Педагогика поддержки ребенка в дополнительном образовании


Педагогика поддержки ребенка в дополнительном образовании
В системе отечественного образования педагог всегда рассматривался не только как предметник, но и как воспитатель. И каждый из нас понимает, что в работе с детьми недостаточно только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее.
Как отметил известный педагог- теоретик В.Л. Сухомлинский «учителю следует начинать с элементарного – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях…Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе; ему будет недоступно самое главное в воспитании – эмоциональная оценка собственных поступков.»
Педагог, таким образом, субъект воспитательного влияния во взаимодействии с ребенком, что предполагает готовность и способность:
1. строить общение с детьми на основе гуманистических принципов – диалогичность, эмпатийное понимание, доверие к возможностям, способностям ребенка, безоценочное отношение к ребенку как к суверенной личности;
2. выстраивать совместную деятельность с детьми на основе сотрудничества и сотворчества;
3. создавать воспитывающие ситуации в учебной, игровой и других видах деятельности;
4. поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореабилитации через групповую и индивидуальную работу.
Гуманистическая педагогика – это и есть педагогика успеха, которая базируется на выявлении, поддержке и развитии индивидуальных интересов и склонностей ребенка через включение его в целесообразные виды деятельности. Она строится на ценностях психологической поддержки ребенка, принятие его личности и индивидуальности, на защите его права на самоопределение и выбор собственного пути. И именно педагогика дополнительного образования наиболее полно отвечает эти критериям.
Не случайно в Методических рекомендациях Минобразования РФ (Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. М., Министерство образования РФ) указывается , что дополнительное образование позволяет:
- создавать широкий общекультурный эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания программы;
- выравнивать стартовые возможности личности;
- ориентировать ребенка в базисных видах деятельности ( ценностно- ориентационная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, физическая, духовная), опираясь на его естественные склонности, интересы, личные особенности;
- содействовать выбору индивидуального образовательного маршрута ребенка, его самореализации;
- обеспечить ребенку «ситуацию успеха», необходимую для его полноценного развития и психического здоровья.
Хорошо известная русская народная поговорка гласит: « В здоровом теле – здоровый дух». И не ошибется тот, кто скажет, что без «здорового» не может быть «успешного». Поэтому на учебных занятиях делают акцент на здоровьесбережение через формы оздоровительной работы:
- сюжетно-ролевые игры;
- сюжетно- спортивные эстафеты;
- элементы дыхательной гимнастики;
- пальчиковую гимнастику;
- элементы очечного массажа;
- элементы восточных гимнастик.
Эти формы работы оказывают воздействие на разные функциональные системы детского организма и усиливают терапевтический эффект.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность детей заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит к более качественному усвоению знания и к более высоким результатам.
Созданию доброжелательной обстановки на занятии способствует: спокойная речь, тактичное исправление допущенных ошибок, позитивная реакция, поощрение, уместный юмор или небольшое отступление. Вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Таким образом, объединение возможностей и потенциала учреждений дополнительного образования существенно помогает решить основные стратегические задачи современного образования.



503 Service Unavailable

Service Unavailable

The server is temporarily unable to service your request due to maintenance downtime or capacity problems. Please try again later.