Консультация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей »
Консультация
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»
подготовила учитель-логопед
Головкина Эльвира Ивановна
г. Шарыпово, п. Дубинино 2015г«Здоровьесберегающие” технологии в логопедической работе учителя-логопеда Головкиной Э.И.
Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. 
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии. Речь идет о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, на личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты

КОМПОНЕНТЫ здоровьесберегающих технологий
1. Дыхательная гимнастика. Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия.

«Кораблики».
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».
«Пузырьки»
Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«Свеча»
Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

«Греем руки»
Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.


2. Развитие общей моторики . На логопедических занятиях проводятся упражнения для развития координации движения.
Еженедельно воспитателям дается задание разучить игровые упражнения для координации речи с движением, согласно лексическим темам.
Тема: «Дикие животные» использовала такое игровое упражнение:
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой
(идут по кругу друг за другом)
За мамой – лосихой топал лосёнок
(громко топают)
За мамой – лисицей крался лисёнок (идут крадучись)
За мамой – ежихой катился ежонок (идут присев)
За мамой-медведицей шёл медвежонок (вперевалку)
За мамою – белкой скакали бельчата (скачут на носочках, согнув руки перед грудью.За мамой – зайчихой бежали зайчата (скачут, сделав ушки из ладоней)
Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят (останавливаются, «лакают» язычком)

3. Развитие мелкой моторики рук:
Уже давно известно, развитие речи взаимосвязано с развитием мелкой моторики рук, потому что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Лепка, конструирование, аппликация, складывание мозаики, собирание бус, шнуровки, различные пальчиковые игры благотворно сказываются на развитии мелкой моторики, а, следовательно, и речи.Немаловажное значение в развитии мелкой моторики имеет массаж кистей рук. Одной из его разновидностей является массаж массажным шариком Су-Джок (СУ-кисть, Джок-стопа)

В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияния отдельных участков нашего тела по принципу подобия(сходство формы ухо с эмбрионом человека, руки и ноги человека – с телом человека, и т.д.).
За речь человека отвечают главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга:

-Зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь (восприятие речи).
-Зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь (произнесение звуков самим человеком).
Массаж этим шариком благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и этим достигается благотворный эффект от массажа. Массажировать следует не только кончики пальца, а всю поверхность ладони. Чтобы процесс массажа не был скучным, мы массажный шарик обозначили как ёжика и используем стихотворение:
Ходит ёжик без дорожки
Не бежит ни от кого,
С головы до ножек
Весь в иголках ёжик.
Как же взять его?
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, НУ И ЧТО Ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить

4. Обводка шаблонов и штриховка изображений;
Обводка и штриховка развивает мелкую моторику рук. Это и подготовка руки к письму.
(Показать тетради)
5. Аурикулярный массаж «Шевелим ушами-лечим оргнанизм
Массаж ушных раковин показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности, способствует опосредованному воздействию на речевые зоны.
Очень действен, так как при этом, по мнению учёных, информация с периферии идёт непосредственно в  ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга. Широко внедрён в практику, применяется ежедневно и всю жизнь.

6. Плантарный массаж (массаж стоп)
На ступне, как и на ладонях, находятся важные чувствительные точки. Детей учат снимать напряжение со ступней ног с помощью массажеров.

ЦЕЛЬ логопедического и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.
(Кинезиология – наука развития головного мозга через определенные двигательные упражнения).
В работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", «Кошка», «Стол стул», «Ворота», "Ухо-нос", "Замок". И упражнения. направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
6. Работа по развитию речи – составная часть логопедической работы
В ходе работы используем словесные, наглядные и практические методы. И самые разнообразные приемы: напоминание, рассматривание, вопросы к детям, показ, рассказ, уточнение, демонстрацию, разъяснение, объяснение. Чтение стихов, заучивание скороговорок, потешек. В работу активно включаются игровые приемы.
7. Музыкотерапия.
Элементы музыкотерапии: целью использования музыкотерапии на коррекционных занятиях, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений, сенсорных способностей, растормаживание речевой функции). Наиболее важным для детей - логопатов является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений.

9. Упражнения на релаксацию
Упражнения на релаксацию – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения:
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье –
И становится понятно-
Расслабление приятно.
Для родителей проводятся консультации, семинары, организуются практические занятия

Своевременная профессиональная, квалифицированная помощь педагогов ДОУ поможет сохранить и восстановить все составляющие компоненты здоровья ребенка.

Используемая литература
Авторы коррекционных методик:
А.С.ВолковаК.П.БутейкоВ.И. Селиверстов
М.В.Хватцев