Публикация на тему:Применение проектной деятельности на уроках в начальных классах
Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной деятельности
Сегодня всё чаще приходится слышать и говорить о том, что традиционная система обучения должна меняться на более прогрессивные методы, что большинство обучающиеся в основном способны только лишь к воспроизведению знаний, которые передал им учитель, а не в состоянии осуществить их в практической жизни.
Кроме того очень часто обучающиеся уже в начальной школе не хотят учиться, мотивация учения и интерес к получению новых знаний у них находятся на низком уровне. Ребёнок не воспринимает объяснение того, что приобретённые знания ему будут необходимы после окончания школы, во взрослой жизни, то есть через несколько лет.
Видя эти и другие проблемы в обучении, основываясь на многолетней работе с детьми младших классов, можно с уверенностью сказать, что урочную систему организации учебного процесса необходимо дополнить новой формой деятельности учащихся. Необходимо создавать такую атмосферу, которая способствовала бы погрузиться в атмосферу, требующую рассуждать, думать, правильно и грамотно излагать свои мысли, высказывать своё мнение по обсуждаемой проблеме, то есть могли бы использовать на практике имеющиеся у них знания.
В настоящее время особое внимание уделяется решению задач по формированию компетенции младшего школьника, чтобы научить его принимать решения, быть мобильным, коммуникативным, заниматься проектной деятельностью.
Проектная деятельность занимает особое место среди инновационных педагогических технологий, которые направлены на личностно-ориентированное обучение. В её основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их творческого и критического мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать знания, видеть, формулировать и решать проблему.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но всё же его относят к педагогическим технологиям ХХI века, так как в нём предусматривается умение детей адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
В последние десятилетия метод проектов в урочное время является предметом специальных научных исследований и вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин.
Проектная деятельность представляет собой метод достижения цели через подробную разработку проблемы, завершаемая практическим результатом, который должен быть оформлен каким-либо образом. Этот полученный результат дети могут увидеть, понять, применить в практической деятельности. Для того, чтобы добиться намеченного результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, привлекать для этого знания из разных изучаемых предметов, формировать способность предвидеть результаты и возможные варианты решения, уметь определять причинно-следственные связи.
Проектная деятельность в урочное время всегда должен быть ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся в индивидуальной, парной или групповой форме, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени.
Другими словами проект
· это цель, которая принята, осознана детьми и актуальна для них, это самодеятельность детей в конкретном практическом творческом деле, поэтапное достижение цели.
Приступая к проектированию с младшими школьниками необходимо заинтересовать их в предстоящей работе, чтобы проектная деятельность не была сложной для детей данного возраста. Все цели, задачи творческой работы должны быть понятны и доступны школьникам. Определив вместе с детьми тему проектной работы, определяем форму деятельности (чаще применяю групповую форму, чтобы дети учились взаимодействовать, распределять роли), этапы, позволяющие прийти к цели.
Работа над проектом имеет примерно одинаковую структуру, заключающуюся в нескольких этапах.
Первый этап – организационный. Знакомлю детей с особенностями проектной деятельности в общем и конкретной работе на данный момент. Здесь же дети распределяются на группы с учётом дифференцированного подхода.
Второй этап – формирование темы и целей работы, он строится в зависимости от содержания урока.
Третий этап – подготовительный. Данный этап включает в себя подготовку общего плана, который в ходе проектной деятельности по необходимости корректируется. Здесь же определяем основные разделы проекта
Четвёртый этап – этап собственно проектной деятельности. В ходе него провожу разработку основных разделов проекта. Работа чаще всего проводится в группах, поэтому в каждой группе проводится своя работа, которая в конечном итоге выливается в общий результат. На данном этапе ввожу ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью.
Пятый этап – практическое применение разработанного проекта в ходе которого каждая из групп следит за работой своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.
Шестой этап – самоанализ проектной деятельности, в ходе которого приучаю детей анализировать отрицательные и положительные моменты своей деятельности.
Седьмой этап – подведении итогов всей работы в целом. При подведении итогов необходимо отметить работу каждой группы и всего проекта. Дети должны почувствовать полезность проделанной работы, открыть для себя новые знания, умения, навыки.
Таким образом следует отметить, что учебный проект как метод обучения эффективен. Он позволяет детям достичь своих целей, приобрести опыт деятельности, получить невероятно большое количество навыков и умений. Не зря в настоящее время ученическое проектирование приобретает популярность как универсальное средство решения различных проблем образования, становится эффективной формой организации творческой активности обучающихся. Поэтому, практическое применение проектной деятельности в урочной работе позволяет формировать у младших школьников умения использовать приёмы проектирования для самоорганизации собственного учения, то есть «научить учиться».