Рабочая программа по материаловедению СиЭЗС
-57150495300 Автономное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский политехнический колледж»
Структурное подразделение - 2
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
_________/Г. Н. Шарапова/
« » 2015г
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.ВЧ.12 Основы материаловедения
для студентов очной формы обучения
Специальность: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Технический профиль
Сургут 2015
Рабочая программа профессионального модуля «Выполнение работ по профессии облицовщик плиточник» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования утвержденного приказом МО и Науки РФ от 11.08.2014г №965 по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Организация-разработчик: АУ «Сургутский политехнический колледж»
Разработчик:
М.К. Избасаров, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
__________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
__________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована профессионально-методическим объединением
«Строительство», протокол № ____ от « » 2015 г.
Эксперты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ВЧ.12 Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен
уметь:
- определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий;
- подбирать рациональный состав материалов;
- изготавливать образцы для испытания в лаборатории.
знать:
- свойства и показатели качества основных конструктивных материалов и изделий;
- область применения строительных материалов и изделий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 84
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 56
в том числе: лабораторные работы 10
практические занятия контрольные работы 3
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 28
в том числе: Индивидуальное проектное задание Тематика внеаудиторной самостоятельной работы 28
Итоговая аттестация в форме (указать)- дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Содержание учебного материала 56 Введение Содержание учебного материала 1. Цели и задачи учебной дисциплины. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Состояние производства строительных материалов. 1
1
Раздел 1. Свойство строительных материалов Тема 1.1.
Физические свойства строительных материалов Содержание учебного материала 1. Понятие физических свойств: масса, пористость, плотность, гигроскопичность, влажность, водопроницаемость, водопоглащение, морозостойкость, теплопроводимость, теплоемкость, огнеупорность.1 2
2. Значение показателей физических свойств при использовании материалов в строительстве. 1 2
Тема 1.2.
Механические свойства строительных материалов Содержание учебного материала 1. Понятие механических свойств: прочность, предел прочности, упругость, пластичность, хрупкость, сопротивление удару, твердость, истираемость, износ, газопроницаемость, паропроницаемость.1 2
2. Значение показателей механических свойств при использовании материалов в строительстве. 1 2
Тема 1.3.
Химические свойства строительных материалов Содержание учебного материала 1. Понятие химической стойкости материалов. 1
2
2. Значение показателей химической стойкости при использовании материалов в строительстве. 2
Контрольная работа 1 Раздел 2. Природные строительные материалы Тема 2.1.
Строительные материалы из древесины Содержание учебного материала 1. Строение и виды древесины. 1 2
2. Свойства и показатели качества древесины. 2
3. Породы, применяемые в строительстве. 1 2
4. Материалы и изделия из древесины и область их применения. 2
Тема 2.2.
Природные каменные материалы Содержание учебного материала 1. Классификация горных пород. 1 2
2. Материалы и изделия из природного камня область применения их в строительстве. 1 2
3. Добыча, транспортировка и хранение каменных материалов 1 2
Лабораторные работы: 1. Разделение горных пород по фракциям. 2 Раздел 3. Материалы и изделия, полученные спеканием и плавлением Тема 3.1. Керамические материалы Содержание учебного материала 1. Сырьё: глины. Виды, свойства. 1 2
2. Основы производства керамических изделий. Зависимость качества изделий от качества сырья. 1 2
3. Применение керамических изделий в строительстве. 1 2
4. Классификации керамических изделий в зависимости от структуры, состояния поверхности назначения. 1 2
Тема 3.2.
Стекло. Изделия из стекла. Содержание учебного материала 1. Сырьё. Понятие о производстве. 1 2
2. Свойства стекла, его виды. 2
3. Листовое стекло. 2
4. Применение стекла в строительстве. Номенклатура и характеристики. Марки и маркировка. 2
Тема 3.3.
Металлические материалы и изделия Содержание учебного материала 1. Общие сведения о металлах и сплавах. 1 2
2. Классификация металлов, строение, свойства. 2
3. Черные металлы. Основы производства чугунов и стали. 1 2
4. Цветные металлы и сплавы, их свойства. 1 2
5. Применение металлов в строительстве. Строительные изделия, стальной прокат, стальные конструкции, стальная арматура. Номенклатура и характеристики. Марки и маркировка стальных изделий. 1 2
Раздел 4. Вяжущие материалы Тема 4.1.
Воздушные вяжущие материалы Содержание учебного материала 1. Воздушная известь: сырьё, понятие о производстве, гашение извести. Виды и сорта. Требования к качеству. 1 2
2. Транспортировка, хранение, применение. 2
3. Гипсовые вяжущие вещества: сырьё, понятие о производстве, твердении. Виды и сорта гипса, применение в строительстве. 1 2
4. Жидкое стекло и кислотоупорный цемент. 2
Лабораторные работы: 1. Определение свойств извести 2 Тема 4.2. Гидравлические вяжущие Содержание учебного материала 1. Гидравлическая известь, её свойства и применение. 1 2
2. Портландцемент: сырьё, понятие о производстве, свойства. Требования, марки. Применение портландцемента. 2
3. Портландцементы с активными добавками. Свойства, приобретаемые цементом в результате использование добавок 1 2
4. Глинозёмистый цемент. Свойства. Требования к качеству. Применение. 2
Лабораторные работы
1. Сравнение свойств и время схватывания цемента и гипса 2 Контрольная работа 1 Раздел 5. Материалы на основе минеральных вяжущих веществ Тема 5.1. Бетоны Содержание учебного материала 1. Основные сведения о бетоне. Классификация бетонов. 1 2
2. Тяжелые бетоны. Классификация, свойства бетонной смеси и бетона, материалы для тяжелых бетонов. 1 2
3. Укладка и уплотнение бетонной смеси, твердение бетона, контроль качества. 1 2
4. Проектирование состава бетона. 1 2
5. Легкие бетоны. Классификация. Основные свойства заполнителя для лёгких бетонов. Требование к качеству Применение. 1 2
Тема 5.2. Железобетон Содержание учебного материала 1. Состав железобетона, использование в строительстве. 1 2
2. Сборный железобетон. Классификация. Требования к качеству. 2
3. Понятие о предварительно напряженном железобетоне. 1 2
4. Транспортировка, хранение, применение. 2
Тема 5.3. Строительные растворы Содержание учебного материала 1. Классификация растворов. 1 2
2. Требования к заполнителю. Свойства растворных смесей. Требования к качеству. 1 2
3. Приготовление, транспортировка, применение. 2
Тема 5.4. Искусственные каменные материалы и изделия на основе минеральных вяжущих Содержание учебного материала 1. Классификация. 1 2
2. Материалы и изделия автоклавного твердения на основе извести и кремнеземнистого компонента: силикатный кирпич, силикатные бетоны. 2
3. Изделия из гипса и гипсобетона. Требования к качеству. 2
Раздел 6. Органические вяжущие вещества Тема 6.1.
Битумные вяжущие Содержание учебного материала 1. Природные и нефтяные битумы, свойства и применение. 2 2
2. Рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы. Требования к ним. Классификация. 2
3. Дёгти и материалы на их основе. Требования к ним. Классификация. 2
Контрольная работа 1 Раздел 7. Материалы специального назначения Тема 7.1 Теплоизоляционные материалы Содержание учебного материала 1. Основные сведения. Классификация, свойства. 2 2
2. Теплоизоляционные материалы и изделия из органических материалов. Требования к качеству. 2
3. Теплоизоляционные материалы и изделия из неорганических материалов. Требования к качеству. 2
Тема 7.2. Строительные материалы и изделия на основе полимеров Содержание учебного материала 1. Составные части пластмасс: полимеры, пластификаторы, стабилизаторы, наполнители. 1 2
2. Основные понятия о способах производства. 2
3. Материалы для покрытия полов и стен: конструкционные и отделочные. Требования к качеству. 1 2
4. Транспортировка, хранение, применение. 2
Лабораторные работы: 1. Определение истираемости покрытия пола 2 Тема 7.3. Лакокрасочные материалы Содержание учебного материала 1. Виды и назначение лакокрасочных материалов. 2 2
2. Пигменты, наполнители, связующие. Виды красочных составов. 2
3. Технологические и эксплуатационные требования. 2
Лабораторные работы: 1. Измерение блеска лакокрасочных материалов при помощи блескомера2 Дифференцированный зачет 1 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Составить схему классификации строительных материалов.
2. Механические свойства строительных материалов.
3. Использование природных каменных материалов. Заполнить таблицу «Виды кирпича и керамических камней».
4. Написание реферата «Применение алюминия в строительстве»
5. Написать конспект на тему: «Футеровочные покрытие и изделия»
6. Показатели качества заполнителей для растворов и бетонов. Составить таблицу
7. Заполнить таблицу «Физико-механические свойства минераловатных плит крахмальной связке»
8. Заполнить таблицу «Физико-механические свойства наливных покрытий»
9. Классификация строительных растворов.
10.Подготовить сообщение виды декоративных растворов для штукатурок.
11. Сделать презентацию на тему: «Керамическая плитка – виды, назначение применение»
12. Написать реферат «Монолитные покрытия полов»
13. Зарисовать схему производства строительного гипса
14. Заполнить таблицу «Характеристика стекловолокнистой арматуры»
28
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочие место преподавателя;
- образцы материалов;
- макеты;
- таблицы;
- плакаты;
- каталоги.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- Лабораторный круг истирания ЛКИ-2
- Прибор для определения степени перетира и укрывности жидких лакокрасочных материалов «Гриндометр/Клин» по ГОСТ 6589
- Электронный измеритель адгезии ПСО-5МГ4 С- Прибор Вика ОГЦ-1
- Колбы
- Прибор Адгезиметр ОР для измерения адгезии покрытий методом отрыва по ГОСТ 15140
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Попов К.А., Каддо М.Б. Строительные материалы и изделия. - М.: Высшая школа, 2011
2. Рыбьев И.А. Строительное материаловедение. – М.: Высшая школа, 2013.
3. Попов Л.Н. Строительные материалы и детали. – М.: Стройиздат, 2009.
Дополнительные источники:
1. Комар А.Г. Строительные материалы и детали. – М.: Высшая школа, 2011.
2. Байер Архитектурное материаловедение. – Архитектура – С, 2009.
3. Бобров Ю.Л. и др. Теплоизоляционные материалы и конструкции. Учебник. М.,
ИНФРА-М, 2013.
4. Каталоги и справочники строительных материалов
Интернет-ресурсы:
Информационно-правовая система Гарант-СтройАналитик
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: - определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий Наблюдение за ходом выполнения практического задания и оценка результата деятельности (тема 2.1.; 3.1.; 3.2.; 3.3.)
- подбирать рациональный состав материалов Наблюдение за ходом выполнения практического задания и оценка результата деятельности (тема 5.1.; 5.2.;5.3.)
- изготавливать образцы для испытания в лаборатории Наблюдение за ходом выполнения практического задания и оценка результата деятельности (тема 4.1.; 4.2.)
Знания: - свойства и показатели качества основных конструктивных материалов и изделий Наблюдение за ходом выполнения практического задания и оценка усвоенных знаний (тема 1.1.; 1.2.; 1.3.)
- область применения строительных материалов и изделий Оценка результатов выполнения контрольной работы
Разработчик:
___СПК-СП-2____ преподаватель Избасаров М.К.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
_______________ __________________ __________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)