статья о художественном конструировании на тему Развитие творческих способностей дошкольников через художественное конструирование
Развитие творческих способностей дошкольников через художественное конструирование
Гуманизация образования в современном обществе предполагает создание условий для раскрытия потенциальных творческих возможностей каждого ребенка.
Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Отечественные психологи и педагоги - Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков,Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. По определению С.И.Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Основным показателем творчества является новизна его результата.
По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование. Художественное конструирование – это продуктивный творческий вид деятельности, в результате которого из разнообразных плоских деталей создается изображение. Конструктор для этого вида деятельности включает в себя коврики-поля разных цветов и большой набор геометрических плоских фигур, сделанных из ткани. Детали прикрепляются к полю с помощью липучек. Липучки легко отстают от основы, что дает возможность использовать конструктор долгое время. Ребенок может создавать множество разнообразных сюжетов, легко меняя замысел, «проигрывать» на конструктивном коврике разнообразные истории. Современный дизайн, разнообразие цветов и форм, приятный наощупь материал создают условия для пробуждения фантазии ребенка, его воображения, создания неповторимых художественных образов.
В программе Л.А. Венгера «Развитие» в разделе «художественное конструирование» одновременно выдерживаются три линии:
- овладение детьми действиями с сенсорными эталонами, моделями, символами;
- овладение языком изобразительной деятельности;
- развитие конструктивных способностей.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
Художественное конструирование развивает:
Пространственные представления
Воображение
Конструктивное мышление
Комбинаторные и художественно-творческие способности
Сообразительность, находчивость, смекалку
Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач
Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми, размышляла над вопросами: как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развить творческие способности дошкольников в конструировании, как добиться того чтобы каждый ребенок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным.
Поэтому мною была разработана программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественного конструирования.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка.
Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования.
Формировать у детей знания, умения и навыки художественно-конструктивной деятельности.
Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
В обучении дошкольников использую следующие виды конструирования, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности:
конструирование по образцу (обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа);
конструирование по теме (дети сами создают замыслы конкретных сюжетов, выбирают способы их выполнения, материал);
конструирование по замыслу (умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок);
конструирование по условиям (задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер).
В основу системы работы по художественному конструированию мною положены исследования Л. А Венгера, В.Г. Грубы, Э.К.Гульянц, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, А.Р.Лурии, Л.А.Парамонова, Н.Н.Поддьякова, О.А.Сафонова. Предполагается, что организованная работа по художественному конструированию, будет способствовать повышению развития творческих способностей детей:
будут создавать «образы» (конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами;
научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей;
научатся планировать свою работу, добиваться результата;
смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом.
Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы:
Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.
Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.
Для воспитания самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх, развития их творческих способностей ввела в программу кружковой деятельности работу с плоскими конструкторами из серии «Мировые головоломки» («Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Сердечко», «Гексамино», «Пентамино»), авторские игры Б.Никитина, Воскобовича, Е.Даниловой, Перельмана, направленные на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей, разнообразных сюжетов. Живой и образной может быть игра из палочек. Животные, человечки, домики, деревья из счетных палочек легко меняют положение своих составляющих, трансформируются друг в друга. Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, количество предметов может быть разным и нет жестко заданной схемы (последовательности действий), что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.
Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей, конструктивных навыков. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Позитивные результаты моей работы указывают: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявлять живой интерес к знаниям, приобрели оригинальный склад мышления.
15