«Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Звонкая гитара»


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей города Бузулука
«Центр детского творчества «Радуга»
«Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Звонкая гитара»
Автор-составитель:
Абрамов Игорь Викторович,
педагог дополнительного образования
Бузулук, 2017
Открытое занятие: «Введение в образовательную программу «Звонкая гитара»
Цель занятия: формирование мотивации к обучению игре на гитаре.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с историей гитары;
- познакомить с жанром «бардовская» песня;
- познакомить с основными способами игры на гитаре («бой», «перебор», «щипок»);
- учить отхлопывать ритм музыкального произведения;
- научить исполнять на гитаре первый куплет песни «В траве сидел кузнечик» при помощи способа игры на гитаре «щипок».
Развивающие:
- развивать чувство ритма;
- коммуникативные умения и навыки;
- развивать умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемых действий.
- развивать умение использовать знаково-символические схемы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к музыке через игру на гитаре;
- воспитание патриотизма, любви к национальной культуре.
Методы и приёмы работы: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядный (показ способов игры на гитаре, демонстрация видеоролика, мультимедийной презентации), практический (игра, упражнение, отработка навыков игры).Форма занятия: групповая.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии.
Время занятия: 45 минут.
Возраст детей: 11-13 лет
Оборудование занятия:
Дидактический материал:
- аудиозапись отрывка музыкального произведения «Венский вальс» И. Штрауса;
- аудиозапись отрывка песни «We Will Rock You...» группы Queen.
Наглядный материал:
- мультимедийная презентация «Ведение образовательную программу «Звонкая гитара»;
- видеоролик «История гитары».
Материально-техническое оснащение:
- мультимедиапроектор;
- ноутбук;
- экран;
- 11 гитар.
Методическое сопровождение учебного занятия: конспект открытого занятия.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- любовь к музыке через игру на гитаре;
- чувство патриотизма, любви к национальной культуре;
- интерес к учебному материалу.
Метапредметные результаты
У обучающихся будут сформированы:
Регулятивные УУД:
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемых действий.
Коммуникативные УУД:
- умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
- использовать простые речевые средства.
Познавательные УУД:
- развито чувство ритма;
- использовать знаково-символические схемы.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- историю гитары;
- особенности жанра «бардовская» песня;
- основные способы игры на гитаре («бой», «перебор», «щипок»);
Обучающиеся будут уметь:
- отхлопывать ритм музыкального произведения;
- исполнять на гитаре первый куплет песни «В траве сидел кузнечик» при помощи способа игры на гитаре «щипок».
План занятия
Организационный этап (2 минуты):
– постановка проблемы.
Основной этап (40 минут):
– введение в новую тему;
– объяснение нового материала;
– подготовка к практической работе;
– практическая работа.
III.Заключительный этап.
1. Рефлексия (3 минуты).
Ход занятия
I. Организационный этап (2 мин.)
(Слайд 1). Педагог: Здравствуйте, ребята!
Обучающиеся: Здравствуйте!
(Слайд 2). Педагог: Меня зовут Игорь Викторович, я работаю в Центре детского творчества «Радуга» и руковожу творческим объединением «Звонкая гитара». Как вы думаете, чем занимаются ребята в творческом объединении? (Ответы детей.)
Педагог: Да, конечно же, вы правы. Ребята учатся играть на гитаре, занимаются музыкой, поют, сочиняют стихи и песни, выступают на концертах. А главное, дети, которые посещают наше творческое объединение, активны, жизнерадостны и, конечно же, могут стать «душой» любой компании.
II.Основной этап (40 минут):
1. Введение в тему.
Педагог: Кто из вас знаком с этим инструментом? (Дети поднимают руки.)
(Слайд 3). Педагог: Ребята, как вы думаете, почему очень часто наши любимые песни, музыку, которая нам нравится чаще всего сопровождает гитара? (Ответы детей.) Да вы правы, гитара звучит мягко, задушевно, лирично, проникновенно, кажется, когда играет, гитара душа человека открывается и может плакать и смеяться по-настоящему. Гитара – это превосходный инструмент, она удобна для похода, она способна отображать разные эмоции, сопровождать человека в разных ситуациях и состояниях, как настоящий друг.
Недаром кто-то сказал: «Все музыкальные инструменты нарушают тишину, а гитара ее создает».
2. Объяснение нового материала.
1. Знакомство с историей гитары.
Педагог: Классическая гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент.
А вы знаете, когда и где появилась гитара? (Ответы детей.)
Педагог: Я предлагаю вам посмотреть видеоролик «История гитары». (Просмотр видеоролика «История гитары».)
Педагог: Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще VI в. н. э. Славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в военных походах.
В современном виде гитара существует со второй половины 18 века, используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.
Существуют особенные песни, их чаще всего исполняют под гитару. Эти песни называют туристскими, студенческими, самодеятельными или бардовскими. Ребята, а вы знаете, что такое бардовская песня? (Ответы детей.)
Педагог: Бардовские или, по-другому, их еще называют авторские песни – это произведения, где и слова, и мелодия, и исполнение и музыкальное сопровождение принадлежит одному человеку. Есть поэты, поющие свои стихи. Еще их называют самодеятельные песни, гитарные.
(Слайд 4). В истории бардовской песни творчество трёх бардов – классический образец этого жанра: Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий
На занятиях творческого объединения «Звонкая гитара» ребята знакомятся авторской песней, авторами-исполнителями (их еще называют бардами), историей Грушинского фестиваля, учатся исполнять бардовские песни, сами сочиняем песни.
Педагог: Вы хотели бы научиться игре на гитаре? (Ответы детей.)
Педагог: Скажите без чего нельзя научиться играть на гитаре? (Ответы детей.)
Педагог: Совершенно верно – необходимо, чтобы пальцы рук были сильными и ловкими.
Педагог: Некоторые люди думают, что нельзя научиться играть на гитаре без музыкального слуха, без знания нот. Людей с музыкальным слухом не так много, но, тем не менее, многие научились играть на гитаре перенимая навыки игры друг у друга, при этом, не зная нот и не имея музыкального слуха.
Я открою вам секрет: чтобы научиться игре на гитаре, прежде всего надо иметь крепкие тренированные пальцы, владеть приёмами звукоизвлечения и уметь слышать и чувствовать ритм.
2. Упражнение «Отхлопай ритм».
(Слайд 5). Педагог: Сейчас мы с вами поучимся отхлопывать ритм. Я предлагаю послушать отрывок из «Венского вальса» Иоганна Штрауса. (Включается отрывок из «Венского вальса» Иоганна Штрауса.)
Педагог: Давайте отхлопаем ритм данного музыкального отрывка. (Хлопают сначала 5 раз, затем 2 раза в такт музыки. Педагог хлопает вместе с детьми.)
(Слайд 6). Педагог: Теперь наше задание усложняется. Послушайте отрывок из песни «We Will Rock You...» группы Queen. Данная композиция исполнена в стиле рок. (Включается отрывок из песни «We Will Rock You...» группы Queen.)
Педагог: Ритм данного музыкального отрывка мы будем не только хлопать, но и топать. (Педагог вместе с детьми на слабые доли отхлопывает ритм, на сильные доли топают ногами.)
Педагог: Молодцы, чувство ритма у вас развито хорошо.
3. Подготовка к практической работе.
1. Игра «Отгадай песню по рифме».
(Слайд 7). Педагог: Ребята, посмотрите на экран, из ряда слов найти пары, которые рифмуются, и отгадать песню, в которой есть такие слова.
Ряд слов: Кузнечик, козявку, брюшко, огуречик, лягушка, травку. (Учащиеся составляют пары рифмующихся слов и угадывают песню.)
(Слайд 8). Педагог: Правильно! «Песенка про кузнечика». Это самая первая песня, которую учатся играть ребята в нашем творческом объединении.
4. Практическая работа.
1. Разбор песни «В траве сидел кузнечик»
Педагог: Сегодня на занятии мы разберем простую, знакомую многим, мелодию песни «В траве сидел кузнечик» и попробуем сыграть первый куплет. Играть эту песню и ошибиться практически невозможно, ведь аккорды, как таковые, в песне не используются, используется лишь определенный, простой набор нот.
(Слайд 9). Табулатура этой детской песенки следующая. Табулатура – метод записи нот (также можно записывать и аккорды) для гитары, с помощью табулатур можно легко разобрать и узнать, как исполняется та или иная композиция, в данном случае песня «В траве сидел кузнечик».




Педагог: Песня исполняется на одной струне, на первой струне (МИ). Цифра на табулатуре соответствует каждому слогу песни и обозначают лады, на которых вам нужно прижимать первую струну. Лады мы считаем сверху грифа. (Педагог показывает, как считаются лады на гитаре.)
Педагог: 0 – обозначает, что играем на открытой струне, т.е. струну не зажимаем.
(Слайд 10). 2. Отхлопывание ритма песни «В траве сидел кузнечик».
Педагог: Я предлагаю вам отхлопать ритм этой песни. Хлопаем в ладоши на каждый слог. (Педагог с детьми отхлопывает ритм песни.). Молодцы!
Педагог: Ребята, подойдите ко мне и возьмите гитары. (Педагог раздает детям гитары.)
Педагог: Основными частями гитары являются корпус, гриф и струны. (Педагог показывает части гитары.) Классическая гитара имеет шесть струн. Первая струна – самая тонкая, шестая струна – самая толстая.
Очень важно правильно сидеть во время игры на инструменте. Садимся на край стула. Левая нога вперёд. Правая – назад. Гитару кладём на левую ногу и левой рукой удерживаем инструмент. (Педагог демонстрирует, как правильно сидеть при игре на гитаре. Дети правильно усаживаются на стуле.)
Педагог: Я предлагаю вам поучиться извлекать звук. Дерните за вторую, третью струну.
3. Демонстрация способов игры на гитаре.
Педагог: Существуют различные способы игры на гитаре. Основные – это «бой», «перебор», «щипок». (Педагог демонстрирует перечисленные способы игры на гитаре.)
4. Разучивание песни «В траве сидел кузнечик»
У предложенной выше мелодии также есть текст. Для удобства разучивания песни он нам пригодиться. Можете исполнять предложенные ноты и одновременно с этим подпевать себе, думаю, это действие вам не сильно помешает, наоборот поможет.
В траве сидел кузнечик,
В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик,
Зелененький он был.
Приступаем к разучиванию песни.
Педагог: Играть мы будем при помощи «щипка». (Педагог исполняет на гитаре песню «В траве сидел кузнечик», играет на одной струне.)
Педагог: Играем первую строчку: зажимаем 5 лад и извлекаем звук, открытая струна, 5 лад, открытая струна, 5 лад, 4, 4 лад. (Педагог сначала демонстрирует исполнение первой строчки песни, затем вместе с детьми исполняет ее.)
Педагог: Первая строка исполняется у нас два раза. (Еще раз проигрывают первую строку песни. Педагог подходит к детям и помогает.)
Педагог: Играем третью строчку: 4 лад, открытая струна, 4 лад, открытая струна, 4 лад, 5, 5 лад. (Педагог сначала демонстрирует исполнение третьей строки песни, затем вместе с детьми исполняет ее.)
Педагог: Играем четвертую строчку: 5 лад и извлекаем звук, открытая струна, 5 лад, открытая струна, 5 лад, 4, 4 лад. (Педагог сначала демонстрирует исполнение четвертой строки песни, затем вместе с детьми исполняет ее.)
Педагог: А теперь попробуем сыграть первый куплет полностью (педагог вместе с детьми проигрывает первый куплет песни):
5 лад, открытая струна, 5 лад, открытая струна, 5 лад, 4, 4 лад.
5 лад, открытая струна, 5 лад, открытая струна, 5 лад, 4, 4 лад.
4 лад, открытая струна, 4 лад, открытая струна, 4 лад, 5, 5 лад.
5 лад и извлекаем звук, открытая струна, 5 лад, открытая струна, 5 лад, 4, 4 лад.
Педагог: Ребята, вы просто молодцы и каждый из вас сегодня соприкоснулся с миром музыки и познакомился с прекрасным инструментом – гитарой.
(Слайд 11). 4. Игра «Угадай мелодию».
Педагог: А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай мелодию». Я буду вам играть отрывки из песен, а вы должны их угадать. Это песни на зимнюю тематику. Если знаете слова песен, можете подпевать. («Маленькой елочке, холодно зимой», «В лесу родилась елочка», «Кабы не было зимы».)
III. Заключительный этап (3 мин.).
1. Рефлексия.
Педагог: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей.)
Что вы нового сегодня узнали? (Ответы детей.)
Вы хотели бы научиться играть на гитаре? (Ответы детей.)
Где бы вам в дальнейшем может пригодиться умение играть на гитаре? (Ответы детей.)
Тогда жду вас на занятиях творческого объединения «Звонкая гитара». Вы сможете научиться играть на гитаре и исполнять песни на школьных вечерах, творческих конкурсах, слётах и походах.
(Слайд 12). Педагог: Наше занятие подошло к концу. Я благодарю вас за хорошую работу! До свидания!