Конспект урока ПО ОРКСЭ МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Маршанская средняя школа
УРОК ПО ОРКСЭ
МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА»
АВТОР РАЗРАБОТКИ:
Олейникова Светлана Владимировна
Учитель начальныхклассов
с .Маршанка
2015г.
УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
ЦЕЛЬ: Осмысление молитвы как разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом.
ЗАДАЧИ:
Предметные:
Узнать значение и связь слов «православие», «молитва».
Познакомить с видами молитвы.
Познакомить с молитвой «Отче наш».
Узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл, входящих в нее слов и выражений.
Метапредметные:
Формирование умения слушать собеседников, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Личностные:
Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах религиозных ценностей.
Воспитание желания быть духовно красивым человеком.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор, карточки со словами, учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.
Ход урока.
1. Подготовка к изучению нового материала.
- Давайте послушаем музыку и посмотрим иллюстративный ряд.
(просмотр+слушание)
- О чём рассказала музыка и эти иллюстрации? /О чём это?
(О молитве)
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(О молитве)
- Мы прослушали сегодня музыкальное произведение «Утренняя молитва» великого русского композитора П.И.Чайковского из «Детского альбома». Раньше в традициях русскогонарода было обязательное посещение церкви. День ребёнка начинался с утренней молитвы и заканчивался молитвой в церкви.
2. Сообщение темы урока.
- О какой молитве мы сегодня будем говорить, исходя из названия нашего курса?
(о православной молитве)
- От какого слова образовалось слово «православная»?
(православие)
- Православие – русское слово «православие» несёт в себе 2 корня. Первый из этих корней – «прав» - означает «верный». Второй корень – «слав» - от слова «славить» происходит от «словить» - «говорить слово»
- Что тогда означает слово «православие»?
(верно и правильно говорить слово)
- От какого слова образовалось «молитва»? Найдём корень.
(молиться, молит)
- Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно.
- И что же такое молитва?
(мольба
обращение к Богу
просьба
благодарность
разговор
беседа
живая связь с Богом)
- Входе работы на уроке вы ещё расширите этот словарь.
3. Постановка задач урока.
- Вы знаете какие-нибудь молитвы? Какие?
(ответы детей)
- И что бы хотели узнать на этом уроке? Сформулируйте вопросы.
( Что такое молитва?
Какие бывают молитвы?
Зачем нужна молитва?
Что значит молиться?
Когда молитву используют в жизни? и др.)
- Где мы можем узнать, что такое молитва?
(толковые словари, интернет, православные каналы телевидения, энциклопедии, у учителя, у взрослых, учебник, православная литература и др.)
- Посмотрим на слайдах, я выписала из толкового словаря и православной литературы (обратить внимание на выставку) что такое молитва.
(показ слайдов)
Преподобный Серафим Саровский. Житие и поучение. Молитва – таковое упражнение, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним.
Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с Ним.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.
Молитва – Молитва бо истинная беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним.
В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка.
Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление.
2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым.
С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь.
Молитва – 1. Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.
Моление, обращённое к Богу, к святым.
4.Работа по учебнику.
- Где мы ещё можем найти ещё эту информацию, находясь на уроке?
(в учебнике)
- Откройте учебники на с.12, 1 абзац, проверим, правильно ли мы думали?
(работа по учебнику)
- А когда люди обращаются к Богу?
(высказывание детей)
- Давайте прочитаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва»
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
- О чём пишет Михаил Юрьевич Лермонтов?
- Что значит в трудную минуту?
(беда, горе, неудачи, одиночество, грусть, болезнь и др.)
- А какую молитву читалЛермонтов?
(Отче наш.)
-Почему вы так думаете?
(Слайд)
- Отче наш – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех.Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 - 13) и Луки (глава 11, стихи 2 - 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе.
-Может кто-то знает эту молитву?
(Чтение молитвы учителем/ или учащимися)
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
(показ молитвы на слайде)
- Здесь эта молитва написана на церковнославянском языке, который и сегодня принят в нашей русской церкви.
5. Словарная работа.
Давайте мы её попробуем перевести на современный русский язык, помощником вместо словаря будет учебник.
- В этой молитве вам встретятся непонятные слова, посмотрим их на слайдах.
- Отче наш – что обозначает это слово? Этими словами православные христиане обращаются к Богу, называя его Отцом Небесным, призывая выслушать наши просьбы.
- Когда православные говорят, что Он на небесах, то подразумевают духовное, невидимое небо. А не тот голубой свод, по которому плывут облака.
(словарная работа на слайдах по щелчку)
(показ молитвы на слайде)
- Откройте учебники на с.15, давайте посмотрим. Что нам непонятно в этой молитве?
(работа по учебнику)
- Давайте все вместе прочитаем эту молитву. А как читают молитву?
(стоя, сидя, на коленях, в тихом укромном месте, за столом, в церкви, в одиночестве)
- А как мы будем читать?
(вариант, предложенный детьми)
- Кто знает молитву, выйдете вперёд.
(Все вместе читаем молитву «Отче наш»)
- А только ли в трудную минуту православные обращаются к Богу?
(нет)
- А какие молитвы существуют?
- Раз состояние человека бывает разное, то и молитвы бывают разные.
- Распредели словосочетания на группы
Доска.
Православная молитва
Молитва-благодарение
(благодарственная) Молитва-славословие
(самая высокая) Молитва-прошение
(просительная)
происходит радость переживание радости от встречи с Богом нужна защита
благословляет детей благодарность за всё, что создал Господь (дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца) нужен хороший урожай
рождается ребёнок человек не думает о своей пользе тревога на сердце
за здоровье близких за благополучие близких страшно
за жилище сомнения
за пищу трусость
за одежду лень
прибавление ума
ощутить близость с Богом
- А какую молитву чаще всего произносит человек?
- Можем ли мы соединить все 3 молитвы в одну?
- Давайте 3 молитвы объединим в одну. Чтобы вы поставили на первое место?
1 место
2 место
3 место
4 место
6. Подведение итога урока.
- А вот теперь каждый из вас тихо-тихо посидит в тишине и каждый подумает – какой образ у него возникает при слове «молитва»/ предмет, явление природы или что-то другое?
- Напишите каждый свой образ на листочке, который вы представили.
- Объединитесь в пары, какие слова у вас получились?
- Объединитесь в четвёрки, сравните свои образы. Выберите один образ для группы, который вам больше всего понравился.
- На предыдущих уроках православной культуры мы с вами создавали образы Святой Руси, образ религии, образ Бога, образ дороги добра. Давайте создадим образ молитвы в группах.
(дети рисуют)
-Вот сколько образов у нас получилось. А для чего мы их создали?
(Чтобы лучше понять, что такое молитва)
- Что даёт молитва человеку?
(тепло, покаяние, уют, добро, ласка, успокоение, любовь, благодать – а когда человек чувствует благодать? – добрый дар человек меняется)
- Как действует молитва на душу человека?
(становится добрее, милосерднее, терпимее)
-А где мы можем использовать наши знания?/ Кому мы можем рассказать, что такое молитва, используя наши образы?
(родителям, друзьям, в другом классе)
- Вы теперь знаете как звучит православная молитва и что она даёт человеку.
- А какая молитва считается неправильной?
(если желать в молитве другим людям зло, болезнь и др.)
6. Составление синквейна.
- Составим синквейн.
- Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением Ивана Никитина
Детская молитва
Молись, дитя! Тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слёз твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, Ангел твой хранитель
Все слёзы эти соберёт
И их в надзвёздную обитель
К Престолу Бога отнесёт.
Молись, дитя! Мужай с годами!
И дай Бог – в пору поздних лет
Такими ж светлыми глазами
Тебе глядеть на Божий свет.