Рабочая программа учебной дисциплины ОУД .12 Экология 54.02.01. Дизайн (по отраслям). Аудиторная учебная работа 36 часов, ЛПЗ 10 часов. Рекомендовано ФГАУ ФИРО Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г.


Приложение № ___
к образовательной программе
54.02.01. Дизайн
(по отраслям)
утверждённой приказом директора
№ ___ от _________ 2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД .12 Экология
54.02.01. Дизайн (по отраслям) __________________________________________________________________
(специальность)
дизайнер ____________________________________________________________________
(Квалификация)
очная
____________________________________________________________________
(Форма обучения)
Нижневартовск
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 54.02.01. «Дизайн (по отраслям)», утверждённого приказом Министерства образования и науки от 27.10.2014 г., Приказ № 1391 (вступает в силу с 1.09.2015 г.).
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла очной формы обучения по специальности 54.02.01. «Дизайн (по отраслям)» в 1 семестре.
Составитель программы: Овсянкина Татьяна Леонидовна

Должность: преподаватель
Рассмотрена на заседании МК естественнонаучных дисциплин
«____» от ___________2015 г.
Протокол № _____
Руководитель: _______/Т.Л.ОвсянкинаРекомендована к утверждению
на заседании МС
«____» ___________2015 г.
Протокол № ____
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 ЭКОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.01. «Дизайн (по отраслям)».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле (ОУД – общеобразовательные учебные дисциплины – базовые) учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве
примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Регистрационный номер рецензии 387 от 23 июля 2015 г.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии; готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных:
сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек – общество – природа»;
сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание обученияХарактеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Введение Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования
1. Экология как научная дисциплина
Общая экология. Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере
Социальная экология. Знакомство с предметом изучения социальной экологии.
Умение выделять основные черты среды, окружающей человека
Прикладная экология. Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения.
2. Среда обитания человека и экологическая безопасность
Среда обитания человека.
Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов.
Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу.
Городская среда.
Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека.
Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища.
Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений.
Сельская среда. Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности
3. Концепция устойчивого развития
Возникновение концепции устойчивого развития. Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения.
Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»
Устойчивость и развитие.
Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде
4. Охрана природы
Природоохранная деятельность.
Знание основных типов организаций, способствующих охране природы.
Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу
Природные ресурсы и их охрана. Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране
Процесс изучения дисциплины «Экология» направлен на формирование следующих общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий)
36 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) 36
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 10
контрольные работы -
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) 18
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета во 1-м семестре 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.12 Экология
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихсяОбъем часов
1 2 3
Введение
Содержание учебного материала Уровень освоения 2
1 Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
Значение экологии в освоении специальностей среднего профессионального образования. 2 Информационные (лекционные) занятия 1 Введение 1
2 Значение экологии в освоении специальностей СПО. 1
Самостоятельная работа обучающихся №1 1
Тема 1. Экология
как
научная
дисциплина Содержание учебного материала Уровень освоения 6
1 Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера. 2 2 Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды». 2 3 Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. 1 Информационные (лекционные) занятия 3 Среда обитания и факторы среды. 1
4 Популяция. Экосистема. Биосфера. 1
5 Социальная экология. 1
6 Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. 1
7 Прикладная экология. 1
8 Практическая работа №1. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося. 1
Самостоятельная работа обучающихся №2 3
Тема 2.
Среда
обитания человека
и экологическая безопасность Содержание учебного материала (указывается перечень дидактических единиц темы) Уровень освоения 12
1 Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. 2 2 Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. 1 3 Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. 1 Информационные (лекционные) занятия 9 Среда обитания человека. 1
10 Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. 1
11 Шум и вибрация в городских условиях и их влияние на здоровье городского человека. 1
12 Экологические вопросы строительства в городе. 1
13 Экологические требования к организации строительства в городе. 1
14 Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. 1
15 Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. 1
16 Контроль за качеством строительства. 1
17-18 Практическая работа №2. Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
2
Информационные (лекционные) занятия 19 Сельская среда. 1
20 Сельское хозяйство и его экологические проблемы. 1
Самостоятельная работа обучающихся №3 6
Тема 3. Концепция устойчивого развития Содержание учебного материала Уровень освоения 7
1 Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». 2 2 Устойчивость и развитие. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экологические след и индекс человеческого развития.2 Информационные (лекционные) занятия 21 Возникновение концепции устойчивого развития. 1
22 Практическая работа №3. «Устойчивое развитие». 1
Информационные (лекционные) занятия 23 Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». 1
24-25 Практическая работа №4. Решение экологических задач на устойчивость и развитие. 2
26-27 Практическая работа №5. Экологические след и индекс человеческого развития.2
Самостоятельная работа обучающихся №4 4
Тема 4.
Охрана природы Содержание учебного материала (указывается перечень дидактических единиц темы) Уровень освоения 7
1 Природоохранная деятельность. Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. 2 2 Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов). 2 Информационные (лекционные) занятия 28 Природоохранная деятельность. 1
29 Экологические кризисы и экологические ситуации. 1
30 Природно-территориальные аспекты экологических проблем. 1
31 Практическая работа №6. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы. 1
Информационные (лекционные) занятия 32 Природные ресурсы и способы их охраны. 1
33 Охрана лесных ресурсов в России. 1
34 Практическая работа №7. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов). 1
Самостоятельная работа обучающихся №5 4
Промежуточная аттестация 35-36 Дифференцированный зачет2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экология» (оснащение стандартное).
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- стулья;
- доска классная;
- рабочее место преподавателя.
Учебно – наглядные пособия:
- пособия на печатной основе (таблицы, стенды, плакаты).
Технические средства обучения:
(Мультимедийное приложение: образовательная оболочка (http://bel-shkola.ru/).)
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- офис камера;
- стационарный ПК;
- ноутбук;
- электронные средства обучения.
Кроме того, при ведении курса на уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанных преподавателем.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
Валова В.Д. Экология. — М., 2012.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014.
Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2014.
Для преподавателя:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций / П.М.Скворцов, Е.В.Титов, Е.В.Колесова, Я.В.Скворцова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 13 с.ISBN 978-5-4468-2606-3
Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.
Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.
Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.
Интернет-ресурсыСайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/ Российский образовательный портал www.edu.ruСайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/ Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
Электронная версия газеты «Биология» http://rus.1september.ruКаталог экологических сайтов
www.ecologysite.ruСайт экологического просвещения
www.ecoculture.ru
Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России
www.ecocommunity.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм.
Умение выделять основные черты среды, окружающей человека.
Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения.
Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу.
Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища.
Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие».
Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.
Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.
Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Знакомство с объектом изучения экологии.
Демонстрация значения экологии при освоении специальностей среднего профессионального образования.
Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере.
Знакомство с предметом изучения социальной экологии.
Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов.
Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа современного человека.
Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений.
Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности.
Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения.
Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
Знание основных типов организаций, способствующих охране природы. Экспертная оценка на практическом занятии
(Выполнение практикоориентированного задания, компьютерное тестирование, тестирование).
Экспертная оценка по критериям.
Экспертная оценка выполненных реферативных работ, конспектов, логико-дидактических структур по теме.
Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированного зачета
в виде теста, в основе которой лежит пятибалльная система оценивания.