высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки;
- знание названий различных видов оркестров;
- узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);
- знание имён выдающихся отечественных композиторов (П. И.Чайковский, В. А. Моцарт, Н. А. Римский – Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев,а также И.С Бах, Ф.Шуберт, Ф Шопен, Э.Григ.);
- знание русских народных музыкальных инструментов (гусли, баян, гармонь, балалайка, ложки, трещотка);
- проявлять навык вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
- знание гимна России.

Презентация рисунков учащихся с изображением старинных русских изб, русских костюмов
Подготовка к публичному выступлению.

2.
Русская народная песня


3.
Русская народная и композиторская музыка.


4.
Частушки


5.
Жанры русских народных песен


6.
«Русский шаг» в солдатской песне


7.
Русские народные инструменты


8.
Особенности композиторской музыки


9.

Лаборатория музыки. Обобщение






10

2 четверть. Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ (7 часов)

Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ


11
Молдавская народная музыка


12
Музыка народов Закавказья


13
Музыка Славянских народов


14

Взаимосвязь композиторской и народной музыки.


15
Песни о Днепре-реке.


16

Лаборатория музыки. Обобщение.






17
3 четверть. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.(10 ч.)

Музыкальный язык.


18
Разучиваем, поём песню и размышляем.


19
Взаимопроникновение музыкального языка.


20

Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира.


21

Французская народная песня в творчестве В.А.Моцарта.


22

Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского.


23

Африканские народные мотивы в музыке К.Караева.


24

Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена.


25
Музыкальный язык – интернационален.


26

Обобщение тем четверти.





27
4 четверть. Композитор-исполнитель-слушатель.(8 ч.)
Композитор-исполнитель-слушатель.


28
29
Дети как исполнители.
Дети как слушатели.


30
Дети как композиторы


31
Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» Д.Кабалевского


32
Песни весны.


33
Музыка всегда со мной.


34

Обобщение тем четверти и года.






15