Устройства ввода — вывода информации


ГБОУ СПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОЗЁРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ
«ИНФОРМАТИКА»



ТЕМА УРОКА: Устройства ввода - вывода информации.




Преподаватель: Фролов А.В.




Утверждаю
«____»_______________
Зам. Директора по УВР
____________ Филипенко И.В.












Автор: преподаватель дисциплины «Информационные технологии» Фролов А.В.

Рецензент: заведующий учебно-методическим отделом ГБОУ СПО «Озерский техникум природообустройства» Григорьева Е.А.












Рассмотрено и согласовано на заседании
ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол № «____ » ___________________
Председатель ПЦК ____________


ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Группа 1СД
Специальность Строительство и эксплуатация а/д и аэродромов.
Раздел программы Устройство компьютера.
Дата 2.02.
Дисциплина Информатика
Тема занятия «Устройство ввода и вывода информации»
Тип занятия Вводная урок-лекция
Цели занятия: сформировать представление учащихся об устройствах ввода и вывода информации и их функциями; познакомить учащихся с понятием разрешающая способность различных устройств; организовать повторение строения функциональной схемы компьютера и основных понятий предыдущего урока; закрепить знания о системной плате.
Образовательные: Познакомить учащихся с устройствами ввода-вывода информации.
Рассмотреть функциональное назначение устройств ввода и вывода информации.
Дать представление некоторых характеристиках устройств ввода и вывода.
Повторить строение функциональной схемы компьютера и принцип ее работы.
Организовать повторение основной терминологии предыдущего урока.
Актуализировать знания учащихся об устройствах ввода и вывода информации.
Продолжить формирование практических умений и навыков при работе на компьютере.
Воспитательные:
воспитывать умение слушать и слышать, аккуратность, внимательность
воспитывать бережное отношение к компьютеру и здоровью человека.
продолжать воспитание информационной культуры учащихся и бережного отношения к результатам информационной деятельности человека;
развитие логического мышления специалиста,
воспитание инициативности, добросовестного и уважительного отношения к труду,
воспитание бережного отношения студентов к природной среде;
Развивающие:
продолжить формирование знания и понимания информационных терминов.
способствовать продолжению развития информационной культуры учащихся, расширению их кругозора.
усовершенствование познавательных интересов в области информатики и навыков работы на компьютере.
развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей студентов;
развитие умения анализировать и обобщать полученные знания,
развитие конструкторских способностей и технического мышления,
развитие умения анализировать, обобщать, выделять главное, делать самостоятельные выводы
Методы и приемы проведения занятия: словесный, объяснительно-иллюстративный, проектный
Междисциплинарные связи с дисциплинами, изучаемыми ранее:
Оснащенность занятия средствами обучения Мультимедийное оборудование, презентация «Устройства ввода/вывода информации».
Список литературы и интернет-ресурсов Н.В. Макарова «Информатика» стр. 262 – 281 СПб. Питер 2009 368с
Е.В. Михеева «Информатика» стр.56 – 64 М. ACADEMIA, 2008г;
Н. Угринович «Информатика и информационные технологии 10 11 класс» стр. 30 – 37, М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003г.
Электронные ресурсы. Форма доступа: www.wikiреdia. ru
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Наименование структурных элементов урока Время, мин. Используемые приемы и методы, средства, поставленные цели Деятельность преподавателя Деятельность студентов
1. Организационный момент:
проверка явки студентов на занятие
готовность к занятию
проверка пройденного материала 10 Цель: контроль явки студентов на занятие, подготовка к работе, проверка усвоенного материала
Выполнение проверочной работы (задание) Проверяет явку и готовность студентов к занятию.
Проверка выполнения задания
Слайд №2 - 4 Перекличка, подготовка к занятию.
Выполнение проверочной работы
2.Формулирование темы и целей занятия. 2 Цель: информирование студентов о теме занятия, мотивация к выполнению поставленной задачи, Информирование студентов об этапах проведения занятия Объявляет тему занятия.
Ставит цели, объясняет задание.
Слайд № 5 Слушают.
3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности студентов: Связь с жизнью, с будущей профессией. 8 Цель: показать важность данной темы в общей теории курса, в повседневной жизни.
Метод - фронтальная беседа-лекция Знакомит студентов с целями и задачами темы, применение инструментов в будущей профессии Слайд № 6 - 31 Слушают, задают вопросы.
4.Изучение нового материала 45 Цель: ознакомить студентов с различными устройствами ввода и вывода информации в компьютер, их разновидностей и особенностей. Объясняет новый материал, показывает на примере слайдов № 6 - 31 отдельные понятия и определения. Слушают, конспектируют отдельные моменты, задают вопросы.
6. Закрепление материала. 10 Цель: углубление знаний студентов по изученной теме посредством рассмотрения и анализа применения устройств. Разбивает студентов на микрогруппы и предлагает выполнить задания в практической форме.
Слайд № 33, 34 Выполняют работы приложение 4 и приложение 5
7. Подведение итогов занятия. 3 Цель: обобщение проведенного занятия. Подводит итоги занятия. Участвуют в подведении итогов
8.Задание на дом. 2 Цель: закрепление изученного материала. Дает домашнее задание.
Слайд № 35 Записывают, задают вопросы.
Итого 80
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент (приветствие, проверка явки студентов на занятие и готовности к занятию, выполнение проверочной работы (задание 1), взаимопроверка с использование презентации (слайд 2 — 4 ).
Перед вами бланки с вопросами. В первом, втором и третьем заданиях необходимо вписать ответ на поставленный вопрос, в четвертом задании следует выбрать правильный ответ и обвести его в кружечек, в пятом задании необходимо для чего предназначен указанный стрелкой разъем.
Взаимопроверка, ответ выводится на СЛАЙДЫ № 2-4. (презентация).
Формулирование темы и целей занятия. - СЛАЙД № 5
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности студентов.
Сейчас мы с вами отгадаем некоторые загадки, для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока.
Грызть не любит ничего, 
Сыром не питается! 
Монитор без нее грустит, 
Сайт не открывается! (мышка)

Изучение нового материала.
Преподаватель: Ребята, вспомните, какие устройства ввода информации вы знаете .
Студенты дают разнообразные ответы на вопрос.
Преподаватель выслушивает студентов и рассказывает о назначениях и применениях различных устройств.
Проводится самостоятельное выполнение задания 1 (задание 2), цель которого саморефлексия. Данное задание проверяется самими же учащимися и остается у них для дальнейшего размещения в тетради.

Цели и задачи темы.
Сформировать представление учащихся об устройствах ввода и вывода информации и их функциями; познакомить учащихся с понятием разрешающая способность различных устройств; организовать повторение строения функциональной схемы компьютера и основных понятий предыдущего урока; закрепить знания о системной плате
План урока:
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания. Выполнение проверочной работы и взаимопроверка с использованием презентации.
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
3. Устройства ввода информации.
клавиатура;
координатные устройства ввода
мышь и трекбол;
сенсорная панель;
4. Устройства вывода информации
Монитор
Принтер
Плоттер
Акустические колонки и наушники
5. Разъемы подключения устройств ввода и вывода информации к материнской плате.
6. Закрепление изученного материала: выполнение заданий.
7. Подведение итогов урока и выставление отметок.
8. Домашнее задание.

Преподаватель:
А как вы думаете, какими инструментами надо обладать для работы на компьютере и для чего?
Студенты отвечают на вопрос.
Преподаватель рассказывает о роли автомобильных дорог в народном хозяйстве.
Устройства ввода информации. СЛАЙД № 6 - 20
Работа организованна в виде диалога с объяснением учителя.
Для чего нам необходимы устройства ввода информации?
Какие устройства ввода информации вы можете назвать?
Для чего нужна клавиатура?
Клавиатура.
Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора
Каждая клавиатура имеет несколько основных блоков клавиш:
1. Алфавитно-цифровые (обведены красным цветом, к ним относятся клавиши алфавита и цифр, клавиша пробела и Enter).
2. Клавиши редактирования и листания документа (обведены синей рамкой, их 7 штук, располагаются слева от алфавитно-цифровых, позволяют вставлять символы и перемещаться по документу).
3. Клавиши управления курсором (обозначены желтой обводкой, их 4 штуки, предназначены для перемещения курсора).
4. Специальные клавиши (обведены фиолетовым цветом, предназначены для переключения клавиатуры в верхний регистр и воздействия на функционирование компьютера).
5. Функциональные клавиши (обозначены розовым цветом, клавиши F1-F12, предназначены для выбора или изменения работы некоторых программ).
6. Цифровой блок (обозначены светло-зеленой обводкой, дублируют цифровые клавиши).
7. Windows-клавиши (обведены зеленым цветом, позволяют управлять графическим интерфейсом ОС).
8. Клавиши управления питанием (выделены оранжевым цветом, позволяют управлять включением и выключением компьютера, управлением “спящим” режимом).
Координатные устройства ввода.
Какая функция, по вашему мнению, у координатных устройств?
С помощью каких устройств модно управлять курсором на компьютере?
Какие вам известны разновидности мышей?
Шариковые мыши, увидеть можно уже очень редко. Самые распространенные мыши сейчас оптические, принцип работы которых состоит в работе линз. С помощью светодиода и системы фокусирующих линз на поверхность под мышью падает луч света. Отраженный от этой поверхности свет собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы процессора обработки изображений. Этот чип делает снимки поверхности под мышью и последовательно сравнивает их.
Трэкбол.
Разновидностью мыши является трэкбол, который можно сравнить с мышью, “лежащей на спине” шариком вверх.
Сенсорная панель.
Используется в ноутбуках, мониторах. Управляется движением пальцев по поверхности, которое преобразуется в движение курсора. Нажатие на панель равносильно нажатию клавиши мыши.
Графически планшет.
Предназначен для рисования и ввода рукописного текста. Состоит из пера (ручки), планшета и в некоторых случаях мыши, с помощью которых удобно рисовать, чертить и писать.
Разрешающая способность координатных устройств- это количество точек на которое переместиться курсор при перемещении координатного устройства на 1 дюйм. Измеряется в dpi - точек на дюйм. В современных устройствах разрешающая способность устройства может достигать 2000 dpi.
Сканер.
Как вы думаете для чего необходим сканер?
Какую он выполняет функцию?
Принцип работы сканера состоит в следующем: сканируемое изображение освещается светом источников, расположенных на линейке, а отраженный свет преобразует (кодирует) информацию в цифровой вид.
Цифровые камеры (видеокамеры, фотоаппараты) позволяют получать видео и изображение в цифровом виде. Web-камера, делает доступным общение online.
Разрешающая способность сканера и цифровых камер - это количество точек (растра) на которое разбивается сканируемое изображение длинной 1 дюйм.
Звуковая карта и микрофон предназначены для ввода звуковой информации в компьютер.
Джойстик - игровой манипулятор, назначение которого сделать удобным управление.
Устройства вывода информации. - СЛАЙД №21 - 31
Для чего нам необходимы устройства вывода информации?
Какие устройства вывода информации вам известны?
Монитор.
Для чего предназначен монитор?
Предназначен для вывода информации на экран в виде растра - точек. Изображение состоит из определенного количества строк, каждая из которых также состоит из точек. Важнейшая характеристика монитора - разрешающая способность, которая определяется количеством точек по горизонтали и вертикали. Существуют мониторы со стандартным разрешением 4:3 и широкоформатные с разрешением 16:10.
Существуют 2 вида мониторов:
- Монитор на электронно-лучевой трубке. Принцип работы, как в старых телевизорах.
Помимо громоздких размеров мониторы ЭЛТ несут сильное вредное облучение.
- Мониторы на жидких кристаллах. Главными достоинствами таких мониторов является компактность и отсутствие излучения.
Принтер.
Каково функциональное назначение принтера?
Принтеры бывают:
1) Матричный. Принцип работы: получая сигнал от компьютера, его контроллеры управляют печатающей головкой, заставляя иголки бить в красящую ленту. В местах касания иголок лента прижимается к бумаге, оставляя на ней краску. Недостатком такого принтера является громкая работа. Достоинством – документ, изготовленный на матричным принтере, сложно подделать.
2) Струйный. Принцип работы: изображение формируется микрокаплями специальных чернил, выбрасываемых на бумагу через сопла в печатающей головке. Недостатком струйного принтера является большой расход чернил при дороговизне их, достоинством – бстрая скорость печати.
3) Лазерный. Обеспечивает типографическое качество печати. Может обеспечить высококачественную цветопередачу при минимальных затратах материала, по сравнению со струйным.
Плоттер.
Используется для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей, электрических и электронных схем). Принцип действия плоттера такой же, как и у струйного принтера.
Акустические колонки и наушники.
Для его предназначены колонки и наушники?

Преподаватель: Ребята как вы думаете, какие устройства могут появиться в ближайшем будущем?
Студенты отвечают на заданный вопрос.
Преподаватель рассказывает, как классифицируются автомобильные дороги.
Разъемы подключения устройств ввода и вывода информации к материнской плате. приложение 2
Каким образов происходит взаимодействие всех устройств компьютера?
Как называется плата, на которой реализована магистраль обмена информацией между различными устройствами компьютера?
Для подключения каждого устройства компьютера существуют определенные разъемы: PS/2, COM, USB и др. Объяснение с показом слайда 32.
PS/2 используется для подключения клавиатуры, мыши и трекбола.
COM - для подключения мыши, трекбола, устройства бесперебойного питания, и других специальных устройств, например медицинский.
USB – мышь, клавиатура, принтер, сканер, джойстик, графический планшет, монитор.
Заполнение раздаточного материала. (задание 3). Проверка задания.

Преподаватель: А как вы думаете, зачем так много разъемов?
Студенты отвечают на заданный вопрос.
Преподаватель рассказывает, какие были раньше разъемы и как это работало.
Закрепление материала. - СЛАЙД № 33, 34
Выполнение заданий.(задание 4),(задание 5).  Проверка (Слайды 33, 34).
Подведение итогов занятия
Сегодня на уроке мы познакомились с различными устройствами ввода-вывода информации, вместе оценили роль и назначение этих устройств для комфортной работы на компьютере. Также сегодня мы рассмотрели, как классифицируются различные устройства по своему назначению.
Выставление отметок.
Домашнее задание. - СЛАЙД № 35
Параграф 1.2.3. и параграф 1.2.4.
Н. Угринович «Информатика и информационные технологии 10 11 класс» стр. 30 – 37