Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС «Экономика: первые шаги» для учащихся 1-4 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 25»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности ФГОС «Экономика: первые шаги»
для учащихся 1-4 классов
Составила:
учитель начальных классов
Калинская Ю.В.
2015 – 2016 гг.
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………3
Планируемые результаты…………………………………………4
Содержание программы…………………………………………...5
Тематическое планирование……………………………………....9
Список литературы (для учителя и учащихся)………………….22
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Экономика: первые шаги» для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы- формированиеу обучающихся начальных классов первичных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Задачи программы
Программа ставит перед собой следующие задачи:
— формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
— обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
— развивать основы потребительской культуры;
— расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
— способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
— формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
— показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: введению элементов знаний математического и гуманитарного циклов. Данный курс носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Программа «Экономика: первые шаги» рассчитана: 1 класс – на 33 часа (1 час в неделю), 2-4 классы – 34 часа(1 час в неделю). Реализация проектной деятельности осуществляется в соответствии с тематикой авторской программы.
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам:
1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.
Логика программы курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации занятий. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Учащиеся получат представления:
- о семье как экономической единице общества,
- о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов,
- о таких качествах личности, как экономность, бережливость.
Метапредметные результаты
К концу изучения курса учащиеся научатся:
— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый»;
— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы;
— уважать труд людей разных профессий;
— классифицировать профессии по предмету труда;
— рассказывать о профессиях.
— различать потребности по видам;
— определять потребности домашних питомцев;
— формулировать свои потребности;
— определять потребности своих близких;
— оценивать свои желания и возможности их реализации;
— соотносить виды товаров и место их приобретения;
— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
—кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
Предметные результаты
К концу изучения курса учащиеся узнают:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Учащиеся смогут научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 ч)
Я и моя семья
Семья. Состав семьи.
Дом. Уют. Порядок.
Хозяйство. Экономика.
Практическая и игровая деятельность:
Игра «Генеральная уборка»;
Игра «Я – хозяин большого дома».
Мое и чужое
Собственность. Личные вещи.
Чужой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
Тема исследования «Как становятся собственниками»
Игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд. Безделье, праздность, леность.
Работа. Ценность труда.
Учение. Учебный труд.
Практическая и игровая деятельность:
Экскурсия в школьную столовую;
Экскурсия в библиотеку;
Экскурсия в художественный музей; сюжетно-ролевые игры;
Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье»
Все работы хороши
Профессия. Виды профессий. Выбор профессий.
Практическая и игровая деятельность:
Встреча с человеком интересной профессии;
Рисование на тему профессий;
Темы проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и стать мастером своего дела».
2 класс (34 ч)
Что нам нужно для жизни
Потребности. Естественные потребности. Культурные потребности.
Практическая и игровая деятельность:
Игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров
Хочу, могу, надо
Желания.
Практическая и игровая деятельность:
Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?»
Как товары и услуги исполняют желания
Товары. Продовольственные и промышленные товары.
Продавец. Покупатель.
Услуги. Школа.
Практическая и игровая деятельность:
Изготовление изделий из природного материала для подарка;
Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
Экскурсия в магазин;
Экскурсия на почту;
Мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
3 класс (34 ч)
Жила-была денежка
Натуральное хозяйство. Ремесла. Необходимость обмена. Бартер.
Деньги. Монеты.
Купюры. Курс валюты.
Практическая и игровая деятельность:
Рисование страны Натурального хозяйства;
Рисование страны Экономики;
Игра «Путешествие в страну Обмению»;
Рассматривание коллекций разных монет.
У всякого товара есть цена
Деньги. Цена товара. Сдача.
Практическая и игровая деятельность:
Экскурсия в магазин;
Игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Свойства товаров: цена и качество. Реклама.
Практическая и игровая деятельность:
Игры «Магазин», «Выгодно покупателю – выгодно продавцу»;
Тема проекта «Реклама продукты»;
Исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чем нам говорит реклама: правда и вымысел»;
Изготовление упаковки для подарка
Доход не бывает без хлопот
Доходы семьи.
Расходы. Бюджет семьи. Банк. Кредит.
Практическая и игровая деятельность:
Составление семейного бюджета, составление личного бюджета;
Нарисовать свое «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;
Экскурсии в банк;
Игры «Банк», «Кредит и предприниматели»;
Рисование банковской карты.
«Дом невелик, да лежать не велит»
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.
Экономия и бережливость.
Практическая и игровая деятельность:
Путешествие в страну Минуток.
4 класс (34 ч)
Богатство и бедность
Как создается богатство. Источники богатства государства. Источники богатства человека.
Открытия и изобретения.
Богатство и культура. Меценаты. Богатство и милосердие.
Налоги.
Практическая и игровая деятельность:
Исследования «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
Тема проекта «Как распорядится богатством»;
Тема доклада «Русские меценаты».
Труд – основа жизни
Ценность и значимость труда.
Практическая и игровая деятельность:
Игра «Служба быта»;
Встреча с человеком интересной профессии;
Экскурсия в школьную столовую.
Экскурсия в библиотеку;
Экскурсия в художественный музей;
Сюжетно-ролевые игры;
Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье»
Как товары производят
Природные. Материальные ресурсы. Трудовые ресурсы.
Производители.
Практическая и игровая деятельность:
Прогулка в парк за природным материалом;
Изготовление изделий из природного материала для подарка;
Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
Экскурсия в магазин;
Экскурсия на почту;
Проекты «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришел», «Родословная книжечки» и т.д..4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 недели, 33 часа)
№ п/п Раздел, тема Количество часов Форма контроля
Всего Теория Практика Я и моя семья (9 ч.)
1 Экономика. Наши первые шаги. 1 1 Беседа
2 Семья. 1 1 3 Состав семьи 1 1 беседа
4 Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи 1 1 беседа
5 Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам 1 1 рисунок
6 Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. 1 7 Качества присущие хорошему хозяину. 1 1 беседа
8 Игра «Я – хозяин большого дома». 1 1 Игра
9 Игра «Генеральная уборка». 1 1 Игра
Мое и чужое (8 ч.)
10 Собственность человека. 1 1 11 Личные вещи человека. 1 1 12 Твои личные вещи. 1 1 рисунок
13 Собственность – это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия) 1 1 беседа
14 Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. 1 1 Тематическое исследование
15 Отношение к своей и чужой собственности 1 1 16 Игра «Я – хозяин большого дома». 1 1 Игра
17 Игра «Генеральная уборка». 1 1 Игра
Почему люди трудятся (10 ч.)
18 Труд – это полезная деятельность человека. 1 1 беседа
19 Безделье, праздность, леность – предмет осуждения 1 1 20 Хорошая работа, интересная профессия – блага, которыми следует дорожить. 1 1 Экскурсия
21 Профессии наших родителей. 1 1 Беседа
22 Ценность труда людей разных профессий. 1 1 Экскурсия
23 Важность домашнего труда для ведения хозяйства. 1 1 Экскурсия
24 Учение – это тоже труд. 1 1 Беседа
26 Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. 1 1 26 Проект «Трудовые награды моей семьи». Подготовительный этап. 1 1 Проект
27 Представление результатов по реализации проекта «Трудовые награды моей семьи». 1 1 Проект
Все работы хороши (6 ч.)
28 Профессии по предмету труда связанные с работой с людьми, с техникой. 1 1 Встреча
29 Профессии по предмету труда связанные с созданием произведений искусства и культуры. 1 1 Встреча
30 Профессии по предмету труда связанные с работой в природе, с бизнесом. 1 1 Встреча
31 Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию 1 1 Проект
32 Проект «Как получить профессию и как стать мастером своего дела». 1 1 Проект
33 Представление результата по проекту. 1 1 Проект
2 класс (34 недели, 34 часа)
№ п/п Раздел, тема Количество часов Форма контроля
Всего Теория Практика Что нам нужно для жизни (5 ч.)
1 Потребности – это все то, что требуется для жизни. 1 1 2 Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних животных) 1 1 Рисунок
3 Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. 1 1 Исследование
4 Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии 1 1 Исследование
5 Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии 1 1 Проект
Хочу, могу и надо (7 ч.)
6 Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. 1 1 Рисунок
7 Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. 1 1 8 Отношение к своей и чужой собственности. 1 1 беседа
9 Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. 1 1 Рисунок
10 Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения) 1 1 11 Как помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее) 1 1 Беседа
12 Как помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее) 1 1 Как товары и услуги исполняют желания (22 ч.)
13 Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. 1 1 Изготовление подарков
14 Продовольственные (пища и питье) товары 1 1 Тематическая игра
15 Промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары 1 1 Тематическая игра
16 Товары приобретаются в магазинах, на рынке, на ярмарке. 1 1 17 Продавец – профессия человека, который продает товары. 1 1 Экскурсия
18 Продавец промышленных товаров. 1 1 Экскурсия
19 Продавец продовольственных товаров. 1 1 20 Покупатель – человек, покупающий товары. 1 1 21 Сюжетно-ролевая игра «Магазин» 1 1 22 Экскурсия в магазин 1 1 Экскурсия
23 Услуги – действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения) 1 1 24 Игра «В поликлинике» 1 1 Игра
25 Игра «В Доме творчества» 1 1 Игра
26 Игра «На почте» 1 1 Игра
27 Экскурсия в поликлинику 1 1 Игра
28 Школа как учреждение, которое представляют образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в жизни человека. 1 1 Проект
29 Вуз как учреждение, которое представляют образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в жизни человека 1 1 30 Колледж как учреждение, которое представляют образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в жизни человека 1 1 31 Проект «Как создаётся произведение искусства». Подготовительный этап. 1 1 Проект
32 Представление результатов по реализации проекта «Как создаётся произведение искусства». 1 1 Проект
33 Какие мечты и желания помогает исполнить образование. 1 1 Мастер-класс
34 Что мы узнали за год. КВН 1 1 3 класс(34 недели, 34 часа)
№ п/п Раздел, тема Количество часов Форма контроля
Всего Теория Практика Жила-была денежка (10 ч.)
1 Если бы люди делали все сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. 1 1 Беседа
2 Как появились ремесла – умения людей изготавливать различные вещи. 1 1 3 Необходимость обмена. Бартер. 1 1 Рисунок
4 Как появились деньги. 1 1 5 Монеты – металлические деньги. Две стороны монет: аверс – лицевая сторона монеты, реверс – оборотная. 1 1 Рисунок
6 Купюры – бумажные деньги. Коллекции монет и купюр. 1 1 Собеседование
7 Рубли и копейки – деньги России. 1 1 8 Валюта – иностранные деньги. Доллар – Валюта США, евро – валюта стран Евросоюза. Курс валют показывает, сколько рублей стоит доллар, евро. 1 1 9 Рисование банкнот 1 1 Проект
10 Рисование на темы «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». 1 1 рисунок
У всякого товара есть цена (4 ч.)
11 Деньги – средства оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача 1 1 12 Как расплачиваться на кассе. О чем может рассказать чек. (цена, стоимость покупки, размер сдачи) 1 1 Экскурсия
13 Продавец и покупатель. 1 1 Практикум
14 Как делать покупки. Экскурсия в магазин. 1 1 Игра
Что нужно знать, чтобы товары покупать? (5 ч.)
15 Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. 1 1 16 Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку. 1 1 Беседа
17 Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле товары, которые рекламируют? 1 1 Проект
18 Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. 1 1 Исследование
19 Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи и ее членов. 1 1 Исследование
Доход не бывает без хлопот (5 ч.)
20 Доходы семьи – деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. 1 1 21 Расходы семь – деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех ее членов. 1 1 Проект
22 Бюджет семьи – соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учет доходов и расходов. 1 1 Рисунок
23 Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке. 1 1 Экскурсия
24 Игра «Банк» 1 1 «Дом невелик, да лежать не велит» (10 ч.)
25 Семейное хозяйство. Собственность семейная и личная. 1 1 26 Потребности семьи. 1 1 27 Распределение обязанностей в семье. 1 1 Беседа
28 Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. 1 1 Беседа
29 Игра «Семь я» 1 1 30 Экономия и бережливость. Экономить значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. 1 1 Проект
31 Что нужно экономить в доме (воду, электроэнергию, тепло) 1 1 32 Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить. 1 1 33 Способы экономии: изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла. 1 1 Проект
34 Что мы узнали за год. КВН 1 1 4 класс(34 недели, 34 часа)
№ п/п Раздел, тема Количество часов Форма контроля
Всего Теория Практика Богатство и бедность (12 ч.)
1 Как создается богатство? 1 1 2 Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). 1 1 3 Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. 1 1 4 Открытия и изобретения. 1 1 Исследование
5 Создание новых технологий. 1 1 Проект
6 Важность знаний в создании богатства. 1 1 Доклад
7 Ценности материальные и нематериальные. 1 1 8 Богатство и культура 1 1 9 Меценаты – люди, помогающие деньгами науке и искусству. 1 1 10 Доклады «Русские меценаты» 1 1 Доклад
11 Богатство и милосердие. 1 1 Беседа
12 Налоги – часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. 1 1 Труд – основа жизни (11 ч.)
13 Ценность и значимость труда. 1 1 14 Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. 1 1 15 Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата 1 1 Игра
16 Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учебе. 1 1 Встреча
17 Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. 1 1 Экскурсия
18 Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. 1 1 19 Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). 1 1 20 Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). 1 1 Экскурсия
21 Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения 1 1 Экскурсия
22 Проект «Как получить профессию и как стать мастером своего дела». 1 1 Проект
23 Представление результата по проекту. 1 1 Проект
Как товары производят. (11 ч.)
24 Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые сделали бы товар. 1 1 Беседа
25 Все, что необходимо для производства товаров – ресурсы. 1 1 26 Природные ресурсы – материалы, которые дает природа: земля, вода, растения и животные. 1 1 Экскурсия
27 Материальные ресурсы – это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства. 1 1 28 Трудовые ресурсы – это мастера, люди, которые создают товары. 1 1 Мастер-класс
29 Важность труда людей разных профессий. 1 1 30 Встреча с представителем интересной профессии 31 Производители – люди, которые создают (производят) товары. 1 1 32 Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. 1 1 Проект
33 Фабрика, завод – места, где производят товары. 1 1 Экскурсия
34 Что мы узнали за год 1 1 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013
«Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013
«Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей», автор Т.В.Смирнова, Самара, «Федоров», 2013
«Экономический сказочный словарь», автор Т.В.Смирнова, Самара, изд-во «Учебная литература», 2009
Толковый словарь русского языка.Издательство: М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. 944 страниц; 2006 г.