Рабочая программа кружка Станем волшебниками (4класс)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Станем волшебниками»
в 4 классах



Разработал:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сердюкова Е.В.












2015 -2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данного курса в том, что кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Целью курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:

· развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;

· формировать прикладные умения и навыки;

· воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

· патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

· трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

· творческого отношения к учению, труду, жизни;

· формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

· бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

· ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА
На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Курс «Станем волшебниками» - актуальный, современный учебный курс, который развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.

Задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

ОПИСАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры в творческой деятельности;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно_творческой задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся
получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.

6. Содержание программы кружка


№ п/п

Кол-во
часов
Название темы, раздела

Материалы




Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.
(по книге «Бумажный мир») – 11 часов


1


1


Аппликация с раздвижкой


Журнальная бумага



2

1



Оригами из окрашенной бумаги

Цветная бумага, краски


3

1


Симметричное силуэтное вырезание. Транспарантное вырезание


Цветная бумага



4

1

Аппликация из рельефной бумаги

Цветная бумага



5


1


Коллаж из различных материалов


Картон, цветная бумага, тесьма


6
1
Объёмное моделирование из бумаги. Трубочки из гофрированной бумаги

Цветная и гофрированная бумага

7
1
Моделирование из фольги
Цветная бумага

8
1
Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе
Гофрированная бумага, проволока


9


1


Объёмные изделия в технике многослойного торцевания

Гофрированная бумага


10

1

Веерное гофрирование

Цветная бумага, картон



11

1

Объёмная аппликация из ладошек. Коллективная работа


Цветная и белая бумага, плакат

Раздел 2. Текстильные материалы – 9 часов


12


1

Аппликация из ткани

Ткань

13
1
Аппликация из лент
Ленты


14


1

Аппликация из синтепона со сдвижкой

Синтепон, бумага, картон


15-17

3

Шитьё мягкой игрушки

Ткань, синтепон


18-20

3

Вязание крючком

Пряжа

Раздел 3. Пластические материалы – 6 часов


21


1

Аппликация из пластилина на тарелке

Пластилин, тарелка


22-23

2

Папье-маше на пластилиновой форме

Пластилин, бумага


24-25

2

Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками


Пластилин, металлическое сито, картон


26

1

Лепка из пластилина на проволочном каркасе


Пластилин, проволока

Раздел 4. Конструирование – 8 часов

27-28

2

Конструирование цветов

Бумага цветная

29-30

2

Конструирование птиц

Бумага белая, цветная

31-32

2

Конструирование средств транспорта

Бумага цветная и цветная бумага

33-34
2

Конструирование архитектурных сооружений
Цветная и журнальная бумага

7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п/п

Кол
час
Название темы, раздела

Возможные виды деятельности
Дата


Раздел 1. Работа с бумагой и картоном.
(по книге «Бумажный мир») – 11 часов


1


1


Аппликация с раздвижкой

Осмысливать основы чертежа (линии, размеры), его элементы и особенности (фронтальный вид). Планирование и организация рабочего места.
Осваивать технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их различными ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.). Выполнять соединение деталей, сборка с помощью клея, ниток, проволоки. Исследовать собственные проекты нестандартной формы, моделировать детали и разные варианты композиций



2

1



Оригами из окрашенной бумаги




3

1


Симметричное силуэтное вырезание. Транспарантное вырезание





4

1

Аппликация из рельефной бумаги




5


1


Коллаж из различных материалов





6
1
Объёмное моделирование из бумаги. Трубочки из гофрированной бумаги



7
1
Моделирование из фольги



8
1
Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе




9


1


Объёмные изделия в технике многослойного торцевания




10

1

Веерное гофрирование




11

1

Объёмная аппликация из ладошек. Коллективная работа




Раздел 2. Текстильные материалы – 9 часов


12


1

Аппликация из ткани
Осмысливать знания о текстильных материалах и их видах, применять приемы на практике. Выполнять приемы творческой деятельности, технология создания эскиза. Осваивать планирование, разметку, резание текстиля ножницами, складывание, соединение деталей из текстиля и картона. Планировать и организовывать рабочее место. Осваивать технику шитья мягкой игрушки и вязания крючком



13


1

Аппликация из лент




14


1

Аппликация из синтепона со сдвижкой




15-17

3

Шитьё мягкой игрушки




18-20

3

Вязание крючком



Раздел 3. Пластические материалы – 6 часов


21


1

Аппликация из пластилина на тарелке
Осваивать историю возникновения пластилина, основные технологические сведения и приемы обработки. Узнать о технике «пластилиновые нити». Познакомиться с приемами лепки из пластилина на проволочном каркасе, с папье-маше. Уметь работать со смешению цветов пластилина, используя стеку.



22-23

2

Папье-маше на пластилиновой форме




24-25

2

Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками





26

1

Лепка из пластилина на проволочном каркасе




Раздел 4. Конструирование – 8 часов



27-28

2

Конструирование цветов

Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.




29-30

2

Конструирование птиц





31-32

2

Конструирование средств транспорта




33-34
2

Конструирование архитектурных сооружений










8. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование объектов и средств материально-
технического обеспечения
Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
1 Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


К









Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Материалы
Вата, цветная, белая бумага, картон, пластилин, проволока, тесто, ткань, шерсть, нитки

Д


Технические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2.Компьютер
3.Мультимедийный проектор.

Д
Д
Д



Экранно- звуковые пособия
1.Интернет - сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru


Д



Оборудование класса
1.Ученические столы с комплектом стульев.
2.Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.


К
Д
Д




15