Доклад Проектная деятельность как эффективный способ повышения качества устной и письменной речи обучающихся
Подготовила:
Гвоздева О.А.
учитель русского языка и литературы
филиала МБОУ СОШ с. Ламское
в с. Берёзовка
2015
Введение
1 слайд
Проблема формирования языковой личности является в современном обществе очень актуальной. До недавнего времени приоритетным критерием успешного обучения русскому языку в школе было усвоение учащимися норм правописания. А между тем, очевидно, что для большинства оканчивающих общеобразовательную школу письмо как вид речевой деятельности является наименее употребительным в сравнении с говорением, слушанием – теми видами речевой деятельности, уровень владения которыми вызывает большую тревогу в современном обществе.
Современные выпускники часто не знают норм литературного языка, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не смогла не сказаться на языке.
Теперь на очереди вопрос: как кратко и точно выражать свои мысли, как правильно понимать собеседника, вслушиваясь в его речь, как организовать общение успешно и эффективно, как повысить степень вежливости своих речевых действий – этих умений настоятельно требует время.
2 слайд
Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции.
В настоящее время стремительно нарастает объём изучаемого материала и его теоретический уровень. Метод заучивания, текстуального запоминания становится неприемлемым.
Основная часть
Следовательно, перед нами стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Проектная методика в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.
Только такое обучение позволит решать следующие задачи: 3 слайд
не утратить желание детей к изучению нового, к самостоятельному поиску и «открытию» новых знаний, решению задач проблемного характера;
дать возможность всесторонне развивать умственные и творческие способности ребенка. Учебный труд как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен;
повысить качество знаний обучающихся;
вызвать появление интереса к изучаемому предмету необходимостью понимания его необходимости, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
4 слайд
Проект ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он необходим.
Виды проектов
5 слайд
Для учителя метод проектов интересен прежде всего разнообразием тематики. Используя проектную деятельность на уроках русского языка и литературы, я получаю возможность использовать самые разные виды проектов, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов.
6 слайд
- исследовательский включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Диалектизмы в словаре В.И.Даля», «Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой», «Просторечная лексика в речи подростков», «Путешествия слов из одного языка в другой», «Увлекательные истории слов».
7 слайд
- информационный направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку.
К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Слова –паразиты в русском языке», «Молодежный сленг», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач».
8 слайд
- творческий. Такие проекты не имеют детально разработанной структуры (она только намечается и развивается по ходу работы), однако предполагают определенный результат: совместно выпущенную газету, видеофильм, экскурсию, альманах, театрализованное представление и т. д. Подход к оформлению результатов в творческом проекте — максимально свободный и нетрадиционный. Например, экскурсия в страну лексикология, «Виртуальная экскурсия на родину С.Есенина», по чеховским местам города Таганрога.
9 слайд, 10 слайд
- ролевой, в ходе которого учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. Структура таких проектов остается открытой до их окончания. Участники ролевого проекта, имитируя социальные или деловые отношения, принимают на себя определенные роли: литературных персонажей, исторических деятелей или выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова», Каждому учащемуся в классе, в зависимости от подготовленности, дается определенная роль. Ролевым проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений. Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам.
11 слайд, 12 слайд
- практико-ориентированный. Практико-ориентированный проект по русскому языку и литературе направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? В таких проектах с самого начала четко обозначен результат деятельности участников проекта, причем этот результат ориентирован на социальные интересы учащихся (справочный материал, программа действий, документ, газета, видеофильм и др.) и может быть использован в жизни класса и школы. Мы в ходе совместной деятельности составляем таблицы для кабинета русского языка, а также готовим различные материалы для учащихся I ступени обучения. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов, словарь «Ошибки в речи», словарь «Речь подростка»
13 слайд, 14 слайд
Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Сказка о прилагательном», над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек. Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Почему учительница поступила именно так?» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»). Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы (лекции) с внеклассными формами (экскурсии).
Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на научно-практических конференциях. (Подготовка к конференции «к 100-летию со дня рождения К. Симонова»)
В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку по проектной деятельности становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
15 слайдКак показывает практика, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. (Инсценирование басен Крылова, рассказов Чехова – 5 класс, эпизодов из произведений, изучаемых на уроках литературы)
7 – 8–классники любят работать над практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе. (составление словарей, памяток, буклетов)
Учащиеся 9-х классов успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. (Например создание презентаций по литературе «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина», «Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова», занимательные истории о словах)
Ну и практически все учащиеся охотно выполняют проекты творческие.
(стенгазеты, поэтические тетради, виртуальные экскурсии в рамках недели русского языка и литературы)
16 слайд
Опыт использования проектов
• Минипроекты: – Написание собственной басни, сказки, загадки» - 5 класс
«Поучение младшему брату, сестре», «Рассказ о классе в форме былины»; 7 класс
Кроссворды; – «Волшебные сказки»; «Имя существительное», «Синтаксис», Викторины по изученным произведениям
• Краткосрочные: –– «Путешествие по стране Орфография»;
– Брей-ринг «Творчество Л.Н.Толстого»;
– «Неотправленное письмо Софьи к Чацкому» 9 класс;
– «Иллюстрации к Сказкам Пушкина»;
– Иллюстрации к сказам П.П.Бажова
– «Лингвистическая сказка о деепричастии»;
– Задания «Занимательная орфография»;
– Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»;
Недельные: –– «Образ Емельяна Пугачева» - 8 класс;
• Долгосрочные: – «Sms как новый речевой жанр»;
– Язык развлекательных передач – «Семейные ценности»
17 слайд
Исходя из опыта работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:
повышение мотивации учащихся в учебе;
получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
предоставление каждому возможностей самореализации;
развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
получение навыков презентации себя и своей работы в различных форм: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.
18 слайд
Приступая к внедрению метода проектов, необходимо помнить о тех проблемах, которые неизбежно возникнут на этом пути.
1. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.
2. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат.
3. Одним из наиболее непростых, проблематичных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности.
4. Из поля зрения выпадает слабый ученик;
5. Степень участия каждого участника проекта;
6. Контроль всех этапов работы;
7. Связать все части проекта воедино;
19,20 слайд
Заключение.
Таким образом, становится ясно, что применять метод проекта в обучении школьников навыкам устной и письменной речи весьма целесообразно, он дает хорошие результаты в плане расширения коммуникативной компетенции, позволяет выстроить логически обоснованное высказывание по рассматриваемой проблеме и аргументировано подвести итог работы. Данный метод ориентирует учащихся на чёткий алгоритм действий при выполнении творческой части задания ЕГЭ.
В педагогической практике реализация проектного обучения решает задачи личностно-ориентированного образования. Проектирование позволяет школьникам выбрать деятельность по интересам. Выполняя проекты, обучающиеся осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
При использовании данного метода существенно меняются роли участников проектной деятельности, что является преимуществом перед другими видами деятельности. Здесь учитель – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно обучающийся исполняет роль активного участника проектирования. Проект предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрёл в процессе выполнения учебного задания.
Проектная деятельность позволяет учителю совершенствовать свою работу, делиться опытом, приобщать других педагогов к инновационным технологиям, повышать мотивацию школьников к обучению.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано её отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но самое главное — это то, что, у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий и чувствующий человек — это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Приложение
Уроки – проекты:
«Словари русского языка»
Цели проекта:
Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, анализировать и обобщать факты.
Учить работать в группах, обмениваться информацией, выражать свою точку зрения и обосновывать её, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.
Задачи проекта:
Расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и назначение каждого.
Закрепить навыки практической работы со словарями.
Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Урок – проект по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Образ Емельяна Пугачева .Историческая правда и художественный вымысел».
ЦЕЛЬ: 1. Образовательные: способствовать формированию понятий
«историческая повесть», «художественный образ»; выявить
взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения.
2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников
умения работать с различными источниками информаций;
формирование умения устанавливать причинно – следственные
связи в решении проблемных задач.
3. Воспитательная – помочь ученикам определиться в нравственных
ориентирах, способствовать пониманию учениками таких
нравственных категорий, как «честь», «милость», «добро»,
«благородство»
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – проблемный, исследовательский.
ОСНОВОЙ ВОПРОС: Соответствует ли образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Пушкина реальной исторической личности?
ЦЕЛЬ: Узнать историческую правду и особенности художественного вымысла, установить причины изменения образа Емельяна Пугачева.
«Проект по русскому языку "Хлеб - имя существительное"»
Цели и задачи проекта:
Образовательная:
- создать учебные и игровые видеопособия для демонстрации на уроках литературы, русского языка и внеклассной деятельности.
- способствовать освоению новых форм поиска, обработки и анализа информации
Развивающая:
- развивать творческую активность учащихся;
- способствовать развитию навыка поисковой, аналитической, обобщающей деятельности;
-развивать умение работать в группе;
Воспитательная:
- воспитывать стремление учащихся расширять знания, совершенствовать интеллектуальный потенциал;
- приобщать учащихся к нравственным ценностям, воспитывать бережное отношение к хлебу, воспитывать любовь и уважение к труду хлебороба.
- воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, направленные на получение конечного результата;
- показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.
Урок – проект по литературе
«Времена года»
(заметки к календарю)
Цель урока: составить проект «Времена года» группами учащихся, опираясь на собранный к уроку материал.
Задачи:
1. Формирование умения работать в группах;
2. Формирование умения передавать словами, текстом живой мир
природы;
3. Формирование нравственного отношения к окружающему миру,
воспитание экологической ответственности, любви к природе.
Оборудование: иллюстрации и слайды с изображением пейзажа; материал, собранный учащимися (пословицы, поговорки, народные приметы, словарь диалектных слов, стихи, отрывки из художественных произведений с описанием природы).