Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины Русский язык для обучающихся подготовительных курсов (60 часов аудиторной нагрузки)



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык
Подготовительные курсы для обучающихся 9 классов
Составитель:
преподаватель русского языка и литературы
Сироткина Светлана Владимировна
Москва, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………..3-5
Календарно-тематическое планирование………….......6-9
Литература………………………………………………….10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа подготовительных курсов по русскому языку рассчитана на обучающихся 9-ых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы основной школы. Главное внимание в работе по данной программе уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.
Цель курса – научить обучающихся подготовительных курсов активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать.
Основные задачи данного курса:
совершенствовать навыки анализа структуры предложения;
обобщить знания обучающихся по разделам «Синтаксис», «Пунктуация»;
развивать умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах;
повторить основные орфографические правила;
развивать умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов;
совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии;
совершенствовать знания и умения по разделам «Лексика», «Изобразительно-выразительные средства языка», «Типы речи», «Функциональные стили языка»;
совершенствовать навыки работы с разными типами словарей;
совершенствовать умения находить необходимую информацию и аргументацию в тексте;
углубить представление обучающихся в области компрессии текста.
Важная составляющая программы – упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса обучающихся. Специальные упражнения учат опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков обучающихся. Выполняя специальные упражнения, обучающиеся учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила.
Сжатое изложение – наиболее трудный вид работы. При обучении написанию сжатого изложения особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации; сжимать текст разными способами; правильно, логично и кратко излагать свои мысли; уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Написание сочинения-рассуждения выполняется на основе печатного текста. При обучении написанию сочинения-рассуждения создаются условия для формирования следующих умений: понимать чужую речь (определять тему и основную мысль высказывания, проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания); продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме; способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств; уметь цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; уметь композиционно оформлять текст; уметь выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи обучающихся, усвоению ими практической грамотности.
Данный курс призван помочь обучающимся повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи, подготовиться к государственной итоговой аттестации.
Требования к результатам обучения:
В результате обучения по программе подготовительных курсов по русскому языку обучающиеся должны:
- активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты;
- знать способы сжатия текста, уметь ими пользоваться;
- интерпретировать чужой текст (писать сжатое изложение);
- создавать собственный текст (писать сочинение-рассуждение на заданную тему);
- аргументировать;
- уметь различать изобразительно-выразительные средства языка;
- видеть строение слова, различать орфограммы в разных морфемах;
- применять орфографические и пунктуационные правила;
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- определять лексическое значение слова по различным контекстным значениям многозначных слов;
- познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.
Программа подготовительных курсов по русскому языку рассчитана на 60 часов аудиторной нагрузки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№ Тема занятия К-во час. Содержание занятия Оснащение Тип урока
Вводное занятие. Текст как речевое произведение. Первичный и вторичный тексты. 2 Текст как речевое произведение. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Первичный и вторичный тексты. Создание вторичных текстов. Изложение как вторичный текст.
презентация
тексты для работы Лекция
Практикум
Изложение. Микротема. Абзацное членение текста. 2 Понятие микротемы. Нахождение микротем исходного текста. Абзацное членение текста. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Критерии оценивания изложения. тексты для практической работы Лекция
Практикум
Сжатое изложение. Компрессия текста. 2 Что такое сжатие (компрессия) текста. Основные способы компрессии текста: упрощение, обобщение, исключение. Главная и второстепенная информация в тексте. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. тексты для практической работы Лекция
Практикум
Сжатое изложение. Компрессия текста. 2 Основные способы компрессии текста: упрощение, обобщение, исключение. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. Выбор приемов сжатия текста.
Написание сжатого изложения. тексты для практической работы Лекция
Практикум
Типы речи. Функциональные стили языка. 2 Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Взаимодействие типов речи в одном тексте.
Функциональные стили языка. Их основные признаки и жанры.
презентация
тренировочные материалы Лекция
Практикум
Текст как речевое произведение. Анализ текста. Лексическое значение слова. 2 Поиск информации, необходимой для обоснования ответа на вопрос по тексту. Практическая работа. Осознание лексического значения слова посредством подбора однокоренных слов, знания значений и функций словообразовательных аффиксов. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
тексты для практической работы Практикум
Средства выразительности речи. 2 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.
Практическая работа. презентация
тренировочные материалы Лекция
Практикум
Фонетика. Звуки и буквы. 2 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Фонетические процессы, происходящие в словах.
тренировочные материалы Лекция
Практикум
Орфограммы в приставках. 2 Орфограммы в приставках. Непроверяемые, проверяемые и смысловые приставки. Приставки НЕ и НИ в неопределённых и отрицательных местоимениях и наречиях. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Практическая работа. таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Орфограммы в корне. 2 Правописание корней. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Правописание корней с проверяемым согласным. Непроизносимый согласный в корне. Правописание словарных слов.
таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Орфограммы в корне. 2 Правописание корней с чередованием гласных. Правописание словарных слов.
Практическая работа. таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Орфограммы в суффиксе. 2 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Орфограммы в суффиксе. 2 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание -Н- и -НН- в именах существительных и наречиях. Правописание -Н- и -НН- в отымённых прилагательных. Полные страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Правописание -Н- и -НН- в кратких страдательных причастиях прошедшего времени и кратких прилагательных.
таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Орфограммы в суффиксе причастия настоящего времени и личном окончании глагола. 2 Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Практическая работа. таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Орфограммы в окончании имени существительного. 2 Склонение имени существительного. Падеж имени существительного. Безударная гласная в падежном окончании имени существительного.
таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Правописание гласной буквы после шипящих и ц. Орфограммы в окончаниях имён прилагательных и причастий. 2 Правописание гласной буквы после шипящих и ц.
Определяемое слово. Безударная гласная в окончаниях имен прилагательных и причастий.
Практическая работа. таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Виды грамматической связи в словосочетании. 2 Виды грамматической связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Замена словосочетаний синонимичными, с другим видом связи слов.
Практическая работа. тренировочные материалы Лекция
Практикум
Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. 2 Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Грамматическая сочетаемость подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
тренировочные материалы Лекция
Практикум
Осложненное простое предложение. 2 Осложненное простое предложение. Однородные члены предложения, обособленные определения, дополнения, обстоятельства.
тренировочные материалы Лекция
Практикум
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
2 Вводные слова, вставные конструкции. Виды вводных слов по значению. Пунктуационный анализ. Постановка знаков препинания.
Практическая работа. презентация
тренировочные материалы Лекция
Практикум
Синтаксический анализ сложного предложения. Бессоюзная связь в сложном предложении. 2 Бессоюзная, сочинительная и подчинительная связь в сложном предложении. Сложные предложения с бессоюзной связью. Знаки препинания в сложных предложениях с бессоюзной связью.
таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Сочинительная и подчинительная связь в сложном предложении. Предложения с несколькими придаточными. 2 Сочинительная и подчинительная связь в сложном предложении. Предложения с несколькими придаточными. Обобщение изучаемого в 9 классе материала по теме «Сложное предложение». таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях.
2 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях. таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Сложные предложения с разными видами связи между частями. 2 Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Практическая работа. таблицы, упражнения Лекция
Практикум
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения.
Сочинение на лингвистическую тему. 2 Основные принципы построения текста-рассуждения. Тезис. Аргументация. Вывод. Цитирование.
Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов для текстов на лингвистическую тему.
презентация Лекция
Практикум
Сочинение на лингвистическую тему. 2 Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов для текстов на лингвистическую тему.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. тренировочные материалы Лекция
Практикум
Сочинение по фрагменту текста. 2 Основные принципы построения текста-рассуждения. Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов, соответствующих объяснению содержания фрагмента текста.
тренировочные материалы Лекция
Практикум
Сочинение по фрагменту текста. 2 Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов, соответствующих объяснению содержания фрагмента текста.
Написание сочинения-рассуждения по фрагменту текста. тренировочные материалы Лекция
Практикум
Сочинение на тему, связанную с анализом текста. 2 Основные принципы построения текста-рассуждения. Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов из прочитанного текста и из жизненного опыта.
тренировочные материалы Лекция
Практикум
Сочинение на тему, связанную с анализом текста. 2 Реализация аттестационного задания. Поиск аргументов из прочитанного текста и из жизненного опыта.
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. тренировочные материалы Лекция
Практикум

Литература
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен",2014
Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9. Русский язык. А1-А3. Рабочая тетрадь. – М.:МЦНМО, 2012
Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9. Русский язык. А4-А7. Рабочая тетрадь. – М.:МЦНМО, 2012
Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9. Русский язык. В1-В9. Рабочая тетрадь. – М.:МЦНМО, 2012
Львова С.И., Замураева Т.И. Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс. – М.: Издательство «Эксмо», 2012.
Русский язык 9 класс: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012
Трунцева Т.Н. Русский язык. 9 класс. Сборник 2. – М.: УЦ «Перспектива», 2013
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2014.
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель, 2014
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/