Конспект занятия. Тема: Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу Волшебный клубок
Конспект занятия
Тема: «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Волшебный клубок».
Цель: знакомство с содержанием дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный клубок».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей возникновения вязания, терминами, применяемыми при вязании;
- научить определять размер вязальных спиц и крючков.
Развивающие:
- развивать пространственное и образное мышление;
- развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе.
Воспитательные:
- формировать интерес к ручному вязанию;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, готовность сотрудничать.
Методы организации учебного занятия:
-словесный – объяснение, рассказ, беседа.
-наглядный – презентация, технологические карты, вязаные образцы, образцы готовых изделий, образцы спиц и крючков для вязания, с мотками ниток для вязания.
-практический – проведение опытов по определению размера спиц и крючков для вязания при помощи линейки
Оборудование:
Дидактический материал для педагога:
- презентация.
Дидактический материал для воспитанников:
- технологические карты со схемами узоров,
- технологические карты с условными обозначениями;
вязаные образцы ажурных и рельефных узоров.
Материально-техническое оснащение занятия:
- компьютер;
- музыкальный центр;
- музыкальные фонограммы;
- готовые изделия, выполненные в различных техниках вязания крючком и спицами;
- крючки и спицы для вязания из различного материала;
- линейки, бумага.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Ход занятия
Организационный момент.
Психотехническая игра на знакомство «Клубочек».
Слайд 1. Добрый день! Я приготовила для вас вот такой красивый, яркий клубочек, с которым вы сейчас поиграете. Мы будем передавать его по кругу, и называть своё имя, так мы с вами познакомимся. Начнём с меня. Меня зовут Наталья Владимировна.
За петелькою — петелька.
Прозрачный клекот спиц.
Свивается изделие
Под взмах железных птиц.
Сплетутся петли в кружево
И в теплые носки,
И в кофточки, и в варежки
Для всей моей семьи.
Введение в тему.
Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Это игрушки, предметы быта, шапки и кофты. Все эти еще связаны вручную крючком или спицами. Я хочу вам рассказать о том, как возникло вязание, какие используются материалы и инструменты при ручном вязании.
II. Объяснение нового материала.
История возникновения вязания.
Слайд 2. Что такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы). Слайд 3. История возникновения вязания продолжает волновать умы исследователей, поскольку она не вполне ясна по сей день. Вязаные изделия недолговечны, и самые древние экспонаты, по-видимому, не сохранились. Поэтому разные историки рукоделия относят начало истории возникновения вязания к разным эпохам.
Самые древние находки относятся приблизительно к 19 веку до нашей эры – это значит, что вязание возникло около четырех тысячелетий назад! Трудно сказать, что появилось раньше – вязание одежды спицами или изготовление вязаных изделий крючком; вполне вероятно, что первые мастера или мастерицы вязали вообще без инструментов – на пальцах.
В Европе вязание одежды спицами и крючком стало развиваться приблизительно с 9 века нашей эры и в 12-13 веках изготовление вязаных изделий стало популярным домашним ремеслом, а затем и отраслью промышленности. В северных краях вязали теплую одежду, на юге – шляпки, зонтики и т.д. Слайд 4. Занятно, что вязание было первоначально исключительно мужским ремеслом. Впрочем, и сегодня есть немало мужчин-мастеров вязания одежды спицами, и их изделия отличаются особой креативностью!
Слайд 5. Интерес к ручному вязанию одежды спицами и крючком не снижается и сегодня – вязаные изделия непременно фигурируют в модных проспектах каждый год, а уж сколько поклонниц и даже, как сказано, поклонников у этого вида рукоделия, и говорить не приходится. Особенно прославилось брюссельское кружево, ставшее в свою очередь образцом для ирландцев: вязаные крючком изделия ирландских кружевниц – настоящие шедевры. К 19 веку относится и создание системы записи рисунков вязания. Первые схемы с обозначениями видов петель были изобретены в Голландии; к настоящему времени существует две унифицированные системы – британская и американская. Мы пользуемся в основном американской системой.
Слайд 6. Существует огромное количество разнообразных узоров для вязания крючком и спицами. Слайд 7. Есть узоры на основе только лицевых и изнаночных петель – это рельефные узоры, невероятно красивые ажурные узоры, при вывязывании которых используют накиды, жаккардовые узоры, выполненные с использованием пряжи разных цветов. Умело используя в работе разные приемы вязания, можно выполнить удивительно красивые вещи, которые обратят на себя внимание своей непохожестью на другие.
Слайд 8. Сегодня на занятии я познакомлю вас инструментами для ручного вязания – спицами и крючком.
- Вы знаете, какие бывают спицы? (Ответы детей.)
Два основных вида –прямые и круглые. Есть множество разновидностей, кроме того они отличаются материалом, из которого изготовлены, длиной и диаметром. Слайд 9. Прямые спицы могут быть с ограничителем на одном конце – на них вяжется прямое полотно, ширина которого ограничена длиной спиц. При вязании на таких спицах получается изделие с одним или несколькими швами. Широкое полотно можно связать на комбинированных спицах: они состоят из двух частей – стальной короткой и гибкой, которая может быть разной длины. Слайд 10. Для вязания по кругу есть специальные круговые спицы. Они выглядят так: две короткие прямые спицы соединены гибким тросиком, леской, шнуром или трубочкой. На таких спицах можно вязать большие, объемные некруговые полотна. Такие спицы легкие и удобные. Но с ними нужно аккуратно обращаться: в месте соединения гибкой части со спицей может получиться разрыв. Слайд 11. Полотно без швов можно связать и на прямых спицах. Они называются «чулочные». У них оба конца острые и продаются такие спицы обычно комплектом из пяти штук.
Слайд 12. Длина и диаметр спиц. Номер спицы определяется ее диаметром. Можно найти такие номера: от 1 до 12 мм с шагом 0,5 мм. Не у всех производителей есть спицы всех номеров. Кроме того не делают спицы всех размеров из одного материала: бамбук толщиной 1 мм очень хрупок, а стальная спица диаметром 12 мм будет очень тяжела для рук вязальщицы. Обычные прямые спицы могут быть разной длины: 30, 35 или 36 см. Чулочные спицы обычно выпускают длиной 20 см, а их диаметр может быть от 1 до 6 мм. Круговые спицы бывают 2-6 мм в толщину, а соединяющая их гибкая часть может быть длиной 60, 80 или 100 см.
- А какие бывают крючки? Слайд 13.
Слайд 14. Размер крючка определяется диаметром его головки: бывает от 0,5 до 6 мм. Крючки № 0,5-1,5 считаются тонкими, а остальные – толстыми. Бывают короткие (12-15 см) и длинные (30-45 см) крючки. Короткие – самые популярные. Длинные крючки используются для тунисского вязания. Крючки бывают с ручкой: она бывает выполнена из того же материала, что и крючок или из любого другого. Если на ней есть углубления для пальцев, то такой крючок особенно удобен для вязания. Комбинированный крючок представляет собой два крючка разных номеров, соединенных одной ручкой.
И крючки и спицы могут быть изготовлены из одних и тех же материалов. Давайте рассмотрим достоинства и недостатки каждого из них. Слайд 15. Металлические. Обычно используется сталь или алюминий. Стальные – самые надежные, но тяжелые. Для улучшения свойств их могут никелировать. Алюминиевые – легкие, но мягкие и могут оставлять следы на пряже и руках. Для того, чтобы устранить эти недостатки, делают тефлоновое напыление. Слайд 16. Пластмассовые инструменты могут пригодиться при вязании из толстой, легкой пряжи разных видов. Они легкие, но очень хрупкие. Слайд 17. Дерево – легкий материал. Но на его поверхности могут возникать заусенцы, а острый кончик может со временем расщепится. Кость. Из этого материала обычно делают крючки. Их изготавливают вручную, поэтом цена такого инструмента для вязания очень высока. Легкий, хорошо отполированный костяной крючок нужно бережно хранить: кость очень хрупкий материал. Обычно бывает больших диаметров. Как сделать правильный выбор? Поверхность должна быть гладкая, тогда на пряже не будут появляться затяжки, а петли будут легко скользить во время вязания. Попробуйте связать что-нибудь: удобно ли лег крючок в руку? не тяжелы ли спицы? Конец спицы и головки крючка не должны быть очень острыми: можно не только повредить пряжу, но и поранить руки. Внимательно рассмотрите головку крючка: им должно быть легко подхватывать нить соответствующего размера. Удобно покупать крючки и спицы целыми наборами: тогда у вас будут инструменты для любой пряжи и удобная упаковка для хранения. Но для начала купите на пробу что-нибудь одно из такого набора: ведь если вас не устроит один предмет, то и не подойдет весь набор.
Диаметр спиц выбирается в соответствии с толщиной пряжи, обычно в соотношении 2:1. Однако, в зависимости от того, какое изделие предполагается получить, возможны вариации. При вязании тонкими спицами из толстой пряжи полотно получается более плотным, спицами же большого диаметра из тонких ниток — рыхлое, ажурное.
2. Физминутка «Бабочка». Слайд 18.
Спал цветок, (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее).
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами).
Больше спать не захотел. (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
- Молодцы! А теперь присаживайтесь, продолжим наше занятие.
3. Работа со спицами.
Слайд 19. Определить диаметр спиц можно при использовании специального приспособления калибратора спиц - это шаблон для определения толщины спиц. На нем расположены отверстия диаметром от 2 до 10 мм. С его помощью можно определить толщину спиц без маркировки. Слайд 20. Но если у вас нет этого приспособления, то можно просто приложить спицу к линейке или проколоть ей лист бумаги и измерить диаметр прокола. Сейчас мы с вами попробуем определить диметр наших спиц при помощи линейки и листа бумаги.
Для нашего занятия я приготовила вязаные образцы с рельефными и ажурными узорами, связанные Слайд 21, 22. крючком и спицами. Рассмотрите их внимательно. Чем они отличаются друг от друга.
Да, рельефные узоры более плотные, а ажурные более рыхлые, с отверстиями в полотне, из которых образуется узор. Я приготовила для вас технологические карты со схемами. Рассмотрите их внимательно. Обратите внимание, как на схемах обозначаются петли и столбики.
Знакомство с пряжей и нитками для вязания.
Слайд 23. Поговорим о пряже или нитках для вязания. Пряжа для вязания используется самая разнообразная: льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, синтетическая, смесовая, фасонная. Она продаётся мотках и бобинах. Я вам принесла некоторые образцы пряжи, которую можно купить в наших магазинах.
- Вы знаете, что обозначают цифры на этикетках пряжи?
Слайд 24. На обычных мотках чаще всего указан состав пряжи, вес мотка, длина нити. О составе различной пряжи несколько подробнее написано ниже. Когда длина нити указана в метрах, все понятно. А если нет. Очень часто на упаковке пряжи (чаще на нитках в бобинах) указаны цифры №32⁄2, 20⁄4, 40⁄2 …это тоже длина нити, так называемая метрическая. Рассчитать ее по данным цифрам очень легко. Например, для первого обозначения пряжи 32⁄2: 32 - это номер пряжи, 2 – это количество нитей из которых состоит пряжа, а 32 разделенное на 2 и есть длина нити в 1-ом грамме пряже (это число 16 часто называют суммарным номером пряжи), т. е. 16 метров в 1 грамме или 1600 метров в 100 граммах. Это очень тонкая пряжа, из нее обычно вяжут в 2 или даже в 3 сложения. Зато есть возможность варьировать толщину трикотажного полотна и делать очень интересные вещи. Пряжа 20⁄4 – суммарный номер 5 – длина нити в 100-граммовом мотке = 500 метров. Пряжа 40⁄2 – суммарный номер 20 –длина нити в 100 граммах = 2000 метров – это промышленная пряжа. Так же на этикетках указывается рекомендуемый диаметр крючка или спиц для вязания этими нитками, и рекомендуемые способы обработки готового изделия.
Работа с этикетками ниток для вязания.
Сейчас мы с вами рассмотрим этикетки с нашей пряжи и попробуем «прочесть» их.
Подведение итогов.
Психотехническая игра «Клубочек».
Слайд 25. Сегодня на занятии мы узнали много нового о ручном вязании и хорошо потрудились, научились определять размер спиц и крючков для вязания, читать обозначения на этикетках от пряжи. Сейчас мы расскажем нашему клубочку о том, что нам больше всего запомнилось и понравилось во время занятия.
Первой свой рассказ начну я, а потом передам клубочек следующему рассказчику.