Рефлексивный отчет учителя второго основного уровня за первое полугодие
Рефлексивный отчет учителя второго основного уровня.
В 2016-2017 году я обучаю учащихся 5,7,8,9 классов. Все уроки преподаю согласно идеи 7 модулей. В начале году мной были составлены ССП по истории Казахстан, к ним на каждый урок составляла КСП. Тему исследования в действии на первую четверть продолжила прошлого года 6 Как влияют знаки зодиака на продуктивность работы группы?. Проведя дальнейшее исследования я выявила, что на работоспособность не влияют знаки зодиака. Так как систематически меняя состав групп(в том числе и не совместимых по знаку зодиака), я определила, что правильно поставленная смарцель, обратная связь способствует активной работы группы.
Во второй четверти исследование в действии так же проводила в 8«Б» классе по теме «ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ ПЕРВЫЙ ШАГ К РАЗВИТИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ».
Современная политика государства направлена на повышения качества образования в Республики. На сегодняшний день перед учителями стоит задача сформировать у учащихся функциональную грамотность . Современный социум требует от образования не знающего человека, а личность, которая будет креативно мыслить и ориентироваться в современном мире, т.е обладать определенной функциональной грамотностью.
А что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность –это степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, самовыражаться, готовность обучаться в течение всей жизни. Согласно иерархии потребностей А. Маслоу самовыражение стоит на самой вершине.
Прежде всего, каждый человек стремиться удовлетворить свои приоритетные (первичные) потребности. Как только ему удается это сделать, такая потребность перестает быть движущим мотивом поведения человека. На первый план выдвигается следующая по важности потребность. Поэтому развитие и формирование функциональной грамотности в образовании стоит на первом месте. Сравнивая таксономию Блума с пирамидой Маслоу на первых уровнях простейшее понимание мира , на высоких ступенях оценивание, то есть миропонимание .
Таксаномия Блума способствует развитию и формированию у учащихся метакогнитивных способностей, которые учат учащихся не принимать мир таким, какой он есть, а рассматривать и менять его через призму собственного опыта и миропонимания. Ученик не должен останавливаться на эмпирическом уровне познания, а стремиться к общелогическим методам познания , таким как анализ и синтез. Но что бы эффективно развивать функциональную грамотность ученик должен осознать значимость данного процесса. Способность человека думать о своих собственных мыслях, чувствах ,желаниях, оценивать на сколько они верны или уместны, означает, что его сознание отражает не только объективную действительность ,но и самое себя, то есть самопознание. Без зоны ближайшего развития учащийся самостоятельно не сможет выйти на высокий уровень познания. Для этого ему нужна помощь из вне.
. Изучаю литературу я пришла к мысли, что историю можно изучать по основным вопросам , которые раскрывают суть исторического события, то есть скелет. Выдвинула такую гипотезу, что если ученик владеет основными знаниями, то сможет анализировать и оценивать исторические события .Я разработала следующие вопросы:
Основа истории, как говорится , стоит на трех китах –это историческое время(когда?), историческое пространство(где?), историческое действие (что?, кто?). Любое историческое событие всегда происходит, по какой то - либо причине (почему?), которая позволяет глубже узнать об историческом процессе. Соответственно выстраивается причинно- следственная связь, позволяющая предположить дальнейшие события (как?). И в итоге предоставляется результат, итог и значение исторического события (для чего?). Данная пирамида, как я уже говорила, - это скелет (нижний уровень), то есть основы знания и понимания (таксономия Блума). Для этого я в аутентичном классе выбрала учащихся А, В, С. А – Шубин Егор - ответвленный, любознательный, весь открыт для новых идей, может анализировать и синтезировать информацию, применять ее на практике; В - Головин А.- знания посредственные, любознательный, но человек настроения, может обучаться на «хорошо», но нуждается в постоянной мотивации; С - Лобадина О.- замкнутая, не общительная, скромная. После изучения личного дела является ребенком с ограниченными возможностями. В результате исследования были применены следующие методы: анкетирование, наблюдение, беседы.
Провела серию уроков, использовала методики критического мышления, которые были направлены на развитие навыков мышления на высоком уровне. Результаты получились следующие :группа 1 урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок 7 урок итого
методы вопросы высокого порядка ЭССЕ Диаграмма Венна 6 шляп дэ Бона дискуссионная карта Т- таблица фишбоун
№1 2 1 2 3 2 2 3 2,14
№2 1 2 3 4 2 3 3 2,57
№3 2 2 2 1 4 4 4 2,71
№4 1 1 3 2 2 3 3 2,14
№5 2 3 2 5 2 5 2 3,00
итого 1,67 1,67 2,50 3,00 2,67 3,33 3,17 2,57
Критерии 1. Умение аргументировано излагать материал 2. Умение защищать свою точку зрения 3.Умение оперировать исторически терминами 4. Анализировать исторические процессы, свою деятельность
5. Оценивать исторические события Почему я взяла групповую форму работы? В 2015-2016 учебном году тему для исследования в действии взяла «Как групповая работа влияет на мотивацию учащихся?». Получив положительный результат групповой формы работы, я решила, что учащиеся, работая командно начнут применять эмпирические методы познания (наблюдение, сравнение, эксперимент), которые в последствии перерастут в общелогические. Что позволит развивать функциональную грамотность у учащихся.
По результатам исследования видно, что есть сдвиги в выработки навыков высокого уровня мышления. Конечно же, я на этом не остановлюсь. Я хочу так же исследовать , как данный процесс отразиться на каждом ученике. Как отвечал древнегреческий философ – логик Зеноне своим ученикам на вопрос: Почему он часто сомневается?, взял, нарисовал два разных по величине круга. Показал на большой круг и сказал «Это мои знания!», показал на маленький: «Это ваши знания. Все что за пределами – область не известного. Граница моего знания с неизвестным больше, чем границы вашего знания с неизвестным. Вот почему я сомневаюсь больше, чем вы».
Работа учителя второго уровня не останавливается на исследовании в действии. Так же проводится процесс обучения учителей с помощью коучингов и процесса менторинга .Моя фокус –группа состоит из 7 учителей. Двое из них прошли уровневые курсы (3 уровень). Анализируя работу 2015-2016 учебного года я пришла к тому , что нужно определенно ставить цели и задачи в работе фокус- группы. Фокус –группа – это и есть процесс менторинга. Я как руководитель группы являюсь ментором, который направляет , обучает свою группу. Для реализации эффективного процесса менторига нужно составить план работы фокус – группы, который реально бы работал и помогал реализовать идеи семи модулей. Для этого я провела анкетирование среди учителей.
Результаты анкетирования:
№ Вопрос Получается Получается , но хотелось бы лучше Затрудняюсь ответить
1 Планирование уроков (КСП) 5 2 2 Постановка целей уроков 5 2 3 Использую на уроках новые подходы в обучении (активные методы) 4 2 1
4 Понимаю критерии оценивания достижений учащихся 3 2 2
5 Использую на уроках обратную связь 2 4 1
6 Использую на уроках образовательные ресурсы 5 2 7 Процесс LS 1 2 4
Итоги(средний бал\процент) 4\54% 2.3\30% 1.1\8%
Опираясь на данные я решила взять тему- проблему работы фокус –группы : Как компетентность учителя влияет на эффективность преподавания? Цель : Оценить значимость педагогического лидерства в повышении когнитивных способностей учащихся.
Но процесс менторинга не останавливается на работе только с фокус- группой . Так в октябре месяце Жапарова Б.К. обратилась за помощью в проведении родительского собрания в 10 «Б» классе. Проведя ряд встреч, Жапарова Б.К. составила план родительского собрания. В ходе беседы план был откорректирован.
На собрании присутствовало 20 родителей. Классный руководитель Жапарова Б.К. начал занятие с приветствия. По просила родителей стать в круг и поделила на группы при помощи конфет(три вида конфет). Учитель погрузила родителей в тему собрания и проблему . Поставили цель собрания, определили задачи. Для полного осознания темы собрания был просмотрен видео ролик «Современное казахстанское образование». После просмотра проведен мозговой штурм «образование ХХ века и ХХ! века». Родители в группах обсуждали особенности образования ХХ и ХХ! Века. После защищали свои работы. Классный руководитель подвел к тому , что современное общество нуждается в образованных, высококвалифицированных работниках. И предложила родителям ответить на вопрос : «Каким должен быть современный образованный человек»? . Что бы на него ответить нужно в группе составить кластер- постер. Родители обсудили в группе и оформили кластер –постер. Защита прошла бурно . Родители на перебой приводили качества современного образованного человека. Которые они бы хотели видеть в своем ребенке. После защиты классный руководитель подвел итог : Что современные дети нуждаются в помощи. Какую помощь могут оказать родители, чтоб их дети были образованные? Какую помощь может оказать школа?. Заключительный этап собрания классный руководитель провела синквейн, где родители раскрыли качества ребен6ка, что нужно для его развития и образованности. Так же качества родители, что должен делать родитель для повышения качества образования своих детей. На рефлексивном этапе психолог Тухватова Г.Б. провела обратную связь :
«Уважаемые родители! Перед вами лежат стикеры розового, желтого и зеленого цветов. На стикерах желтого цвета отметьте, пожалуйста, то, что вам понравилось на родительском собрании; на стикерах зеленого цвета отметьте то, что вам не понравилось;
а на стикерах розового цвета перечислите свои предложения по дальнейшей эффективности родительских собраний. Когда все стикеры будут заполнены, наклейте их, пожалуйста, на соответствующие листы, которые прикреплены магнитами на доске».
Когда родители приклеили к листам свои стикеры, психолог подвел итоги.
Больше всего стикеров было приклеено на лист, где отмечалось то, что понравилось на родительском собрании (10 штук). Это показывает высокую эффективность работы классного руководителя, учителей-предметников, психолога и родителей. На лист, где отмечалось то, что не понравилось родителям, было приклеено всего три стикера, что является хорошим показателем наличия двусторонней связи: школа-родители. А на листе, где отмечались предложения было наклеено восемь стикеров, на которых было предложено чаще проводить родительские собрания в таком формате.
После проведенного собрания мы проанализировали работу ментора(интервью). Где выявили плюсы и минусы проведенного собрания :+ -
Родители активно сотрудничали с друг другом, учителем
Активно , осмысленно выражали свои мысли
Открыто и не принужденно вели себя на собрании Скованность учителя
Нерешительность учителя
Подводя итог я заверила ментора , что данные проблемы можно решить ,проведя несколько встреч .
В течение первого полугодия мной было проведено два коучинг –занятия.
Рефлексия по первому коучинг- занятию.
Современное казахстанское образование стоит на пороге новых открытий, идей, которые позволят нашим детям легко адоптироваться в современном мире. Новые подходы в обучении, активные методы и формы работы позволяют развивать у учащихся когнетивные и метокогнитивные способности, критическое мышление. Все это позволяет креативно мыслить, анализировать деятельность, находить правильные решения в любой ситуации, критично оценивать не только деятельность окружающих, но и свою. Здесь учитель выступает в роли помощника в приобретении знаний, направляет ученика, выводит на самостоятельное определение цели обучения и, конечно же, на самостоятельный выбор форм и методов ее реализации (ЗБР Выгодский Л.С.). А как же учитель? Кто для него будет «рефлексивный агент»?
Учитель должен обладать определенным образом мышления и убеждения для реализации конструктивисткой теории обучения. Убеждение – это основной двигатель к побуждению действий. Ведь учитель должен не только нацелить детей на результат, но и подтолкнуть к анализу и оценки своей деятельности. При этом учитель должен обладать профессиональным пониманием - методически подкованным, практическими навыками - владение методами и способами , профессионально –нравственной целостностью –морально- этические ценности, лидерские качества(теория Шульмана.)Владея новыми подходами в обучении мы не всегда получаем нужный результат своей деятельности. Мы начинаем анализировать свою деятельность, определять проблему, искать эффективные средства для их решений (новые формы и методы преподавания), корректируем свою практику. Но результат не такой, какой мы бы хотели видеть. Данная проблема есть и в нашей школе. Для эффективности преподавания нужна командная работа - сотрудничество с лидерами школы. Для этого существует процесс LS.Цель данного процесса: усовершенствовать практику учителя, повысить эффективность урока и мотивации учащихся. Для эффективной работы исследования в действии необходимы убедительные основания для его функционирования. Учитель должен оценить значимость данного процесса не только для себя самого, но и для учащихся и команды.
Я запланировала провести коучинг –занятие на тему «Как исследование урока , повышает компетентность учителя ?». Исследование урока в процессе LS позволит учителю:
Креативно мыслить
СаморефлексироватьПополнять и генерировать знания
Конструктивно обсуждать проблемы
Коллаборативное обучение
Данная тема коучинг занятия актуальна в нашей школе. Многие учителя до конца не имеют представление о процессе LS , его возможностях и перспективах. Поэтому участвовать в процессе большого желания учителя не имеют, а если и участвуют, то до конца не понимают его эффективности. Так как считают, что LS – это оценка профессиональных навыков учителя, качество преподавания. Цель коучинг занятия поставила « Познакомить с особенностями педагогического подхода исследования урока в целях совершенствования знаний в области учительской практики». Данный коучинг позволит учителю знать этапы процесса LS, мотивирует учителей использовать новые подходы в обучении, участвовать в процессе LS. Для эффективной работы были коучинга предприняты следующие шаги:
На этапе расстановки цели создать атмосферу сотрудничества, открытости, готовности к диалогу между участниками коучинг - занятия , ввести участников в «проблемное поле» коучинга через просмотр видео ролика.
На этапе анализа реальности (текущей ситуации) создать условия для анализа отношения педагогов к сложившейся ситуации через мозговой штурм.
На этапе поиска решения после просмотра ресурса – выполнить следующие задания: Составьте кластер,постер по темам:
Цели и задачи LS
Шаги LS
3.Участники , результат LS
4. На этапе составления пошагового плана достижения определить возможности решения через заполнение стикеров «ромашка».
Эффективность коучинга зависит от умения коуча создавать эмоциональную среду, побуждающую учителей к психологическому комфорту. Провела игру «Друзья по часам». Учителям раздаются циферблаты часов. На циферблате часов напротив каждой цифры напишите имя присутствующего на коучинге учителя. Коуч говорит действия, которые нужно произвести с учителем под той или иной цифрой. Во время тренинга учителя расслабились, вошли в эмоциональную не принужденность. Занятие начала с просмотра видео ролика «Командный дух». После просмотра повела мозговой штурм: О чем нам говорит данный ролик? Как мы можем данную ситуацию перевести на наш коллектив, нашу школу? Для чего мы просмотрели данный ролик? Какой процесс можно сравнить с данной ситуацией в ролике? Что вы знаете о процессе LS, какие цели он преследует, какие шаги? Выход на тему и цели коучинга. После мозгового штурма я раздала ресурсы и задания каждой группе, предоставила бумагу для оформления кластера- постера. (приложение №1.)После изучения ресурсов учителя в группах обсудили и оформили кластер –постер. Участники коучинга преступили к защите своих работ. От каждой группы был выдвинут спикер для защиты. После защиты я задала вопрос: Почему в школе необходим процесс LS?. Разделила учителей на группы по цветам шляп ( 6 шляп Де Бона). Каждая группы выступила со своей позицией. (Приложение №2.)Синяя шляпа подвела итог высказываниям, что привело к дискуссии. Синяя шляпа объяснила, что процесс LS нужен в школе, проводить его нужно в системе, по плану. В ходе дискуссии предметники говорили, что процесс LS должен проводиться по необходимости учителей работающих в данных классах, по возникшей проблеме и т.д.. Подводя итог занятию я провела опрос «ромашка». (Приложение №3)На каждый лепесточек был дан вопрос по сегодняшнему коучингу, учителя заполнили поле ромашек. В заключении я провела «свободный микрофон». В результате чего учителя вышли на тему следующего коучинга «Анализ и реализация процесса LS».
После проведения коучинга я его проанализировала используя метод SWOT-анализ.
Составляя план коучинга ,я не знала с чего начать. Как подобрать материал, что бы учителя без направления смогли выйти на тему коучинга и при этом осознанно увидеть, как может проходить процесс LS. Я подобрала вырезку из фильма «Тренер Картер». Я не ошиблась в выборе! Учителя без проблем вышли на тему и цели коучинга . В нашей школе не однократно проводились коучинги по процессу LS. Где учителей знакомили с процессом, а не этапами его реализации. Поэтому многие учителя не имели представления о шагах реализации, о значимости и эффективности данного процесса. Что бы исправить пробелы в понимании я решила, во что бы то ни стало убедить учителей в значимости процесса LS ,принимать участие в нем. Для решения этой цели я использовала методику Де Бона «6 шляп». Чтобы учителя увидели, услышали и осознали что такое процесс LS, его этапы реализации, его актуальность и креативность. И мне это помогло. Учителя ушли с коучинга с воодушевлением с желанием попробовать новое. Мало того ,учителя сами вышли на следующую тему коучинга .И самое главное благодаря «ромашке» я получила отличную обратную связь от учителей. Которая не просто прочитается и положится в шкафчик, а конкретно будет работать на ближайших процессах LS.
Вопросы «ромашки».
Любое мероприятие не проходит, без каких либо помарок. Так и мой коучинг прошел не очень гладко. У меня на коучинге присутствовали не только учителя, но и лидеры школы, администрация. Мне как человеку прошедшему уровневые курсы в 2015 году еще не много сложно избавиться от чувства тревоги на таких мероприятиях. На самом коучинге группа, которая составляла шаги процесса LS не системно выстроила этапы реализации процесса. Причина в том, что я не поделила учителей на группы. Они самостоятельно сели за столы. В результате в одной группе собрались учителя, пришедшие впервые на коучинг, и не имеют представление о процессе. Им было сложно самим выделять этапы, поэтому я пересадила к ним в группу Трухина И.Т. учителя прошедшего курсы первого уровня.
Составляя план коучинга, я думала, на какие результаты я выйду? И анализируя проведенный коучинг, и поставленные перед собой цели и задачи я выявила, что мной оптимально достигнут результат. Учителя не только узнали о шагах процесса LS, но и оценили его значимость. Это выявилось не только в обратной связи, но и в последующей деятельности учителей (участие в процессе LS в 9 «в» классе). Так же ко мне подошла, учитель Мукушева Н.Т. и попросила проинформировать ее больше об этом процессе или порекомендовать литературу для прочтения.
Подводя итог , я считаю, что действительно без учителей – лидеров мы не сможем содействовать непрерывному профессиональному развитию казахских учителей. Потому что только учитель – новатор, экспериментатор, инициатор, убежденный, критически мыслящий сможет помочь новому поколению осваиваться в непрерывно меняющемся мире. Помочь не только ученику, но и своим коллегам, самому себе. Работая в команде, ты всегда будешь на высоте, потому что ты знаешь, что за твоей спиной есть помощь!
Рефлексия по второму коучинг- занятию.
Каждый человек стремиться в жизни получить , то в чем нуждается. А для этого он выбирает жизненные приоритеты. Так и наши ученики выбирают важность предметов по своим аспектам. Чтобы развить у учащихся тяготению к своему предмету, мы учителя должны обладать качеством взаимодействия с личностью, ощущать себя в качестве учащихся (концепция «Я» К.Роджерса), понимать на сколько усвоены и приняты учащимися знания предмета. Для этого на всех этапах урока учитель должен взаимодействовать с учащимися, корректировать их знания, получать обратную связь. А эта один из не маловажных аспектов в обучении. Многие учителя (в том числе и я , до прохождения курсов)считают , что достаточно провести рефлексию в конце урока для определения качества усвоенного материала.
Проблема обратной связи есть не только у учителей моей фокус- группы, но и у меня. И мне интересно было, как я – коуч смогу справиться с данной темой. Ведь коуч не обязан в совершенстве владеть технологией, практикой в данной теме. Он должен убедить и предрасположить к действию своих подопечных ( Пажарес).
Тему коунга я взяла «Как повысить эффективность урока?». Данный коучинг был проведен не только для учителей школы , но и города. Целью коучинга была способствовать формированию у учителей понятия обратной связи. Результат который я хотела получить : Учитель узнает основные направления обратной связи, инструменты реализации, познакомиться с приемами и методами обратной связи.
На первом этапе занятия я учителям дала фишбоун с проблемой «Как повысить эффективность урока?». Учителя должны были написать причины не эффективности урока и привести подтверждающие факты. Но для страховки, если учителя не выйдут на тему коучинга я провела анкетирование среди учащихся 7-8 классов. И это я сделала не зря. После защиты фишбоун учителя вышли на проблемы со стороны учащихся : не подготовленность к уроку, физиологические особенности учащихся, отсутствие мотивации. Я учителей ознакомила с результатами анкетирования учащихся по данному вопросу «Почему не все уроки эффективны для вас?»:
Не интересно на уроке -7 учащихся
Не готовлюсь к урокам – 9 учащихся
Не понимаю учителя – 5 учащихся
Часто пропускаю занятия по болезни -4 учащихся
Устаю на уроках -3 учащихся
Подведя итог, мы вышли к тому ,что в не эффективности урока виноваты не только дети , но и учителя. Посмотрев отрывок мультфильма « Вовочка в тридесятом царстве» мы вышли на тему, цели коучинга. Для психологического комфорта учителям были розданы листочки с пожеланиями с одной стороны и словами и слово сочетаниями с другой стороны. В результате чего учителя пожелали друг другу удачи и разделились на группы. Я спросила по какому принципу вы разделились. И учителя без проблем вышли на тему работы каждой группы. Было дано задание оформить кластеры по своей теме. После того как учителя вышли на темы группы я не стала давать ресурсы. И у учителей возникли затруднения .наблюдая за подопечными я раздала ресурсы и работа началась активнее. С кластерами учителям были даны стикеры с оцениваем работы каждой группы. Для эффективности понимания темы провела карусели. Где учителя изучили каждый кластер оценили его и задали вопрос по теме. Во время защиты кластеров группами учителям было предложено внести свои предложения в «корзину идей». После защиты каждой группы учителя предлагали идеи: использовать прием бутерброд, разноуровневые вопросы, использовать обратную связь не только для коррекции следующего урока, но и для внесения коррекции в ходе урока. Так же группы отвечали на поставленные вопросы на стикерах, заданные во время «карусели». Подведя итог коучинга мы вышли на то, что учителя владеют методиками, приемами обратной связи, но не используют обратную связь на каждом этапе урока.
Также, что обратная связь позволяет в аутентичном классе менять ход урока опираясь на потребности ребенка. Так же мной были заданы вопросы м –молнии по теме коуинга. Для обратной связи с учителями я провела рефлексию используя метод «ресторан». Где учителям было предложено меню., в ходе которого нужно было ответить на вопросы.
Я съел бы еще этого
Приемы обратной связи- 3 учителей
Больше всего мне понравилось Организация коучингаЗаинтересованность учителей
Услышать мнение коллег
Приемы работы на уроке
Я почти переварил Информацию по обратной связи
Инструменты обратной связи
Обратная связь необходима
Инструменты обратной связи
Я переел Ушла голодной
Пожалуйста, добавьте Способы коррекции ,как следствие обратной связи
Увидеть реальные результаты обратной связи-2 учителей
Анализируя обратную связь проведенного коучинга я поняла, что учителям необходимо провести еще коучинг- занятие по данной теме. И в завершении я задала вопрос :А какие методы, приемы обратной связи я сегодня использовала на коучинге?. Конечно сразу озвучили «ресторан», стикеры, «корзина идей», «вопросы –молнии». Поводя итог проведенному занятию могу сказать, что цель занятия достигнута, но но результат обучения достигнут не полностью. Поэтому я планирую провести еще коучинг- занятие по данной теме. Где более глубже рассмотрю приемы, инструменты обратной связи. Так же подготовлю банк приемов и методов обратной связи на уроках.
Я понимаю, что как коуч не смогла достигнуть поставленного результата. И следующее занятия проведу в другом ракурсе. Это для меня поражение и победа. Ведь ошибаясь мы находим правильный путь и правильное решение. Что бы быть профессиональным учителем, коучем я должна обладать «Тремя помощниками» Шульмана, а это все приходит с опытом.
Результаты деятельности лидера зависит и от его подопечных. В этом полугодии я не проводила процесс LS, но члены моей фокус –группы активно участвовали в процессах LS других лидеров, что позволяет мне положительно оценить работу фокус –группы. Так как сотрудничество – главный фактор результативности.
Один из способов совершенствования практики преподавания и обучения, а также средство обобщения и распространения результата педагогической деятельности являются публикации учителей в печатных изданиях и их деятельность на площадках педагогических сайтов. Достижения за 2016 год:
Диплом 2 место в республиканской олимпиаде «Основы права»
Диплом 3 место в республиканской олимпиаде «Казахстан тарихы»
Благодарственное письмо за успешную подготовку учащихся в Международном конкурсе «Безопасный мир»
Диплом за вклад в развитие проекта портала «Филолог»
Диплом за участие в республиканской конференции «Образование ХХI века»
Грамота в номинации « Лучший аналитик» в республиканском конкурсе «Я и мой коучинг»(Алматы)
Публикация статьи на республиканском сайте «Учитель 21 века»
Программа спецкурса по истории Казахстана «История номадов». Рецензент к.п.н.,доцент Б.А. НурмагамбетоваПубликация статьи в международном научном журнале «Проблемы науки и научного познания»
Публикация статьи республиканском журнале «Просвещение»
Дипломы за активное участие в международной олимпиаде по всемирной истории «Весна -2016г.» (Головин А. Евсюкова Н.)