Урок внеклассного чтения по рассказам В.П.Астафьева Белогрудка (5 класс).
«Что же натворили мы с природой? Как нам ей теперь смотреть в глаза?» (Андрей Дементьев)
( урок внеклассного чтения по произведению В.П.Астафьева «Белогрудка» в 5-ом классе)
Выполнила учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ № 177
Ленинского района г. Нижний Новгород
Шалагинова Елена Александровна
г. Нижний Новгород
2014 г.
«Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что когда-то были детьми»
(Гавриил Троепольский)
«Вернувшись однажды с прогулки, Л.Н.Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра. »1
2014 год в России объявлен годом культуры, чтобы привлечь внимание общества «к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире» .
Большая ответственность лежит на учителе, так как на уроках литературы в первую очередь речь должна идти о воспитании достойных граждан своей страны, способных сохранить культуру человеческих отношений, способных отвечать за свои поступки, не быть равнодушными к природе.
Так стоит уже сейчас задуматься о воспитании гуманного отношении к природе и начинать нужно с ребёнка, открытого этому окружающему миру, способного на сострадание, сочувствие и милосердие.
Будил милосердие в душах людей, малых и больших, и Виктор Петрович Астафьев (1924-2001), прошедший Великую Отечественную войну, воочию увидевший, к чему может привести жестокость и насилие. Его рассказ «Белогрудка», созданный в 1961 году и впервые напечатанный в газете «Звезда» в 1964 году, – это рассказ-предупреждение.
Именно с такой точки зрения мы и будем изучать рассказ «Белогрудка» с учащимися 5-ого класса. Данный урок рассматривается в системе уроков по творчеству В.П.Астафьева и является уроком внеклассного чтения.
Цель урока: пробудить в сердцах учащихся любовь к братьям нашим меньшим, заставить задуматься о бережном отношении к природе, о милосердии.
Учащиеся получили на дом задание: вдумчиво прочитать рассказ «Белогрудка»; найти ключевые слова, объясняющие поведение куницы и мальчиков; найти в «Толковом словаре» определение понятий: милосердие, сострадание, жалость, любовь, жестокость, равнодушие.
Начинаем урок с эпиграфа:
«Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили»
(Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
– Чем данный эпиграф близок содержанию рассказа «Белогрудка»?
– В словах Экзюпери заложен глубокий смысл: мы, люди, должны быть ответственными за всё, что делаем, не забывать о милосердии, любви.
– Давайте посмотрим, как лингвисты толкуют понятия: милосердие, сострадание, жалость, любовь, жестокость, равнодушие.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь
из сострадания, человеколюбия
Жестокий – беспощадный, безжалостный
Сострадание – жалость, сочувствие,
вызываемые чьим-нибудь несчастьем,
горем
Равнодушный – безразличный, безучастный к людям, к окружающему
Жалость – сострадание, соболезнование
Любовь – чувство самоотверженной
и глубокой привязанности
– Какие чувства вас переполняли, когда вы читали рассказ?
– Жалость, сострадание, сочувствие к Белогрудке и непонимание жестокости и равнодушия, с которым ребята отнеслись к детёнышам куницы.
– Сегодня мы поразмышляем над тем, почему рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка» можно считать предостережением людям.
– Как описывает автор место, где поселилась Белогрудка?
– «Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих – птиц, барсуков, белок, горностаев».
– Какие ключевые слова вы выделите и почему?
– «хоронит от худого глаза», « загребущих рук»; с самого начала рассказа В.П.Астафьев предупреждает читателя, что люди жестоки, они способны причинить вред живым существам в лесу. И рассказ сразу меняет свою тональность, появляется ощущение беды.
– Какой рисует писатель Белогрудку? (привести примеры из текста)
– «На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду.<> Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят».
– Какие ключевые слова вы выделите? («мать грела, облизывала, стала добывать еду, была она старательная мать») Почему писатель делает акцент именно на том, что Белогрудка – мать?
– Мать любит, заботится, оберегает и защищает, и неважно: человек это или животное. Поэтому «Белогрудка не почувствовала их <мальчишек>, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания»)
– Писатель не обходит вниманием силу переживаний Белогрудки, хотя человек порой только себе приписывает способность чувствовать. Покажите на примерах из текста, как переживает куница потерю своих детёнышей.
– «Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы».
– Куница не могла высказать то, что она чувствовала, но это способен сделать человек, если он – человек!
Давайте посмотрим, каким автор рисует человека. Ради чего мальчишки взяли котят Белогрудки?
– Им было интересно, они не думали о последствиях, для них эти котята – игрушки. Когда они им надоедят, то ребята от них просто избавятся. Мальчишки равнодушны к боли, которую испытывали котята и Белогрудка. А ведь равнодушный человек – это безучастный к окружающему миру человек. «Мальчишка <> стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу».
– Расскажите, опираясь на текст рассказа, выделяя при этом ключевые слова, как поступает мальчик с котятами.
– Один из котят погиб, и автор выбирает жёсткие слова, чтобы заставить людей задуматься над своими поступками: «подох один»; мальчишка кинул его псу, который «стал неторопливо пожирать его с головы»; мальчик всё-таки отнёс котят, но слишком поздно:
« беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл».
– Оцените поступок мальчика.
– Автор говорит, что мальчик был беззаботным, то есть не задумывался над тем, что он делает: правильно ли это или нет. Значит, вряд ли был жестоким мальчиком? Скорее всего, был легкомысленным и равнодушным человеком, ещё не дорос до сознательной жестокости. Он не осознаёт своей ответственности за те поступки, которые совершил. В этом его беда.
– Кто же ответствен, кто обязан был объяснить, как нужно относиться к животным? (Приведите примеры из текста.)
– За это ответственны взрослые, они должны объяснить детям, что нужно любить не только себя, но и природу, быть милосердными, сострадать, уметь исправлять свои ошибки. «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут».
«мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо».
– Но каждый поступок, каждое действие имеет последствия. Как повела себя Белогрудка, когда потеряла своих детёнышей? Сопоставим действия человека и куницы, работая над текстом, выделяя ключевые слова.
Человек
Белогрудка
«Мальчишка взял котёнка за лапу
и кинул собаке»
« В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка».
«Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными».
«Это ж сатана! Накликали напасть!»
«Беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь нашла и прикончила лиса».
« Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу».
«Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже».
«Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего».
«увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаки и умерла».
«До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц».
«Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки».
– Почему писатель использует слово «сатана», говоря о кунице?
( В религиозной мифологии: то же, что дьявол, олицетворение зла)
– Куница ожесточилась, никого не любила, потому что человек растоптал её материнские чувства, лишил её права на любовь и милосердие.
– Но люди, как и писатель, не осуждают её, почему?
– «Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили»
– Писатель использует слово «осиротили», почему? ( «Осиротить: 1. Сделать кого-л. сиротой (сиротами). Выстрел охотника осиротил лосёнка.
2. Сделать одиноким, лишив близкого, дорогого человека. Война осиротила много семей».)
– Именно люди виноваты в том, что куница стала беспощадно мстить за гибель своих детёнышей. Автор хочет подчеркнуть, что люди должны нести ответственность за свои поступки и исправлять допущенные ошибки.
– Люди нарушили гармонию человека и природы, забыли, что человек не царь природы. Действительно, « не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек».2
Завершает свой рассказ В.П.Астафьев глубокими размышлениями: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» О чём же хочет предупредить читателя писатель?
– Автор предупреждает о том, что человек не должен забывать о сострадании, о любви ко всему живому, должен помнить о той ответственности, которую он несёт, так как наделён разумом.
– А как бы вы продолжили слова писателя: «Вот если бы»?
– Вот если бы было больше добрых, отзывчивых людей, любящих природу, оберегающих её, не причиняющих вреда ни одному живому существу.
– Значит, рассказ «Белогрудка» - это предупреждение прежде всем нам, живущим в XXI веке. Ещё есть время для того, чтобы сохранить природу и всех живых существ, остаться людьми.
Ребята получают домашнее задание: написать сочинение – размышление
« Я за то», опираясь на содержание урока по рассказу «Белогрудка».
Использованная литература:
В.П.Астафьев. «Белогрудка», М., «Детская литература», 1983 г.
Борис Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей», М., «Детская литература», 1973 г.
Валентин Распутин. Очерк «Байкал. Байкал», М., «Молодая гвардия», 1982 г.
С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка», М., «Русский язык», 1991 г.
Валентин Распутин. «Байкал. Байкал», М., «Молодая гвардия», 1982 г.
Борис Васильев. Роман «Не стреляйте в белых лебедей», М., «Детская литература», 1973 г.
13PAGE 15
13PAGE 14115