Презентация Наследие Ассирии в Санкт- Петербурге
Наследие Ассирии в Санкт-Петербурге.
Где в Петербурге можно встретить рельефы, напоминающие об Ассирии?
АссирияАсси́рия — древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирийская империя просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией.
Ассирийские достижениясолнечные часы, водяные часы,учёные Ассирии установили связь Солнца со знаками зодиака в день весеннего равноденствия; предсказывали солнечные и лунные затмения, сближение Луны и Земли различали светила и созвездия;ассирийцы отбирали и систематизировали растения, составляли списки местных и привезённых животных, минералов, проводили исследования по сельскому хозяйству;в военном деле ассирийцы создали впервые в истории регулярную армию, кавалерию, стали использовать железное оружие;ассирийцы усовершенствовали флот и научились долгое время проводить под водой при помощи кожаных бурдюков.
История: В конце 40–х годов прошлого столетия знаменитые музеи – Британский в Лондоне и Лувр в Париже поразили Европу выставками памятников из Месопотамии, древней страны, которая находилась между реками Тигр и Евфрат. Перед посетителями предстали фигуры гигантских, до пяти метров в высоту, крылатых пятиногих быков с человеческими лицами, барельефы с изображением орлиноголовых демонов, крылатых человекоподобных и звероподобных существ, всадников, мчащихся на колесницах, могучих воинов, сцены осады городов, переправы через бурные реки, охоты на диких животных.Императорский Эрмитаж, один из богатейших музеев того времени, также пожелал приобрести памятники, ставшие модными. Начались переговоры с французскими и английскими торговцами древностями, и в 1863 году залы Эрмитажа украсили восемь каменных плит. Ныне в его коллекции хранится пять рельефных изображений IX века до нашей эры из Нимруда, один рельеф из дворца царя Тиглатпаласара III (744–727 гг. до н. э.), оттуда же два рельефа Саргона II (721–705 гг. до н. э.), кроме того, четыре плиты с клинописными надписями из Дур-Шаррукина
Нимруд (ассир. Калху, библ. Калах) — древний город в Месопотамии, на территории современного Ирака. Его руины находятся юго-восточнее города Мосул у реки Тигр в Ираке.
В Ассирии строили дворцовые комплексы, крепости, и храмы. Дворцы представляли собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены рельефами и росписями.Нимруд
Ассирийскими художниками представлены различные композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора. Ассирийские рельефы IX - VII в.в. до Р.Х., найденные при раскопках древних столиц Ассирии, заняли почетное место в крупнейших музеях мира - Англии, Франции, Германии, Ирака, США, России и других странах. изобразительного искусство представляло собой своего рода хронику событий, происходивших в правлении того или иного царя.
ЛуврНимруд
От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности. Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах. Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников. На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.Выделите в тексте главные слова? О чем хотели сказать ассирийцы?
Рельеф с изображением ассирийского царя Ашшурнасирапала II в сопровождении божества-хранителя происходит из дворца, построенного по его велению в начале IX в. до н.э. в новой столице Ассирийской империи городе Калах. Монументальные рельефы высотой 2,5 метра покрывали стены залов огромного дворца, открытого одним из первых энтузиастов восточной археологии Лэйярдом в середине XIX века на холме Нимруд. В образе царя, держащего лук и стрелы - атрибуты воина, воплощена идея силы правителя могущественной державы. Бог-хранитель, наделенный столь же мощной мускулатурой, держит в руках ведерко и шишку пинии - предметы культа. Клинописный текст, нанесенный по ошибке прямо поверх фигур, повествует о завоевательных походах Ашурнасирапала II. В 1863 году залы Эрмитажа украсили восемь каменных плит. Ныне в его коллекции хранится пять рельефных изображений VIII-IX века до нашей эры из Нимруда, один рельеф из дворца царя Тиглатпаласара III (744-727 гг. до н. э.), оттуда же два рельефа Саргона II (721 - 705 гг. до н. э.)
АШШУРНАСИРПАЛ IIАШШУРНАСИРПА́Л II (Ашшурнасирапал), ассирийский царь в 883-859 до н. э., сын царя Тукулти-Нинурта II. Большинство эпизодов из жизни царя известно из надписей и рельефов времен его правления, обнаруженных среди развалин дворца в Калахе (Нимруд, Ирак). Часть их хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге ассирийские мотивы можно увидеть в двух вариантах:в Эрмитаже хранятся ассирийские рельефы есть комплекс домов с ассирийским декором
ЭрмитажНа рельефе из дворца Типлатпаласара III представлена военная сцена. Два воина стоят плечом к плечу. На одном – туника до колен и панцирь. Правой рукой он держит короткий меч или кинжал, левой – щит. Второй воин – лучник. На спине у него колчан, на правом боку меч. Воин стреляет из туго натянутого лука и, возможно, является более важным персонажем, чем щитоносец. За этой группой было изображение двух других воинов, но, к сожалению, сохранилась только его часть. Рассмотренная сцена – фрагмент большой батальной композиции осады вражеского города.Кажется, есть что-то сближающее рассмотренные произведения с египетскими рельефами. И это действительно так. Ведь перед нами характерные образцы не только ассирийского, но и древневосточного искусства, существовавшего в течение нескольких тысячелетий.
Фигуры царя и его спутника представлены торжественно шествующими справа налево. Левой рукой царь опирается на лук, в правой держит две стрелы. На его голове тиара. Волосы, усы и борода завиты мелкими густыми колечками. В ухе – треугольная серьга с орнаментом. Вокруг шеи – нитка бус. Царь в узкой длинной тунике. На запястьях браслеты с круглыми бляшками, правую руку повыше локтя украшает еще один браслет – спиралевидный. У пояса пара кинжалов. На ногах сандалии.Божество, следующее за царем, облачено почти в такие же одежды, но туника короткая, иной формы и серьга. На голове также тиара, украшенная двойной парой рогов. В левой руке божества – сосуд, в правой – предмет, похожий на кедровую шишку или плод финиковой пальмы. За спиной два полусложенных крыла. Поперек рельефа – 20 строк клинописной надписи.
На рельефе из дворца Типлатпаласара III представлена военная сцена. Два воина стоят плечом к плечу. На одном – туника до колен и панцирь. Правой рукой он держит короткий меч или кинжал, левой – щит. Второй воин – лучник. На спине у него колчан, на правом боку меч. Воин стреляет из туго натянутого лука и, возможно, является более важным персонажем, чем щитоносец. За этой группой было изображение двух других воинов, но, к сожалению, сохранилась только его часть. Рассмотренная сцена – фрагмент большой батальной композиции осады вражеского города.Кажется, есть что-то сближающее рассмотренные произведения с египетскими рельефами. И это действительно так. Ведь перед нами характерные образцы не только ассирийского, но и древневосточного искусства, существовавшего в течение нескольких тысячелетий.
«Ассирийские мифы» словно оживают на фасадах необычного петербургского дома. Это единственный дом в Петербурге, в декоре которого использованы ассирийские мотивы. На стенах - многочисленные рельефы, лаконичные и геометризированные - выполнены по рисункам арх. В. Н. Пясецкого (занимавшего квартиру в доме 58). Это кооперативный дом –дом, построенный на средства собственников квартир. Начало XX века. Владельцы квартир интеллигентные, образованные, воспитанные люди, артисты художники писатели…В строительстве участвовала группа архитекторов – А, И. Зазерскийц, Н. В. Васильев, В. Н. Пясецкий, А. Ф. Бубырь, Э. Ф. Виррих.В 1909 г. Зазерский организовал "Товарищество для устройства постоянных квартир" для борьбы с жилищной нуждой.
Это кооперативный дом –дом, построенный на средства собственников квартир. Начало XX века. Владельцы квартир интеллигентные, образованные, воспитанные люди, артисты художники писатели…Все квартиры были удобные, здесь были светлые спальни, большие гостиные, уютные детские, кабинеты, комнаты для прислуги, ватерклозеты-туалеты, ванные комнаты, водяное отопление, в некоторых даже были телефоны.
В скульптурное оформление фасада введены человеческие фигуры.
Саргона IIПлан комплекса домов «Бассейного кооператива»Общий вид ассирийского дворца
Вид сегодня. Комплекс зданий занимает почти всю территорию между ул. Некрасова, Греческим пр., Виленским пер. и Фонтанной ул.Включает здания по адресам: улица Некрасова, дома 58 и 60, Греческий пр., дома 10 и 12, Фонтанная ул., дома 3 и 5, Виленский пер., дом 17