Адаптированная рабочая программа по СБО, ОБЖ для 9 А класса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА VIII вида № 309
129327 Москва, ул. Коминтерна, д.16, стр.1Тел/Факс:499-184-39-41;499-184-37-03;499-185-87-74 E-mail:sch309@yandex.ruОКПО-18163843; ОГРН-1037739049677; ИНН-7716210890
Адаптированная рабочая программа
по СБО, ОБЖ
9-А класс
2013 – 2014 учебный год
Учитель СБО,ОБЖ
Щербакова Т.Н.
Москва 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО- БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
9 А класс
Количество часов: 68
Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в программах для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. – 224 с. При планировании учебных часов учитывались рекомендации, данные в пособии для учителя «Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М.Щербаковой,Т.А.Девятковой,Л.Л.Кочетовой,А.Г.Петриковой,Н.М.Платоновой.
Содержание.
Пояснительная записка ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Формы и методы реализации программных задач,,,,,,,,,,,,,,,Программа 9А класс,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,Основные требования к знаниям и умениям учащихся,,,,,,,,Перечень учебно-методического обеспечения,,,,,,,,,,,,,,,,,,Пояснительная записка.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.Программа рассчитана на детей с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Учитывая сложный состав учеников класса, предъявляются разные уровни требований к овладению знаниями:
1-ый базовый уровень
2-ой минимально необходимый
Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушением интеллекта
Формы и методы реализации программных задач.
Цели и задачи.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.
Занятия по СБО целесообразно проводить группами из 4—5 человек. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя).
На занятиях отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии.
В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.).
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.
Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся.
Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.
Бригадная форма работы может быть использована в выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).
В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.
Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Тесное взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.
Проводить занятия по СБО в V-VIII классах целесообразно на сдвоенных уроках.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконично.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).
№ Тема урока Количество часов Дата
1 Введение. Ознакомление с кабинетом СБО. Ведение тетради по СБО. 2 01.09.
2 Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека. 2 08.09.
3 Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Практическая работа: чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, шеи. 2 15.09.
4 Здоровье и красота прически. Практическая работа: Уход за волосами, расчесывание их. 2 22.09.
5 Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенцеи др. 2 29.09.
6 Практическая работа: стирка носового платка,носков и др. 2 06.10.
7 Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. 2 13.10.
8 Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач. Практическая работа: установка настольной лампы на рабочем столе. 2 20.10.
9 Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие детского организма и окружающих. Воспитание силы воли. 2 3.11.
10 Одежда и обувь. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. 2 10.11.
11 Виды и назначения различной одежды и обуви. 2 17.11.
12 Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению. Практическая работа: сушка и чистка домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви 2 24.11.
13 Питание. Значение питания в жизни и деятельности людей. 2 01.12.
14 Соблюдение правил личной гигиены при приготовлении пищи. 2 08.12.
15 Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. 2 15.12.
16 Место приготовления пищи и оборудование его. Правила пользование острыми, режущими предметами. 2 22.12.
17 Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки. Практическая работа: приготовление холодных бутербродов. 2 12.01.
18 Запись рецептов приготовления некоторых салатов. 2 19.01.
19 Практическая работа: Приготовление свекольного салата с изюмом или «Зимнего». 2 26.01.
20 Правила нарезки овощей, хлеба. Практическая работа: нарезка овощей. Приготовление пищи : винегрет. 1 03.02.
21
Семья . Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка).
Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, дни их рождения, род занятий. Составление родового древа. 1 10.02.
22 Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь. Правила поведения в семье. 1 17.02.
23 Культура поведения. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. 1 24.02.
24 Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом. Практическая работа: ролевая игра – ситуативные диалоги – при встрече, расставании… 1 03.03.
25 Правила поведения за столом. Практическая работа: ролевая игра « Сидя за одним столом». 1 10.03.
26 Жилище. Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Почтовый адрес дома, школы 1 17.03.
27 Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции - комнаты отдельные, смежные; по назначению - спальня, гостиная, кухня, ванная и др.1 07.04.
28 Транспорт. Виды транспортных средств. Назначение различных видов транспортных средств. Проезд в школу (маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте и на улице. 1 14.04.
29 Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. 1 21.04.
30 Коллективная поездка в транспорте. 1 28.04.
31 Торговля. Виды торговых предприятий.
Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей, животных. 1 05.05.
32 Экскурсия в продовольственный магазин. 1 12.05.
33 Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария. Специализированные магазины: «Булочная-кондитерская», «Овощи и фрукты» и др. 1 19.05.
34 Виды товаров: фасованные и в развес, розлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности, стоимость. Хранение товаров фасованных и в развес, разлив. 1 26.05.
Требование к знаниям и умениям учащихся.
9 КЛАСС
Личная гигиена.
Обучающиеся должны знать:
правила ухода за кожей лица;
-приемы нанесения косметических средств на лицо, шею.
Обучающиеся должны уметь:
-- правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног.
-- использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам.
-- в меру пользоваться косметикой.
Одежда и обувь.
Тематика
1. Значение опрятного вида человека.
2. Поддержание одежды в порядке: — правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва.
3. Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
4. Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.
1. Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких дета-лей).
2. Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.
3. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасности припользовании
средствами для выведения пятен.
Практические работы
— пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде; — подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва;
— стирка и глажение изделии из хлопчато¬бумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и режущими инструментами.
— определение собственных размеров одежды и обуви;
— экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими ученику;
— выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.
Обучающиеся должны знать:
— размеры своих одежды и обуви;
— гарантийные сроки носки;
— правила возврата;
— способы обновления одежды с помощью мелких деталей;
— средства выведения пятен в домашних условиях; (— общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;
— санитарно-гигиенические требования и npaвила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен;
— правила стирки изделий из тюля, трикотажа.
Обучающиеся должны уметь:
—пользоваться журналом мод;
—подбирать одежду и обувь в соответствии синдивидуальными особенностями.
—рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;
—выводить пятна на одежде разными средствами;
—стирать изделия из тюля и трикотажа.
Питание.
Тематика.
1. Диетическое питание.
2. Питание детей ясельного возраста.
3. Приготовление национальных блюд.
4. Составление меню и сервировка праздничного стола.
— работа с литературой;
— подбор рецептов диетического питания;
— составление меню диетического питания на день, неделю;
— составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста;
— запись рецепта наиболее характерного национального блюда и приготовление его;
— составление меню праздничного стола и сервировка его (по поводу окончания школы).
Обучающиеся должны знать:
— значение диетического питания;
— особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста;
— названия и рецепты 1—2 национальных блюд.
Обучающиеся должны уметь:
— составить меню диетического питания на день;
— приготовить 1 —2 диетическое блюдо;
— составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда;
— приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола;
— выполнить сервировку праздничного стола.
Семья.
Тематика
1. Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.
2. Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга, отдыха в семье.
3. Семейные традиции. Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.
— основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье;
— семейные традиции;
— о морально-этических нормах взаимоотношений в семье,
— обязанности, связанные с заботой о детях.
Обучающиеся должны уметь:
— анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;
— выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам),
— оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;
— активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;
— поддерживать и укреплять семейные традиции;
— выполнять обязанности, связанные с заботой о детях
Культура поведения.
Тематика
1. Адекватность поведения в обществе
2. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.
Обучающиеся должны знать:
— правила поведения в обществе
— правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время ви- зита).
Обучающиеся должны уметь:
— встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их;
— анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.
Жилище.
Тематика
1. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
2. Сохранение жилищного фонда.
— упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.
— правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, наначения комнат, наличия мебели);
— требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
— правила сохранения жилищного фонда.
Обучающиеся должны знать:
правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны;
моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла.
Обучающиеся должны уметь:
— расставлять мебель в квартире (на макете);
— подбирать детали интерьера
Транспорт.
Тематика
1. Назначение авиа-транспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
' Экскурсия в аэропорт или в кассу Аэрофлота
Обучающиеся должны знать:
— основные маршруты самолетов;
— службы аэровокзала;
— стоимость проезда;
— порядок приобретения и возврата билетов;
— правила посадки в самолет;
— правила поведения в аэропорту;
— правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.
Обучающиеся должны уметь:
Выбрать пункт назначения. Определить номер рейса самолета, стоимость билета. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Рассчитать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.
— ориентироваться в расписании;
— определять маршрут и выбирать транспортные средства;
— выполнять правила безопасности во время по-
лета и правила поведения в аэропорту.
Торговля.
Обучающиеся должны знать:
1. Значение ярмарок: международные, межре- гиональные, межгородс-кие, межрайонные, сельские.
2. Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки- выставки, ярмарки образцов.
3. Время и место проведения ярмарок.
— виды ярмарок;
— отличия ярмарки от рынка, магазина;
— время и место проведения ярмарок;
— цены ярмарочных товаров и их отличие от
рыночных и магазинных.
— приобретенные умения при покупке товаров в магазинах, на рынке перенести самостоятельно в новые условия — яр-марки.
Обучающиеся должны уметь:
-- выбрать месторасположения нужных товаров;
выбрать продукцию в соответствии с её качеством (внешний вид, вкус и др,),-- количества, цены.
участие в школьной ярмарке;
посещение отделов магазина — распродажи товаров по сниженным ценам.
Средства связи.
Обучающиеся должны знать:
1 . Виды денежных перевода (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления
денежных переводов.
2. Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН,
телефон с определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.
— стоимость услуг по каждому виду
связи.
Обучающиеся должны уметь:
— заполнить почтовый и телеграфный перевод;
— подсчитать стоимость денежных от-правлений;
— оформить квитанции по оплате телефонных услуг.
-- кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;
узнать время;
получить по телефону справку;
культурно разговаривать по телефону.
Медицинская помощь.
Обучающиеся должны знать:
1. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
2. Уход за больным.
3. Документы, подтверждающие нетрудоспособность, справка и листок нетрудоспособности.
Сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применения лекарства, составление графика приема; поправка постели, организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле. — способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;
— меры по предупреждению инфекционных заболеваний;
— правила и приемы ухода за больным;
— условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.
Обучающиеся должны уметь:
— строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;
— строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка);
— ставить горчичники.
Учреждения, организации, предприятия.
Обучающиеся должны знать:
Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др.,их назначение.
— экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью.
— местонахождения предприятия бытового обслуживания населения;
— какие виды услуг оно оказывает;
— правила пользования услугами;
— стоимость обслуживания;
— профессии работников этого предприятия.
Обучающиеся должны уметь:
— обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.
Экономика домашнего хозяйства.
Обучающиеся должны знать:
составные части бюджета семьи и их размер;
основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.;
стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.);
правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.);
виды и цели сбережений:
Обучающиеся должны уметь:
подсчитать бюджет семьи;
составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др.;
подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день;
снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованнойэлектроэнергии, газа, воды и т.п., заполнять квитанции;
планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;
соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в Сбербанк.
Трудоустройство
Тематика
1. Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда).
2. Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление.
3. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их составления.Экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.Обучающиеся должны знать:
— учреждения и отделы по трудоустройству; — местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; — виды документов, необходимых для поступления на работу; — правила перехода с одной работы на другую; — перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Обучающиеся должны уметь:
— обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; — написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; — заполнить анкету; — составить заявки на материалы, инструменты; — написать расписку, докладную записку.
При составлении рабочей программы использована литература:
- Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, практическое пособие М., АРКТИ, 2000.
- Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала. Для специальных/коррекционных/ образовательных учреждений 8 вида, Самара, 2011.
- Основы безопасности жизнедеятельности для 1-4 кл., ГОМЦ «Школьная книга» под редакцией Сюнькова, 2001
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Пособие для учителя. Владос, М., 2006
- Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие,- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006
- Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя» - М.: Гуманитарный. изд. центр ВЛАПОЛОЖЕНИЕ
- Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, изд. Просвещение, 2003
- Выготский Л.С. Собрание сочинений, М., 1982
- Программно-методическое обеспечение для 5-10 классов Пособие для учителя под редакцией Щербаковой А.М., М., 2010
- Речицкая Е.Г., А.Л. Филоненко-Алексеева Учебник для подготовки первого класса «окружающий мир», Владос, М., 2005
- Матвеева Н.Б., Котина М.С. Живой мир, Просвещение, 2011