Инновационные технологии при работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС


Шигаева Ю. В., воспитатель
Мыслительные операции дихотомии в работе с детьми 6-7 лет.
При работе с творческими задачами необходимо использовать мыслительные операции, позволяющие выявить необходимый материал из проблемного поля. От группировки признаков и выбора оснований для классификации объектов зависит стратегия решения творческой задачи. В традиционной педагогике работа с творческой задачей сводится к перебору вариантов, что в конечном итоге является крайне неэффективным мыслительным действием.
Мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение как можно большего количества неактуальной в данный момент информации.
Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных.
В ОТСМ - ТРИЗ - педагогике выработаны определенные правила обучения детей работе с открытыми задачами. Одно из них сводится к тому, что решатель не перебирает все возможные варианты, а должен уметь отсекать заведомо ненужные признаки объектов.
Главное средство работы с детьми по обучению сужения поля поиска - игра "Да - Нет". На основе нее разработаны тренинги в разных предметных областях.
В работе с дошкольниками рекомендуется использовать следующие виды задач «Да-Нет»:
1. Поиск объекта по признакам и их значениям.
1.1. Поиск объектов по признаку, значения которого упорядочиваются в ряд. Главная особенность этой группы тренингов в том, объекты для отгадывания в них можно расположить в ряд «от самого…, до самого…»
1.2. Поиск объектов по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд. В этой группе тренингов для поиска загаданного объекта необходимы классификационные умения.
2. Выяснение недостающих данных в ситуациях.
2.1. Анализ бытовых ситуаций.
2.2. Анализ ситуаций из литературных произведений.
В зависимости от образовательных задач, тренинги на основе игры «Да-Нет» могут быть использованы в разных предметных областях: математике, грамоте, ознакомлении с окружающим миром, с природой, в музыкальном образовании, обучении основам изобразительной деятельности, ознакомлении с художественной литературой и др.
В нашем дошкольном учреждении игра «Да-нет» проводилась с детьми старшего дошкольного возраста при освоении числового ряда в линейном пространстве. С детьми первоначально изучался алгоритм отсечения ненужных чисел путем деления линейного рядя пополам. Затем совместно с детьми берется бумажная полоска, на которой ребенок самостоятельно выставляет числовой ряд от 0 до 10. Загадывается одно из чисел: «Отгадай число, задавая вопросы ведущему по знакомому алгоритму».
Правила игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.
Вопросы:
Это цифра 5? (выделение середины) – Нет.
Это цифры, которые находятся до 5? (Лента сгибается, та часть, которая не участвует, убирается) – Да.
Это цифра 2? (выделение середины) – Нет.
Это после 2? (Лента сгибается, та часть, которая не участвует, убирается) – Нет.
Это цифра 1? – Да.

Игра «Найди загаданный предмет».
Предметы выставлены на столе в одну линию. Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму сужения поля поиска:
1.Выбрать и назвать на линии средний объект.
2.Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый (предметы, не участвующие в поиске, убираются).
3.Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект среди оставшихся.
4.Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый: «Выбрал серединку - спрячь половинку! В другой половинке – найди серединку!».
Правила игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину ряда.
Материал: игрушки: машинка, пирамидка, кукла, мяч, кубик.
Вопросы:
Это кукла? – Нет.
Это справа от куклы? – нет (убираются мяч и кубик).
Это пирамидка? – Да.
Игра «Угадай предмет».
На стол выставляются в линию геометрические фигуры трех размеров и одного цвета: большой шар, средний куб, средний шар, большой конус, маленький конус, большой куб, маленький шар, маленький куб, средний конус. Играющие и ведущий располагаются по одну сторону стола. Загадывается одна из фигур.
Вопросы:
Это маленький конус? – Нет.
Это между большим шаром и маленьким конусом? – Да.
Это средний шар? – Нет.
Это меньше большого куба? – Нет.
Это большой шар? – Да!
В старшем дошкольном возрасте используются разные фигуры одного цвета четырех размеров (до 20 штук).
Данная методика позволяет не только качественно сформировать классификационные навыки, но и дает возможность развивать творческое мышление детей.