«Развитие самостоятельных умений и навыков учащихся при изучении экономических дисциплин»


«Развитие самостоятельных умений и навыков учащихся при изучении экономических дисциплин»
Одна из главных задач в образования это формировании творческой
личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию,
инновационной деятельности. Чтобы решить эту задачу вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.
Необходимо перевести студента из потребителя знаний в
активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
В исследованиях, посвященных планированию и организации
самостоятельной работы студентов
рассматриваются обще дидактические, методические, психологические,
организационно- деятельностные, логические и другие
аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой
проблемы. Это работы Л.Г.Вяткина, М.Г.Гарунова, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Н.А.Половникова и других . Однако особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной ,аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов – целостная педагогическая система, учитывающая индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.
В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В Общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятия, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли , познавательной активности студента связан с самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности
студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Самостоятельная работа реализуется:
Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.
В контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
В библиотеке, дома при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации
самостоятельной работы.
Среди них, можно выделить следующие:1.Полезность выполняемой работы.
Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.
2.Участие студентов в творческой деятельности.
Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-онструкторской или методической работе, проводимой в колледже.
3.Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика.
Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга.
4.Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).
Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
5.Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее,
постоянное их обновление.
6..Мотивационныйм фактором в интенсивной учебной работе и, в первую
очередь, самостоятельной является личность преподавателя.
Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
9.Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»).
Считаю, главным в организации самостоятельной работы студентов заключается не в оптимизации отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.
В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса в основе самостоятельной работы студентов.
Первый – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе
аудиторных работ. Реализация этого пути требует от преподавателей
разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных
обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение
качества подготовки.
Второй – повышение активности студентов по всем направлениям
самостоятельной работы во внеаудиторное время.
Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех
студентов на индивидуальную работу ,с переходом от формального
выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к
познавательной активности с формированием собственного мнения при
решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Цель СРС научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, что бы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Я считаю ,что задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества
студента как будущего специалиста высокой квалификации. При преподавании дисциплин «экономика предприятия»,
«экономика отрасли» и организация СРС ставлю задачу- единство трех
взаимосвязанных форм:
Внеаудиторная самостоятельная работа;
Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под
непосредственным руководством преподавателя;
Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание
реферата, докладов и других письменных работ на заданные темы.
Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже
руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного
характера. Это – решение задач; подбор и изучение литературных
источников; разработка и составление различных схем; выполнения
графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов
самостоятельной инициативы. Индивидуальное задание может
получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение
курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-
теоретических конференциях и др.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС на каждом ее этапе разъясняю цели работы, контролирую понимание этих
целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной
постановки задачи и выбора цели. Аудиторная самостоятельная работа
реализовывается через проведение практических занятий, семинаров,
выполнение лабораторного практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории контролирую
усвоение материала основной массой студентов путем проведений экспресс
опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опросов студентов в форме игры. ”Что? Где? Когда? И т.д.
На практических и семинарских занятиях провожу различные виды СРС - это позволяет сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. На практических занятиях по своим дисциплинам отвожу не менее 1 часа из
двух на самостоятельное решение задач.
Практические занятия провожу следующим образом:
Вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
Беглый опрос.
Решение 1-2 типовых задач у доски.
Самостоятельное решение задач.
Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего) . В зависимости от дисциплины или от ее раздела использую два пути:
Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.
Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
По результатам самостоятельного решения задач выставляю по каждому
занятию оценку. По материалам раздела выдаю студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу подвожу итоги его изучения (например, провожу контрольную работу в целом по разделу),
обсуждаю оценки каждого студента, выдаю дополнительное задания тем
студентам, которые хотят повысить оценку.
На различных форм СРС для практических занятий на старших курсах провожу “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д.
Цель деловой игры – в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут
выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу).
Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется
другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита
своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее
качественному выполнению Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что за каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание , при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны.
Перед началом выполнения задачи даю лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.) Выполнения СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи.
Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении .
Сдав зачет или писав самостоятельную работу раньше группы, студент
получает оценку выше на один балл.
Весьма полезным, на мой взгляд, может быть тестовый контроль знаний и
умений студентов, который отличается объективностью, экономит время, в
значительной мере освобождает его от рутиной работы и позволяет в
большей степени сосредоточиться на творческой части, позволяет
прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
Тестирование помогает выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине,
индивидуализировать процесс обучения. Использую тесты непосредственно
в процессе обучения и при самостоятельной работе студентов. В этом случае
студент сам проверяет свои знания.
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса
является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы
студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные
методические пособия, практикумы, банки заданий и задач,
сформулированных на основе реальных данных, автоматизированные
обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов её контроля. Существует следующие виды контроля:
-входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения
очередной дисциплины;
-текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения
материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
-промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;
-самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения раздела курса;
-итоговый контроль по дисциплине в виде зачёта или экзамена;
-контроль остаточных знаний и умений спустя определённое время после
завершения изучения дисциплины.