Педагогика поддержки ребенка в дополнительном образовании


Педагогика поддержки ребенка в дополнительном образовании
В системе отечественного образования педагог всегда рассматривался не только как предметник, но и как воспитатель. И каждый из нас понимает, что в работе с детьми недостаточно только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее.
Как отметил известный педагог- теоретик В.Л. Сухомлинский «учителю следует начинать с элементарного – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях…Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе; ему будет недоступно самое главное в воспитании – эмоциональная оценка собственных поступков.»
Педагог, таким образом, субъект воспитательного влияния во взаимодействии с ребенком, что предполагает готовность и способность:
1. строить общение с детьми на основе гуманистических принципов – диалогичность, эмпатийное понимание, доверие к возможностям, способностям ребенка, безоценочное отношение к ребенку как к суверенной личности;
2. выстраивать совместную деятельность с детьми на основе сотрудничества и сотворчества;
3. создавать воспитывающие ситуации в учебной, игровой и других видах деятельности;
4. поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореабилитации через групповую и индивидуальную работу.
Гуманистическая педагогика – это и есть педагогика успеха, которая базируется на выявлении, поддержке и развитии индивидуальных интересов и склонностей ребенка через включение его в целесообразные виды деятельности. Она строится на ценностях психологической поддержки ребенка, принятие его личности и индивидуальности, на защите его права на самоопределение и выбор собственного пути. И именно педагогика дополнительного образования наиболее полно отвечает эти критериям.
Не случайно в Методических рекомендациях Минобразования РФ (Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. М., Министерство образования РФ) указывается , что дополнительное образование позволяет:
- создавать широкий общекультурный эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания программы;
- выравнивать стартовые возможности личности;
- ориентировать ребенка в базисных видах деятельности ( ценностно- ориентационная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, физическая, духовная), опираясь на его естественные склонности, интересы, личные особенности;
- содействовать выбору индивидуального образовательного маршрута ребенка, его самореализации;
- обеспечить ребенку «ситуацию успеха», необходимую для его полноценного развития и психического здоровья.
Хорошо известная русская народная поговорка гласит: « В здоровом теле – здоровый дух». И не ошибется тот, кто скажет, что без «здорового» не может быть «успешного». Поэтому на учебных занятиях делают акцент на здоровьесбережение через формы оздоровительной работы:
- сюжетно-ролевые игры;
- сюжетно- спортивные эстафеты;
- элементы дыхательной гимнастики;
- пальчиковую гимнастику;
- элементы очечного массажа;
- элементы восточных гимнастик.
Эти формы работы оказывают воздействие на разные функциональные системы детского организма и усиливают терапевтический эффект.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность детей заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит к более качественному усвоению знания и к более высоким результатам.
Созданию доброжелательной обстановки на занятии способствует: спокойная речь, тактичное исправление допущенных ошибок, позитивная реакция, поощрение, уместный юмор или небольшое отступление. Вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Таким образом, объединение возможностей и потенциала учреждений дополнительного образования существенно помогает решить основные стратегические задачи современного образования.