Презентация Звук, как физическое явление и его физиолого-психологические аспекты воздействия на человека (межпредметные связи физика и ОБЖ)


Наименование урока: Звук, как физическое явление и его физиолого- психологические аспекты воздействия на человека Автор разработчик: Быкова Людмила Николаевна, преподаватель физики, bikova569@mail.ruГБПОУ Республики Крым«ФЕОДОСИЙСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВАИ КУРОРТНОГО СЕРВИСА»Дисциплина: ФИЗИКА ЗВУК Как физическое явление (продольная волна), вызывающая действие на наши уши Физиолого-психологические процессы в ушах и мозге человека, вызываемые звуком Путь звуковой энергии Наличие среды-обязательное условие распространения механической продольной звуковой волны Вывод:звук не может распространяться в отсутствие вещества Скорость звука(υ м/с) зависит от вида среды распространения и температуры𝜐=𝐸𝜌 𝜐=𝐵𝜌 E- модуль упругости твердого вещества𝜌 - плотность вещества B - модуль всестороннего сжатия газаили жидкости{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сталь5100 м/сГранит3950Кирпичная кладка3480Дерево4000Пробка500Резина54Стекло5000Свинец1300Вода (0oС)1485Двуокись углерода (0oС)258Водород (0oС)286Воздух (0oС)332 Громкость звука(зависит от интенсивности звуковой волны)Интенсивность ( I ) звуковой волны определяется как средний поток энергии через единицу площадиволнового фронтав единицу времени (Вт/м2)зависит от расстояния  𝒓 до источника звука 𝐼~1𝑟2 В закрытом пространстве или при наличии значительного отражения от поверхностей ситуация существенно усложнитсяВысота звука(зависит от частоты колебаний звуковых волн)1 Гц – одно колебание в секундуДве основные характеристики звука для слушателяНа схемах допускается округление значения начального порога слышимых человеком частот от 16 Гц до 20 Гц 1). Механической волной какого вида является звуковая волна (продольной или поперечной)?2). Каково обязательное условие распространения механической продольной звуковой волны?3). Может ли звук распространяться в вакууме?Проверь себяОпорный вопрос второй части темы:так как же все-таки мы слышим?4). От каких факторов зависит скорость звука в среде?5). Какова зависимость интенсивности звука в свободном пространстве от расстояния до источника звука?6). Слышит ли обычный человек диапазон частотдо 16 Гц и после 20 000 Гц ? Путь звуковой энергии к структурам внутреннего ухаВоздушное звукопроведение – через ушную раковину и наружный слуховой проход звук приходит к барабанной перепонке. Далее, колебания барабанной перепонки через цепь слуховых косточек передаются жидкостям слуховой улитки и приводят в колебательное состояние основную мембрану и структуры кортиева органа. Костное звукопроведение – это проведение звуковой вибрации от поверхности головы прямо в улитку внутреннего уха, минуя среднее ухо. Собственный голос мы слышим именно посредством костного звукопроведения: звуки голоса проходят к улитке внутреннего уха через ткани головы. Именно поэтому мы слышим свой голос иначе, чем в записи. Это вызвано тем, что кости черепа проводят низкие частоты лучше, чем высокие. Поэтому во время звукопроизношения люди воспринимают собственный голос более низким и глубоким, чем его воспринимают окружающиеЭТО ИНТЕРЕСНОПочему собственный голос мы слышим иначе, чем в записи? Вредоносное действие громкого звукаИтог воздействия – ослабление слуха ЭТО ИНТЕРЕСНОМозг, очень легко вначале «отвыкает», а затем «забывает» слабослышимые звуки, поэтому необходимо как можно быстрее обратиться к специалисту, при ухудшении слуха или придётся вновь учиться слышать даже при помощислухового аппаратаПочему необходимо как можно скорее обратиться к врачу,в случае ослабления слуха? Как мы понимаем речь?«доминантное» полушарие (левое у правшей) осуществляет последовательный анализ отдельных звуков«не доминантное» полушарие (правое у правшей) отвечает за целостное восприятие речевых сообщений, интонацию, ритм речи, которые необходимы для понимания того, утверждает ли что-то говорящий или спрашивает, серьезно ли говорит или шутит, то есть оно лучше понимает предложения в целомНервные импульсы от правого уха попадают главным образом в левоеполушарие мозга, и наоборот, от левого уха – в правое Осложнения из-за некоторых заболеванийорганов системы слуха Тема: Физиолого-психологические особенности восприятия человеком громкого звукаЦель исследования: проанализировать степень влияния громкой музыки на физиолого- психологические состояние подростка Оборудование: прибор для измерения давления и пульса, часы, таблицы ШультеХод работы:1. Прослушать громкую музыку в наушниках в течение 7 минут2. Провести ряд измерений физиолого-психологических показателей3. Заполнить таблицу и сделать вывод. Образец таблицыПрактическая работа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ФИО испытуе-могоАртериальное давлениеПульсСтепень остроты внимания (работа с таблицами Шульте)В спокойном состоянии (до)После прослушивания громкой музыкиВ спокойном состоянии (до)После прослушивания громкой музыкиВ спокойном состоянии (до)После прослушивания громкой музыкиИванов Иван Олегович75-10095-1307383Время, за которое были найдены все цифры по порядкуВремя, за которое были найдены все цифры по порядку Задание на домИнфразвук и ультразвук – частоты вне диапазона слышимости человекомОформить практическую работу,сделать вывод Развитие способности определять характер звуков (разведка, ориентирование) Подготовить сообщение по одной из тем:Решение задач по карте: Самостоятельная работа № 1, тема «Звук»В презентации использованы рисунки, взятые из научно-педагогической литературы и интернет