Урок окружающего мира в 1 классе по теме Зеленая аптека
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3,
Г. Вологда
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Зелёная аптека
Выполнила:
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №3»
Шлыкова Елена Борисовна
г. Вологда
2015 год
Урок разработан в соответствии с технологией комплекта «Перспективная начальная школа».
Тема «Зеленая аптека»
Цель углубление и расширение знаний обучающихся о лекарственных растениях
Планируемый результат познакомить учащихся с лекарственными растениями;
рассказать о целебной силе растений;
обучить правилам сбора целебных трав;
воспитывать бережное отношение к зеленым растениям;
продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
Тип урока Комбинированный
Основные понятия Лекарственные растения, части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Межпредметные связи Литературное чтение, математика, изобразительное искусство, технология, русский язык.
Ресурсы:
- основные Учебник «Окружающий мир» для 1 класса по системе учебников «Перспективная начальная школа». Авторы учебника Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов, О.Н. Федотова.
Тетради для самостоятельной работы на печатной основе.
- дополнительные Материал для организации работы в малых группах.
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в малых группах. Мультимедийная поддержка (Перволого) с элементами интерактивного тренажёра.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент
Предварительная организация класса, психологический настрой учащихся.
- Здравствуйте, ребята. Займите свои места, проверьте – всё ли готово к уроку.
- Начинаем наш урок. Занимают свои места, проверяют наличие учебных принадлежностей.
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке:
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации.
Личностные УУД:
Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке.
Регулятивные УУД:
Планирование учебных задач.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем.
2. Опрос учащихся.
Цель - актуализировать знания обучающихся о растениях родного края, в частности лекарственных растениях. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.
- Рассмотрите иллюстрации.
- О чем пойдет речь на уроке?
- Какова тема урока? (Слайд 1)
- Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить? (Слайд 2)
- На некоторые из этих вопросов мы с вами сегодня обязательно ответим.
О растениях.
Зеленая аптека.
Как человек использует растения в жизни?
Когда человек начал использовать лекарственные растения?
Какие лекарственные растения растут в нашем крае?
Как собирать лекарственные растения?
Познавательные УУД:
Построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем.
Личностные УУД:
Нравственно-этическая ориентация.
2.1. Актуализация опорных знаний учащихся
-Вспомните, что мы уже узнали о растениях в 1 классе? (Слайд 3 - 4)
- Какое значение играют растения в жизни человека? (Слайд 5)
- Вы правильно сказали о том, что дают человеку растения.
- Как вы думаете, давно ли люди используют свойства лекарственных растений для лечения от различных болезней?
- Известный персидский ученый Авиценна, живший в более 1000 лет назад, в 980 году говорил о лечебных свойствах растений и использовал их в медицине. ( Показ портрета Авиценны) Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы.
Растения бывают дикорастущие и культурные. Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травы.
Растения дают человеку пищу, из некоторых изготавливают ткани, служат кормом для домашних животных. Многие растения украшают наш мир, защищают воздух от загрязнений
Из растений делают лекарства.
Познавательные УУД:
Построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем.
Личностные УУД:
Нравственно-этическая ориентация.
3 Изучение нового учебного материала.
Цель –
расширить знания обучающихся о лекарственных растениях родного края;сформировать понимание важности соблюдения правил сбора и применения лекарственных трав
Цель для учителя - организовать подготовку для проведения работы в малых группах. Постановка проблемного вопроса
- Назовите изображённые растения.
- Как назвать их одним словом?
- Почему растения называют «лекарственными»?
- А как растения нас «лечат»?
- Какие из этих растений вы встречали в природе во время прогулки или экскурсии? Какие лекарственные растения растут в нашем крае?
Беседа по материалу учебника
В ходе беседы учитель сообщает учащимся любопытные факты о тех лекарственных растениях, рисунки которых даны в учебнике.
Пастушья сумка получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Отсюда и пошло название растения. Еще в старину знали, что пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны.
Если надломить стебель чистотела, то на месте излома покажется оранжевое «молочко» — ядовитый сок. Но в народе заметили, что сок растения обладает лечебными свойствами (очищает кожу). В г. Самаре есть специальная клиника, где с помощью лекарства, изготовленного из чистотела, помогают людям, которые страдают кожными заболеваниями. Поэтому растение и получило имя чистотел.
У тысячелистника каждый лист, как перышко птицы, собран из многих небольших листиков-пушинок. Таких листиков-пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали растение тысячелистником. Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны. Об этом знали еще в древние времена. Так воины и лечили себя на поле боя. За это тысячелистник еще называли «солдатской травой».
А вот у зверобоя название хотя и грозное, но не совсем верное. Зверобой не убивает съевших его животных, а лишь вызывает у них зуд. Но на вредные микробы зверобой воздействует в самом деле губительно. Поэтому из него делают лекарства от самых разных болезней, в том числе и от ожогов. В старину это растение называли «травой от девяноста девяти недугов».
Жаропонижающим свойством обладают цветки липы.
А вот мать-и-мачеху, которая очень долго считалась лечебной травой, в настоящее время врачи использовать не рекомендуют, так как она вызывает у людей тяжелые заболевания.
Ранку на пальце заживляют тысячелистник, подорожник, крапива, кошачья лапка. При простуде помогают цветки липы и цветки календулы (ноготки). К месту укуса насекомых можно приложить лист подорожника, ломтик огурца, а к месту ушиба или ожога—размятые листики зверобоя.
Подорожник, ромашка, одуванчик.
Лекарственные.
Эти растения помогают человеку справляться с различными заболеваниями.
Возможно, дети не смогут ответить на этот вопрос.
Подорожник, ромашка, одуванчик.
В ходе рассказа учителя, обучающиеся будут предлагать свою информацию об известных им растениях и их применении на личном опыте или опыте своих родственников. Познавательные УУД:
Анализ, синтез, сравнение, построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД:
Работа с партнером, диалог с учителем.
Регулятивные УУД:
Взаимопроверка, контроль и коррекция.
Цель для учителя – организовать деятельность по формированию умений применять полученные знания о лекарственных растениях в ходе практической работы.
Цель для учителя – обобщить знания об изученных лекарственных растениях. Организация работы в малых группах.
- Сейчас наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. Нам предстоит сделать очень важные открытия.
- Займите свои места в группах. (Обучающиеся делятся на пять групп). - Выберите координатора.
- Координаторы подойдите к учителю и получите задания для своих групп. (Каждая группа получает гербарий и карточку с вопросом (заданием практического характера).- Координаторы, откройте конверты с заданиями и материалом для исследования.
- Вам необходимо рассмотреть содержимое конвертов, выполнить задания, ответить на вопросы.
- После обсуждения заданий в группах и работы над проблемой, заслушаем представителей каждой группы с выводами, которые вы сделаете.
Каждая группа получает:
1.Гербарий (3 – 4 лекарственных растений)
2.Листы с заданиями
1-я и 2-я группы - определить названия растений;
3-я и 4-я группы - назвать части растений, которые используют в медицине;
5-я группа – рассмотреть гербарий, найти в приложении карточки с рисунками лекарственных растений и приклеить на листе задания над соответствующими названиями.
Подведение итогов практической работы отчет.
3.Форма отчета: устное сообщение и выполнение задания на листах.
Практическая деятельность
Занимают свои места в группе, выбирают координатора группы.
Координаторы получают задания.
Дети тщательно изучают растения — их размер, форму листьев, окраску цветков, запах, исследуют (если это возможно без повреждения гербария) их на ощупь.
Определи следующие лекарственные растения – подорожник, одуванчик, ромашка лекарственная, зверобой, валериана, цветы липы.
У различных растений используют разные части растений для медицинских нужд – у подорожника – лист, у липы и ромашки – цветы, у валерианы и одуванчика – корень.
Ученики находят в приложении карточки с рисунками лекарственных растений и приклеивают их на странице над соответствующими названиями. Познавательные УУД:
Анализ, синтез, сравнение, построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД:
Работа с партнером, диалог с учителем.
Регулятивные УУД:
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Цель для учителя – контроль качества усвоения нового материала. Организация самостоятельной работы. Работа с учебником и тетрадью.
Откройте тетрадь для самостоятельной работы на с. 16 № 22. Прочитайте задание.
- Сможете выполнить его самостоятельно? Посоветуйтесь со своим соседом.
- Откройте учебник на с. Прочитайте советы, которые дают Маша и Миша.
- Сравните ваши ответы и ответы героев книги.
- Сформулируйте правила сбора и приемы безопасного использования лекарственных растений.
Правила сбора и приемы безопасного использования лекарственных растений.
Собирайте лекарственные травы в начале их цветения в солнечную погоду.
Не срывайте все растения, оставляйте часть для размножения.
После сбора трав тщательно вымойте руки с мылом.
Лекарственные травы перед применением тщательно промываются.
Например, молодые побеги тысячелистника несколько раз моют в кипяченой воде, затем растирают в чистой посуде до получения кашицы. Эту кашицу прикладывают к ранке, ссадине, царапине. Лист подорожника моют с мылом, тщательно споласкивают и только после этого прикладывают к месту укуса насекомых, к ранке. Дети рассматривают рисунки и составляют правила сбора целебных трав. Затем читают советы по сбору лекарственных трав, которые дают Маша и Миша (чтение текста в учебнике), и сравнивают их со своими.
Формулируют правила сбора и использования лекарственных трав:
Не собирай лекарственные травы вдоль дорог и в черте города.
Не срывай все растения на полянке.
Растение в свежем виде перед применением тщательно промой.
Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации.
Коммуникативные УУД:
Диалог с учителем.
Познавательные УУД:
Анализ, синтез, сравнение, построение речевого высказывания.
Личностные УУД:
Нравственно-этическое оценивание событий.
Цель для учащихся – снять утомление мышц туловища.
Цель для учителя –
мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе Динамический момент.
Игра «Не ошибись!»
- Я буду произносить различные слова. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите названия растения и присесть, если это не растение.
(Учитель произносит слова-названия растений и животных в произвольном порядке) Обучающиеся встают из-за парт, хлопают в ладоши, если слышат названия растений и приседают, если названное слово – не растение. Тест на определение изученных лекарственных растений.
Слайд 6 В форме интерактивного теста организуется проверка качества усвоения материала. Возможно организовать эту работу как фронтально, так и индивидуально (при наличии достаточного количества ПК в кабинете). Цель – осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Рефлексия.
- Вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока.
- На какие вопросы мы смогли ответить?
- Каких вопросов мы на уроке не коснулись?
- Где вы сможете получить ответы на эти вопросы?
- Кто-то из вас испытывал трудности на уроке? Какие?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выберите соответствующий «смайлик». Читают задачи.
Отмечают вопросы, на которые дали ответ в ходе урока.
Из дополнительной литературы, хрестоматии, на факультативном занятии и др.
Ответы обучающихся. Познавательные УУД:
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные
Умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД:
Оценивание детьми собственной деятельности.