Конспект урока по ОРКСЭ Православная молитва


Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №24
города Волгограда
«Авторская методическая разработка урока комплексного учебного курса ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры»
Учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры»
Тема урока: «Православная молитва»
4 класс
Учитель: Сластухина Елена Анатольевна
2014г.
4 класс
Авторская методическая разработка урока комплексного учебного курса ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры».
Тема урока: Православная молитва. (1ч.)
Цели: 1) осмыслить понятие «молитва» в православной религии;
2) осмыслить значение молитвы для православного человека;
3) знать основные виды молитв;
4) понимать основные мысли молитвы «Отче наш».
Задачи: 1) уточнить значение слова «молитва» через работу со словарями (Толковым Ожегова С.И., Православным Кузнецова) и текстом учебника;
2) сравнить основные виды молитв;
3) познакомиться с текстом молитвы «Отче наш», провести работу над уточнением значения слов.
Тип урока: объяснение нового материала.
Технологии деятельностного обучения.
Методы:
Проблемный.
Исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная работа.
Работа в группах.
Презентация, защита работы.
Оборудование: конспект урока, компьютер, интерактивная доска, учебник для учащихся «Основы православной культуры» А.В.Кураева, книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики», фонограмма и видео молитвы «Отче наш» в исполнении хора Турецкого, фонограмма «Утренняя молитва» П.И.Чайковского из фортепьянного цикла «Детский альбом», толковый словарь Ожегова С.И., православный словарь Кузнецова, слайды картин из учебника.Ход урока
Этапы урока
хронометраж Деятельность педагога Деятельность учащихся
I Эмоциональный настрой. Введение в тему урока
(3 мин)
II
Создание проблемной ситуации
(3 мин)
III
Работа по группам над уточнением значения молитвы.
( 16 мин.)
IV
Работа с молитвой «Отче наш»
( 14 мин.)
V
Подведение итогов. Рефлексия.
(4 мин.) -Посмотрите на образ девочки(вынесена на интерактивную доску иллюстрация из учебника с. 14)
- Послушайте музыкальный отрывок (фонограмма «Утренней молитвы» П.И.Чайковского)
-Что их объединяет?
-Как вы думаете, сейчас что вы прослушали? Попробуйте дать название музыкальному произведению.
-Вы прослушали пьесу «Утренняя молитва» П.И.Чайковского.
-Теперь, когда вы знаете это, может кто-то желает уточнить что еще объединяет фото и музыку?
(если не прозвучала, то -Можно услышать мотив просьбы в музыке?)-Мы не раз уже произнесли слово «молитва». Уверена, что вы не раз слышали его. Давайте уточним, молитва – это что?
-Наверное, вы догадались, что будет темой нашего урока?
-У нас получились разные определения этого понятия.
Как вы думаете, почему?
-Художники и композиторы тоже пытаются по-своему, своими средствами выразить свое понимание, что такое молитва. Вы слышали произведения Чайковского. В учебнике на странице 12 роспись храма «Ангел молитвы»…
Где уточнить?
-Поработаем по группам.
-Ваша задача, найти определение и быть готовым прочитать, выбрать того, кто будет выступать от группы.
-Слушаем первую группу
-Вторая группа
-Третья группа
-Что их объединяет?
-Давайте этот вариант возьмем за определение.
Запишите это определение в тетрадь.
-А зачем люди молятся? Обменяйтесь своими мнениями в группах, а затем 1 группа отвечает, а другие не должны повторяться, а дополнять и корректировать, если с чем то не согласны.
-По вашим выступлениям видно, что люди обращаются к Богу с разной целью. В православии выделяют, не случайно, 3 вида молитв. Какие? Нам поможет узнать текст учебника (с.12-13). Прочитайте и выпишите в тетрадь определения.
-А сейчас проверим себя, как мы поняли особенности каждого вида молитв. У каждой группы будет свой текст молитвы. Ваша задача – определить ее вид и доказать это словами из текста молитвы.
-Самая известная молитва «Отче наш» (учебник, с.14). Как выяснилось, многие из вас ее уже знают. Кто не знаком, у вас сейчас будет возможность познакомиться с ней и уточнить значение непонятных словосочетаний, т.к. она на старославянском языке. Ваша задача – подчеркнуть непонятные слова, уточнить их значение с помощью учебника и словаря.
-Теперь, когда все непонятные слова выяснены, предлагаю вам уже более осознанно послушать эту молитву в исполнении хора Турецкого.
-Скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
-Что оказалось интересным?
-Что было важным для вас на уроке?
-Оцените свою работу на
уроке.
-Очень приятно, что этот урок заставил вас задуматься. Напоследок, хотелось бы, чтобы вы услышали, как молитву осмысливает знакомый нам, знаменитый русский поэт М.Ю.Лермонтов.
Смотрят на иллюстрацию
(фото девочки)
Слушают
- Торжественность, спокойствие, возвышенность, чувственность…
-Озарение.
-Тишина.
-Просьба
-(Может быть и молитва)
-Девочка молится про себя и музыка соответствует настроению ребенка.
-Музыка как бы просит о чем-то…
-Да, это слышно…
-Это слова, которые говорят люди обращаясь к Богу.
-Стоят в церкви и говорят определенные слова.
-Я знаю молитву и могу ее произнести…
- Мы будем говорить о молитве.
-Сложное слово.
-Не конкретный предмет.
-Относится к духовной жизни человека…
- В учебнике, в словаре.
1гр. – работает с толковым словарем Ожегова.
2гр. – работает с православным словарем Кузнецова.
3 гр. – с научно-популярной статьей из учебника (с.12, первые три абзаца)
-Молитва это установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к святым.
-Установленный текст, произносимый верующими при обращении к Богу, к святым, при религиозных обрядах…
-Обращение к Богу…
-Обращение к Богу.
Записывают в рабочую тетрадь.
-Чтобы попросить здоровья близким, удачи в делах, в личной жизни…
- Благодарят за удачу, радость… родился ребенок, исцелился отец…
Читают и выписывают определения видов молитв.
1гр: Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, приди к нам и спаси нас.
Это молитва – благодарение.
2гр: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Это молитва – славословие.
3 гр: Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевные наши силы, дабы, внимающее преподаваемому нам учению… Это молитва – просьба.
(Молитва условно делится на три части и каждая группа работает со своим отрывком)
На этапе защиты представитель группы зачитывает свой отрывок и объясняет только те слова и выражения, которые дети из других групп назовут.
Слушают и смотрят презентацию.
-Познакомились с основными видами молитв.
-Я могу назвать значение некоторых старославянских слов.
-Никита и Маша знают некоторые молитвы наизусть. Это неожиданно. С этой стороны я не знал своих одноклассников.
-Увидела ребят с новой, неизвестной стороны…
-Мне понравилось работать в группе.
-Я узнала много нового.
-Мне было интересно и познавательно.
Иван выразительно читает стихотворение «Молитва».