Конспект урока по музыке на тему «Деревянные и металлические фантазии» (1 класс)
игра: «Деревянные и металлические фантазии»
Цель занятия:
Познакомить детей с деревянными и металлическими детскими инструментами, приёмами игры на них; привлечь их внимание к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых деревянными и металлическими предметами и музыкальными инструментами, развивая при этом фантазию и воображение.
Развивать темброво-ритмический и интонационный слух, научиться контрастности, то есть при исполнении пользоваться переменной динамикой, соотнося при этом различные образы.
Музыкальные инструменты: деревянные – ложки, трещотки, деревянные коробочки, рубель, клавесы (палочки), ксилофон; металлические – металлофон, тарелки разных размеров, бубен, треугольники, колокольчики, самодельные инструменты.
Ход занятия.
У: Добрый день, ребята. Сегодня, на нашем занятии мы услышим необычные истории о музыкальных инструментах.
(В начале занятия мы рассказываем детям, что сегодня они смогут услышать необычные истории, а рассказывать их будут деревянные и металлические звуки, которые окружают нас, живут повсюду).
У: Сейчас, я вам предлагаю попробовать самостоятельно изучить звуковые возможности сначала дерева, а затем металла. Определяя качество, как деревянных звуков, так и металлических. Не забудьте охарактеризовать звучание каждого инструмента.
Дети: (говорили, что у деревянный звук: теплый, сухой, щёлкающий, трескучий и немножко приглушенный, а вот у металлический: звонкий, гулкий, резкий и долго звучащий)
У: Ребята, необходимо отметить, что со временем обыкновенные деревянные звуки переселились в деревянные инструменты, а металлические в металлически инструменты. Давайте, подробнее познакомимся с музыкальными инструментами, с начало с деревянными, а затем с металлическими. А после вы самостоятельно поиграть на них, стараясь извлечь звуки, которые в них «живут» (презентация инструментов, показ слайдов).
В самостоятельной работе детей с музыкальными инструментами учителем в ходе работы задаются направляющие вопросы, такие как:
- «Может быть, здесь живут ещё какие - нибудь звуки?»;
- «Чтобы извлечь новый звук может поменять приём игры на нём?»;
- «Как ещё можно поиграть на нём?» и т.д.
(Эта часть занятия позволяет ребятам исследовать темброво – динамические возможности инструментов, а так же расширить свои слуховые представления и возможности).
У: А теперь, ребята мы будем не просто играть на музыкальных инструментах, попробуем пофантазировать на заданные темы: «Гроза и дождь», «Звуки природы», «Сигналы с космоса».
(В процессе данного занятия необходимо обращать внимание на степень увлеченности каждого ребенка, с каким удовольствием и с желанием они играют на инструментах, познают ли звуковые изобразительные и выразительные возможности инструментов. Если все перечисленное присутствует, то происходит непосредственное развитие слуховых и исполнительских умения и навыки, проявляется интерес с собственной слушательской и исполнительской творческой деятельности).
Итог – коллективное концертное исполнение импровизации на тему «Звуки природы».