Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине История
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский машиностроительный техникум»
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины «История»
2015
Рассмотрено и рекомендовано ЦК
«Общего гуманитарного и соцально-экономического цикла»
Протокол № ___ от «___» ___________ 2015 г.
Председатель ПЦК __________ Н.Н. Пейкова
Утверждаю
Заместитель директора по УР
______________ И.Н. Пухляр
«___» ___________ 2015 г.
Учебно-методический комплекс (УМК) учебной дисциплины «История» составлен в соответствии с ФГОС СПО 3 поколения и учебными планами специальностей: 080118 (38.02.02) «Страховое дело», 140448 (13.02.11) «Техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования», 150415 (22.02.06) «Сварочное производство», 151901 (15.02.08) «Технология машиностроения», 230111 (09.02.02) «Компьютерные сети», 270841 (08.02.08) «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» КГБ ПОУ «Хабаровский машиностроительный техникум».
Составитель УМК:
Лазукина С.Б. - преподаватель учебной дисциплины «История»
Внутренняя опись документов учебно-методического комплекса (перечень документов)
№
Наименование документа
стр.
1
Введение
4
2
Требования ФГОС среднего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по учебной дисциплине «История»
6
3
Выписка из рабочего учебного плана дисциплины «История»
12
4
Рабочая программа учебной дисциплины «История»
18
5
Календарно-тематический план дисциплины
35
6
Перечень цифровых образовательных ресурсов по учебной дисциплине «История»
46
Введение
Учебная дисциплина «История» предназначена для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям: 080118 «Страховое дело», 140448 «Техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования», 150415 «Сварочное производство», 151901 «Технология машиностроения», 230111 «Компьютерные сети», 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» среднего профессионального образования, программа по данной дисциплине является единой для всех форм обучения.
Учебная дисциплина «История» является гуманитарной дисциплиной, обеспечивающей общеобразовательный уровень подготовки специалиста.
Цель изучения дисциплины «История»:
дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании современного мира;
раскрыть основные направления развития основных регионов мира на рубеже ХХ-XXI в.в.;
рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом сообществе;
показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;
дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной системы международных отношений;
научить использовать опыт, накопленный человечеством.
Задачи изучения дисциплины «История»:
способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории ХХ-XXI в.в.;
стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;
дать обучающимся представление о современном уровне осмысления историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации за прошедшее столетие;
обеспечить понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг от друга районах мира.
В структуре дисциплины «История» можно выделить четыре раздела:
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»;
Основные социально - экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века;
Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине XX–начале XX1 вв.;
Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
о роли и месте знаний по дисциплине «История» при освоении общепрофессиональных и специальных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;
о роли и месте истории в современном мире, общности ее понятий и представлений;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями согласно требованиям ФГОС среднего профессионального образования по специальностям: 080118 «Страховое дело», 140448 «Техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования», 150415 «Сварочное производство», 151901 «Технология машиностроения», 230111 «Компьютерные сети», 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» к обязательному минимуму содержания по учебной дисциплине «История».
Настоящая программа учебной дисциплины рассчитана на 48 часов аудиторных занятий, в том числе 8 часов отводится на практические занятия.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по учебной дисциплине «История» по специальности 080118 «Страховое дело»
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполненных заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по учебной дисциплине «История» по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполненных заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по учебной дисциплине «История» по специальности 150415 «Сварочное производство»
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполненных заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по учебной дисциплине «История»
по специальности 151901 «Технология машиностроения»
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполненных заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.4.
Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5.
Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
ПК 2.2.
Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по учебной дисциплине «История»
по специальности 230111 «Компьютерные сети»
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполненных заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по учебной дисциплине «История»
по специальности 270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполненных заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Выписка из рабочего учебного плана дисциплины история, составленная в соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденная зам. директора по УВР
Специальность
Курс
080118 «Страховое дело»
2
Рабочий учебный план
на 2015-2016 учебный год
Утверждено
Заместитель директора по УВР
___________ И.Н. Пухляр
индекс
Наименование циклов. Дисциплин. Профессиональных модулей, МДК, практик
Формы промежуточной аттестации
Учебная нагрузка обучающегося
(час.)
Распределение обязательной аудиторной
нагрузки по курсам и семестрам
максимальная
Самостоятельна учебная
нагрузка
Обязательная аудиторная
1
курс
2
курс
3
курс
4
курс
Всего занятий
В т.ч. лабораторных и практических занятий
Курсовых работ
(Проектов)
1 семестр
(16 недель)
2 семестр
(23 недели)
3 семестр
(16 недель)
4 семестр
(18 недель)
5 семестр
(16 недель)
6 семестр
(17 недель)
7 семестр
(16 недель)
8 семестр
ОГСЭ.02
История
2 курс
3с. – д/з
72
24
48
8
48
Выписка из рабочего учебного плана дисциплины история, составленная в соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденная зам. директора по УВР
Специальность
Курс
140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
2
Рабочий учебный план
на 2015-2016 учебный год
Утверждено
Заместитель директора по УВР
___________ И.Н. Пухляр
индекс
Наименование циклов. Дисциплин. Профессиональных модулей, МДК, практик
Формы промежуточной аттестации
Учебная нагрузка обучающегося
(час.)
Распределение обязательной аудиторной
нагрузки по курсам и семестрам
максимальная
Самостоятельна учебная
нагрузка
Обязательная аудиторная
1
курс
2
курс
3
курс
4
курс
Всего занятий
В т.ч. лабораторных и практических занятий
Курсовых работ
(Проектов)
1 семестр
(16 недель)
2 семестр
(23 недели)
3 семестр
(16 недель)
4 семестр
(18 недель)
5 семестр
(16 недель)
6 семестр
(17 недель)
7 семестр
(16 недель)
8 семестр
ОГСЭ.02
История
2 курс
3с. – з
72
24
48
8
48
Выписка из рабочего учебного плана дисциплины история, составленная в соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденная зам. директора по УВР
Специальность
Курс
150415 «Сварочное производство»
2
Рабочий учебный план
на 2015-2016 учебный год
Утверждено
Заместитель директора по УВР
___________ И.Н. Пухляр
индекс
Наименование циклов. Дисциплин. Профессиональных модулей, МДК, практик
Формы промежуточной аттестации
Учебная нагрузка обучающегося
(час.)
Распределение обязательной аудиторной
нагрузки по курсам и семестрам
максимальная
Самостоятельна учебная
нагрузка
Обязательная аудиторная
1
курс
2
курс
3
курс
4
курс
Всего занятий
В т.ч. лабораторных и практических занятий
Курсовых работ
(Проектов)
1 семестр
(16 недель)
2 семестр
(23 недели)
3 семестр
(16 недель)
4 семестр
(18 недель)
5 семестр
(16 недель)
6 семестр
(17 недель)
7 семестр
(16 недель)
8 семестр
ОГСЭ.02
История
2 курс
3с. – з
72
24
48
8
48
Выписка из рабочего учебного плана дисциплины история, составленная в соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденная зам. директора по УВР
Специальность
Курс
151901 «Технология машиностроения»
2
Рабочий учебный план
на 2015-2016 учебный год
Утверждено
Заместитель директора по УВР
___________ И.Н. Пухляр
индекс
Наименование циклов. Дисциплин. Профессиональных модулей, МДК, практик
Формы промежуточной аттестации
Учебная нагрузка обучающегося
(час.)
Распределение обязательной аудиторной
нагрузки по курсам и семестрам
максимальная
Самостоятельна учебная
нагрузка
Обязательная аудиторная
1
курс
2
курс
3
курс
4
курс
Всего занятий
В т.ч. лабораторных и практических занятий
Курсовых работ
(Проектов)
1 семестр
(16 недель)
2 семестр
(23 недели)
3 семестр
(16 недель)
4 семестр
(18 недель)
5 семестр
(16 недель)
6 семестр
(17 недель)
7 семестр
(16 недель)
8 семестр
ОГСЭ.02
История
2 курс
3с. – з
72
24
48
8
48
Выписка из рабочего учебного плана дисциплины история, составленная в соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденная зам. директора по УВР
Специальность
Курс
230111 «Компьютерные сети»
2
Рабочий учебный план
на 2015-2016 учебный год
Утверждено
Заместитель директора по УВР
___________ И.Н. Пухляр
индекс
Наименование циклов. Дисциплин. Профессиональных модулей, МДК, практик
Формы промежуточной аттестации
Учебная нагрузка обучающегося
(час.)
Распределение обязательной аудиторной
нагрузки по курсам и семестрам
максимальная
Самостоятельна учебная
нагрузка
Обязательная аудиторная
1
курс
2
курс
3
курс
4
курс
Всего занятий
В т.ч. лабораторных и практических занятий
Курсовых работ
(Проектов)
1 семестр
(16 недель)
2 семестр
(23 недели)
3 семестр
(16 недель)
4 семестр
(18 недель)
5 семестр
(16 недель)
6 семестр
(17 недель)
7 семестр
(16 недель)
8 семестр
ОГСЭ.02
История
2 курс
3с. – з
72
24
48
8
48
Выписка из рабочего учебного плана дисциплины история, составленная в соответствии с рабочим учебным планом специальности, утвержденная зам. директора по УВР
Специальность
Курс
270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
2
Рабочий учебный план
на 2015-2016 учебный год
Утверждено
Заместитель директора по УВР
___________ И.Н. Пухляр
индекс
Наименование циклов. Дисциплин. Профессиональных модулей, МДК, практик
Формы промежуточной аттестации
Учебная нагрузка обучающегося
(час.)
Распределение обязательной аудиторной
нагрузки по курсам и семестрам
максимальная
Самостоятельна учебная
нагрузка
Обязательная аудиторная
1
курс
2
курс
3
курс
4
курс
Всего занятий
В т.ч. лабораторных и практических занятий
Курсовых работ
(Проектов)
1 семестр
(16 недель)
2 семестр
(23 недели)
3 семестр
(16 недель)
4 семестр
(18 недель)
5 семестр
(16 недель)
6 семестр
(17 недель)
7 семестр
(16 недель)
8 семестр
ОГСЭ.02
История
2 курс
3с. – з
72
24
48
8
48
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для базовой подготовки по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация-разработчик:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский машиностроительный техникум»
Разработчики:
Лазукина С.Б., преподаватель истории высшей квалификационной категории КГБОУ СПО ХМТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплинЫ
16
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО и при повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки по профессиям:18590 слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «История» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
В том числе:
практические работы
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
Итоговая аттестация в форме зачета
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».
10
Тема 1.1. Послевоенное мирное урегулирование в Европе.
Содержание учебного материала:
4
2
1.
Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности.
2.
Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны».
Самостоятельная работа обучающихся:
- Рассмотрение и анализ документов: «Речь Черчилля в Фултоне», интервью И.В. Сталина в газете "Правда" о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 года),
- Сообщения по теме: «Европа после войны»
1
Тема 1.2. Первые конфликты и кризисы «холодной войны».
Содержание учебного материала:
1
2
1.
Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).
2.
Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны». Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи.
Самостоятельная работа обучающихся:
- Оценка сущности «Холодной войны»
1
Тема 1.3. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй.
2.
Влияние «холодной войны» на освободительные движения. Трудности преодоления отсталости.
Самостоятельная работа обучающихся:
- Сообщения по темам:
«Крушение колониальной системы, образование независимых государств»
«Диктаторские режимы на мусульманском Востоке, их агрессивность.»
«Проблемы бывшего колониального мира»
1
Раздел 2 . Основные социально - экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века.
44
Тема 2.1. Крупнейшие страны мира. США.
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Развитые страны Европы и мира.
Экономическое и политическое положение США.
2.
Место США в международных отношениях.
Практическое занятие № 1
Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США. Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира. «Новая экономическая политика» Р. Никсона. Основные направления социально-экономической политики в период президентства Д.Буша и Б.Клинтона. Рост значимости внешнеполитических факторов в решении внутренних проблем.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- Причины нарастание социальных проблем в американском обществе в 60-х гг.
- Составление сравнительной характеристики антивоенного и студенческого движения.
1
Тема 2.2. Крупнейшие страны мира. Германия.
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Современная Европа. Место Германии на европейском рынке.
2.
Две Германии: ФРГ и ГДР.
Практическое занятие № 2
Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР. ФРГ и «план Маршалла». Успешное восстановление экономики к 1950г. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны».
Германо-американские отношения на современном этапе. Российско-германские отношения на современном этапе.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
- составление логической цепочки размышлений о росте значимости внешнеполитических факторов в решении внутренних проблем.
2
Тема 2.3. Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века.
Содержание учебного материала:
3
2
1.
Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель. Формирование консервативной модели социализма.
2.
Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы.
Самостоятельная работа обучающихся:
- составление сравнительной характеристики ОВД и СЭВ
- характеристика событий в Венгрии и Чехословакии
- составление схемы консервативной модели социализма.
2
Тема 2.4. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.
Япония.
Содержание учебного материала:
3
2
1.
Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны. Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии.
2.
Утверждение самостоятельной роли Японии в мире. Глобализация японской внешней политики. Эволюция ведущих политических партий.
Самостоятельная работа обучающихся:
Защита рефератов на темы:
1. «Япония и страны юго – восточной Азии»,
2. «Япония и страны АТР»
1
Тема 2.5. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.
Китай.
Содержание учебного материала:
4
2
1.
Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг. Гражданская война.
2.
Образование Китайской народной республики. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство».
3.
Китай на современном этапе развития.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление рассказа по опорным историческим фактам:
- Коммунистический Север, Гоминьдановский Юг.
- КНР
- Аграрная реформа в КНР
- Курс на превращение КНР в «Великое социалистическое государство».
2
Тема 2.6. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.
Индия.
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Китай, Индия, Пакистан, Непал. Социально-экономическое и политическое развитие государств во второй половине XX века.
2.
Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950г. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг. национальный вопрос в Индии. Реформы 90-х гг. Выборы 2004г.
Самостоятельная работа обучающихся:
- Подготовка презентации по темам: «Особенности политического и государственного устройства Индия», «Идеи Конфуция в современном Китае»
2
Тема 2.7. Советская концепция «нового политического мышления»
Содержание учебного материала:
4
2
1.
«Новое политического мышление» на рубеже 20 -21 века.
Основные направления этого движения.
2.
Плюсы и минусы советской концепция «нового политического мышления
«Новое политического мышление» в действии.
Практическое занятие № 3
Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. Провал экономических реформ «перестроечного образца». Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины. Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной войны».
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщения по темам:
- Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг.
- От «обновления социализма» к «строительству капитализма
1
Тема 2.8. Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине XX- нач. XX1вв.
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Экономическая и политическая характеристика стран Латинской Америки.
2.
Развитые и развивающиеся страны Латинской Америки.
3.
Проблемы стран Латинской Америки.
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщения по темам:
- Кубинская революция;
- Интеграция стран Латинской Америки в мировой экономики.
1
Тема 2.9. Международные отношения во второй половине XX века. От двухполюсной системы к новой политической модели.
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Основные концепции международных отношений во второй половине 20 века.
2.
Крушение «мировой двухполюсной системы»
3.
Характеристика новой политической модели.
Практическое занятие №4
Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит Н.Хрущева в США (1959г.).Берлинский кризис (1960г). Карибский кризис (1962г). Противостояние военных блоков. Потепление советско-американских отношений в начале 1970-х гг. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. Подписание Заключительного акта в Хельсинки. Ввод советских войск в Афганистан. Расширение границ НАТО на Востоке. Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление таблицы «Расстановка политических сил на международной арене»
1
Раздел 3. Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине XX–начале XX1 вв.
8
Тема 3.1. Научно – техническая революция и культура.
Содержание учебного материала:
3
2
1.
НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Развитие образования.
2.
Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Постмодернизм в философии и массовой культуре.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление таблицы: «Научно – техническая революция и культура»
1
Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах.
Содержание учебного материала:
2
2
1.
Изменение мировоззрения советских людей в постперестроечный период. обновления и изменения культуры российского общества.
2.
Сохранение традиций культуры русского народа.
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка к дискуссии по теме: «Советско - российская культура»
2
Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.
10
Тема 4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика.
Содержание учебного материала:
1
2
1.
Происхождение глобальных проблем современности. Глобалистика и политическая сфера. Геополитические факторы в мировом развитии и современность.
2.
Геополитическое положение и национальные интересы России. Новая Россия в новом мире. Россия и НАТО
Самостоятельная работа обучающихся:
- Оценка нового цивилизационного процесса 21 века – глобализация всех сфер жизни общества
2
Тема 4.2. Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности
Содержание учебного материала:
1
2
1.
Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств.
2.
Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.
Самостоятельная работа обучающихся:
- Анализ комплекса проблем разоружения
1
Тема 4.3. Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму.
Содержание учебного материала:
1.
Международный терроризм как социально - политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни. Проблема терроризма в России.
1
2
2.
Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма.
Самостоятельная работа обучающихся:
- варианты решения проблемы борьбы с международным терроризмом
2
Тема 4.4. Российская Федерация – проблемы социально – экономического и культурного развития
Содержание учебного материала:
1
2
1.
Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве.
2.
Проблемы социально-экономического и культурного развития страны в условиях открытого общества. Многосторонние и двусторонние финансово-экономические связи России.
3.
Международные культурные связи России.
Самостоятельная работа обучающихся:
- оценка социально – экономических проблем в российской федерации , пути решения и преодоления этих проблем.
- определение основных тенденций культурного развития России.
1
Всего:
72
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории».
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места (парты и стулья),
учебная доска,
комплект наглядных пособий (карты, схемы, таблицы), учебники.
Технические средства обучения: рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы, средствами вывода звуковой информации; мультимедиапроектор или интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
Филлитов А.М. Германия в советском внешнеполитическом планировании 1941 – 1990. – М. : Наука, 2009.- 230 с.
Дополнительная литература:
Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.
Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 С.
Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.
Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008.
Интернет-ресурсы
1. http:// www. history. ru/ Список Интернет-ресурсов по истории России, истории России XX века и российских регионов, стран СНГ, а также Всемирной истории. Ссылки на обучающие программы и рефераты.
2. http:// www. woridhist. Ru Единый сетевой ресурс для координации научно-исследовательской и преподавательской деятельности историков России.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронные ресурсы по истории.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Публикации, материалы к урокам, фотографии, пр. Форум. Советы по организации внеклассной работы.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На данном сайте расположена единая коллекция образовательных ресурсов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв;
- сущность и причины локальных, региональных, меж государственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интегра- ционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
- практические задания по работе с информацией, документами, литера - турой;
- подготовка и защита индиви-дуальных и групповых заданий проектного характера.
Формы оценки результативности обучения:
- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;
- защита практической работы;
- собеседование;
- коллоквиум.
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:
- отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления;
- выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции;
- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;
- осуществлять коррекцию (исправ- ление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;
- работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;
- проектировать собственную гра- жданскую позицию через проек- тирование исторических событий.
Методы оценки результатов обучения:
- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.
Перечень цифровых образовательных ресурсов по учебной дисциплине «История»
№ п/п
Дидактический материал
Тема учебного занятия
1
Видеоряд «Холодная война»
Послевоенное мирное урегулирование в Европе
2
Видеофильм «Страны третьего мира после второй мировой войны»
Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости
3
Видеоряд «Германия после второй мировой войны»
Крупнейшие страны мира. Германия
4
Видеофильм «Германия в 1945-1960-х гг.»
Послевоенный раскол Германии
5
Видеоряд «Страны Восточной Европы»
Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века
6
Видеофильм «Страна Восходящего солнца в ХХ веке»
Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.
Япония
7
Видеоряд «Капиталистический Китай»
Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.
Китай
8
Видеофильм «Индия и Китай во второй половине ХХ века»
Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.
Индия
9
Видеоряд «Коммунистические режимы в странах Восточной Европы и Восточной Азии»
Советская концепция «нового политического мышления»
10
Видеоряд «Страны Латинской Америки»
Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине XX в. - начале XXI в.
11
Видеофильм «Отношения между СССР и США в начале 70-х годов»
Потепление советско-американских отношений в начале 1970-х гг.
12
Видеофрагмент «НТР: на рубеже 20-21 вв.»
Научно – техническая революция и культура
13
Видеофрагменты «Международный терроризм в 21 веке»
Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму
14
Презентация «Проблемы РФ и пути решения этих проблем»
Российская Федерация – проблемы социально – экономического и культурного развития
13PAGE 15
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 6Заголовок 715