Педагогический опыт реализации проекта: «LEGO- конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей дошкольников»


Визитная карточка

Ф.И.О. Похольчик Марина Викторовна
Дата рождения: 18.07.1969 год
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Светлячок» муниципального образования город Губкинский
Должность: воспитатель
Наличие квалификационной категории: высшая квалификационная категория: 22.04.2016 год
Срок действия имеющейся квалификационной категории: 22.04.2016/2021 год
Образование, наименование учебного заведения, год окончания: среднее профессиональное, Барнаульское педагогическое училище №1, 1988 год
Общий стаж работы: 28 лет
Стаж педагогической работы:28 лет
Стаж работы в должности (в данном учреждении): 3 года
Наличие ученой степени: нет
Награды, звания:
- Почетная грамота за безупречный творческий труд по обучению и воспитанию детей – 2004 год, дана главой администрации Угловского района Ю.Д. Кириченко
- Почетная грамота за успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процесса- 2005 год, дана Председателем комитета по образованию Н.С.Стрельниковой
- Победитель конкурса лучших учителей России РФ – 2007 год, приказ Минобрнауки от 04.07.2007 года России
13. Контактный телефон: рабочий: 8(34936) 3-53-40
домашний: 8 (929) 256-10-34

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Светлячок» муниципального образования город Губкинский
Педагогический опыт реализации проекта:
«LEGO- конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей дошкольников»
Автор:
Воспитатель высшей квалификационной
категории
МБДОУ «Светлячок» г. Губкинский
Похольчик Марина Викторовна
Губкинский, 2017
Введение
Данная работа представляет собой описание реализации проекта по применению конструкторов LEGO в образовательном процессе дошкольной организации.
Проект адресован  педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования  в рамках внедрения ФГОС и всем заинтересованным лицам.
В основу инновационного проекта легла идея расширить содержание конструкторской  деятельности дошкольников за счет реализации образовательного проекта внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлечения родителей к совместному техническому творчеству, способствующего развитию познавательных способностей дошкольников.
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы  по  вызыванию интереса к техническому творчеству и развитию первоначальных технических навыков. Однако отсутствие  необходимых условий не позволяет   решить данную проблему в  полной мере. 
Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые  и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
- требованиями ФГОС, где указывается на  активное применение конструктивной деятельности дошкольников, как деятельности, способствующей развитию  исследовательской, познавательной активности  детей и недостаточным оснащением конструкторами LEGO, а также   отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO  - конструкторов;
- необходимостью создания инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей  формированию  первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
- возрастающими требованиями к качеству работы педагога и  недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO- технологий  на  развитие личности дошкольников.
Поэтому я считаю, что реализация проекта «LEGO- конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей дошкольников» позволит решить данные противоречия.
Теоретическая база опыта
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют исследования А.Н. Леонтьева (1995), Л.А. Парамоновой (1979). Н.Н. Поддъякова (1974). Э.А. Фарапоновой (1970) и др. В то же время, известно, что у детей четвертого года жизни конструктивные навыки и умения развиты еще недостаточно, они находятся на пером этапе формирования.
Данной проблеме посвящали свои научные труды Д. Абдурасулов (1974), Б.И Пинский (1962), Е.А. Стребелева (1982, 1992), В.Т. Хохрина (1971), В.А. Шинкаренко (1983) и др. Необходимо отметить, что в отечественной психологической литературе рассматривались преимущественно отдельные стороны конструктивной деятельности в рамках игровой, учебной или трудовой деятельности. В центре внимания нейропсихологических исследований находились отдельные элементы или общий план мотивационных факторов конструктивной деятельности.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.)   показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов,  обладающих признаками полезности  или субъективной новизны, развитие которых происходит в  процессе специально организованного обучения.
Актуальность и перспективность опыта        Увеличение добычи нефти и газа, разработка  новых проектов  по освоению Арктики в ЯНАО  ставит  новую задачу перед образованием - подготовку специалистов  с современным инженерно-техническим мышлением. В связи с чем, одним из приоритетных направлений в образовании ЯНАО,   является  осуществление    профориентационной работы с  выпускниками школ по выбору профессий инженерно-технической направленности. Учреждения дополнительного образования, совместно с образовательными учреждениями уже начали работу в этом направлении.  Однако возможности  дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения  и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов.
Кроме того, актуальность Лего-технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:
- является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяет игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Перспективность опыта заключается в том, что решение поставленных в проекте задач  позволит организовать условия в детском саду, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства  начальные технические  навыки.
В результате, будут созданы условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и заложены истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии Арктического региона.
Новизна опыта заключается  в адаптации  конструкторов нового поколения:  Lego  Wedo, программируемых конструкторов Robo Kids в образовательный процесс детского сада для детей старшего дошкольного возраста.
Трудоемкость опыта. Трудность реализации проекта заключается в отсутствии достаточного количества необходимых конструкторов. Время наполнения предметно-развивающей среды составит от полутора до двух лет за счет окружных и грантовых средств. Диапазон опыта представлен дидактической системой с игровой основой и системой учебных заданий игрового характера на основе применения легоконструирования и робототехники, используемых в совместной и самостоятельной деятельности, а так же системой работы с родителями по приобщению к данному опыту.
Технология опыта.
В ходе реализации педагогического проекта, считаю целесообразным применение следующих современных личностно-ориентированных технологий,  направленных на партнёрство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребёнка:
- личностно-ориентированная технология: направлена на гуманное отношение к детям  и включает в себя: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; терпимость к детским недостаткам. И идет от ребенка к развитию его способностей. Поэтому педагоги должны создавать каждому ребенку ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы каждый день, проведенный ребенком в детском саду, приносил ему радость; предоставлять возможности и помогать детям,  реализовать себя в специфических для дошкольников видах деятельности;
- технология сотрудничества: направлена на создание  основы для коммуникативного взаимодействия, приводит к повышению  статуса ребенка в социальных контактах и  повышению компетентности ребенка в разных видах детской деятельности и в области отношений с другими людьми;
- ЛЕГО-конструирование одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. ЛЕГО в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём   ЛЕГО конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки воспитанников;
- педагогическая технология - метод проектов: метод проектов – это  способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностных, интеллектуальных, физических качеств, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей;- игровые педагогические технологии: создание творческой атмосферы обучения творчеству. Целью игровых технологий является решение ряда задач:
·   дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности);
·   развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения);·   воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности);
·   социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды).
Цель проекта:   Внедрение  LEGO-конструирования и робототехники  в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта:
- Обеспечить целенаправленное применение  LEGO- конструктов в  образовательном процессе детского сада.
-  Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в НОД по конструированию (1 раз в месяц) начиная со 2 мл группы.
- Разработать и апробировать   дополнительную образовательную программу  технической направленности «LEGOша»  с использованием программируемых конструкторов LEGO для детей  старшего дошкольного возраста.
-   Создать  Lego центр.
- Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучению  LEGO -технологии.
- Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
- Разработать механизм внедрения LEGO-конструирования и робототехники, как дополнительной услуги.
Реализация идеи проекта с использованием LEGO- технологии проходит в нескольких направлениях.
1 направление:   В рамках обязательной  части  общеобразовательной  программы ДОУ предполагается  реализация  ООД с использованием LEGO конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста (возрастная категория с 3 до 7 лет).  Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования  в регламент образовательной деятельности  детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование»,   на основе методических разработок М.С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС».   
LEGO- конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся  с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами  скрепления кирпичиков,  у детей  формируется  умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется  форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием,  дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет)  формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора  становится приоритетным.  Особое внимание уделяется  развитию  творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся  более разнообразными и динамичными.
        Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности.  Отличительной особенностью такой деятельности  является самостоятельность  и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром.  Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, развивается  умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
2 направление:   – реализуется  расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста  за счет использования  программируемых  конструкторов нового поколения  LEGO- WеDо  в рамках дополнительной образовательной программы кружка технической направленности «LEGOша ».  Состав групп: 8-10 чел. Формирование группы происходит по желанию воспитанников и является стабильным. Возрастная категория: с 5 до 7 лет.  Содержание образовательной деятельности раскрыто в рабочей  программе  «LEGOша»,  предполагающей 2 ступени обучения:
1 ступень  - «Новичок»  для детей 5-6 лет. Дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO- WеDо.  Организация образовательной деятельности,  на данном этапе,  выстраивается в индивидуальных  и подгрупповых  формах работы с детьми;
2 ступень -  «Робо-техник»  (возрастная категория: с 6 до 7 лет) предполагает  освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических  конструкторов:  LEGO-WeDO,  ROBO-KIDS. Конструкторы данного вида предназначены  для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить  технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.
В процессе игры с конструктором у ребенка  развивается:
- Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
- Концентрация внимания.
- Мелкая моторика.
- Умение следовать образцу.
- Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
- Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.
- Положительная  мотивация  к обучению, активная включенность  в процесс игры, создается  основа  формирования  учебных навыков.
При этом используются следующие виды конструирования:
- конструирование по образцу,
- конструирование по модели,
- конструирование по условиям,
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
- конструирование по замыслу,
- конструирование по теме.
Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего — к частям — к общему.
Конструирование по модели заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.
Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Конструирование по условиям заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.
Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.
Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды:
•обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
•позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
•содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
•позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
 3 направление  - предполагает активное обучение педагогов  LEGO -технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов,   открытых занятий. 
Для организации работы по реализации проекта выделено помещение, которое оснащено следующим образом:
Первая часть – для воспитателя, где можно хранить методическую литературу, планы работы с детьми, необходимый материал для занятий;  рабочий стол для педагога.
   Во второй части (по периметру кабинета) размещены стеллажи для контейнеров с конструкторами.
   В третьей части (центр кабинета)– для проведения  совместной деятельности с детьми и родителями. Телевизор и компьютер, для демонстрации видео материала, технологического процесса.
Основными формами деятельности станут: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный) – изучение  возможностей внедрения образовательной работотехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий,  разработка и защита инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения  кабинета.
Второй этап (внедренческий) - практическое осуществление экспериментальной деятельности:  организация работы по программе «LEGOша», подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление  корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO-конструктора в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов  по работе с детьми, родителями, педагогами;  выявление  и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (обобщающий) – осуществление  распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов.
Необходимые ресурсы, используемые в проекте:
Воспитанники;
Педагоги;
Родители воспитанников;
Материально-технические условия: кабинет, оборудованный конструкторами нового поколения.
Оценка результатов.
Проведение мониторинга на каждом этапе, включающего в себя исследование  технического творчества  воспитанников,  заинтересованность дошкольников  в конструировании, активность в конструкторской деятельности, участие и заинтересованность  родителей  в совместной творческой деятельности, оснащенность конструкторами позволит  определить качество достигнутых результатов деятельности, определить эффективность и результативной работы, выявить трудности и проблемы, что обеспечит корректировку деятельности, направленной на положительный результат.
Но при реализации данного проекта следует предвидеть некоторые риски,  на которые следует обратить внимание:
1.   Несоответствие  содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью.
2.    Отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.
Устранение рисков:
1.  Корректировка образовательной программы в соответствии с возможностями и интересами дошкольников;
 2.  Активизация деятельности родителей по проблеме через  активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте учреждения и т.д.).
6.Результативность опыта.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
•ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
•у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
•ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
•у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
•у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
•ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
•ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
•ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
•ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
•знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
•ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
•ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Выводы и оценка продуктивности реализации проекта планируется  сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
В результате  успешной реализации проекта планируется достижение   следующих результатов:
1.  Создание условий обучения и развития дошкольников,  через организацию  целенаправленного  образовательного процесса  с использованием   Lego-консруирования (начиная с раннего возраста),   в рамках реализации  основной части  образовательной  программы.
2. Выраженная активность и заинтересованность родителей воспитанников в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.
3. Внедрение  дополнительной услуги в ДОУ по техническому конструированию.
В результате обобщения работы над проектом ожидается получить следующие продукты, которые могут быть использованы в работе дошкольных учреждений и учреждениями дополнительного образования:
1.   Программа дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов Lego (с приложениями перспективного тематического планирование по 2 возрастным группам; ряда конспектов  занятий);
2.   Модель  Lego-центра (с методическими рекомендациями по организации работы в Lego-центре: правила работы в Lego-центре, схема-алгоритм работы с конструкторами  Lego,  технологические карты сборки конструкторских моделей,  рабочая тетрадь дошкольника по  образовательной робототехнике (для 6-7 лет);
3. Совместные детско-родительские проекты, мастер-классы.
Реализация проекта значима для развития системы образования ЯНАО, так как способствует:
Реализации одного из приоритетных  направлений образовательной политики ЯНАО;
Обеспечению работы в рамках ФГОС;
Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
Удовлетворённости  родителей в образовательных услугах дошкольного учреждения;
Повышению профессионального уровня педагогов;
Эффективному участию педагогов в конкурсах различных уровней;
Эффективному участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники.
В результате обобщения предполагается  диссеминация  результатов:  ежегодные отчеты о деятельности экспериментальной площадки на сайте учреждения,  освещение опыта в СМИ, принятие участия в конкурсах различного уровня  организационно-методической  направленности по темам, отражающим инновационную деятельность;  в конкурсах  и фестивалях  робототехники и технического творчества.

Приложение 1
Предметная среда кабинета по робототехнике

Мебель Количество
1. Телевизор 1
2. Магнитофон 1
3. Стол учительский 1 шт.
Стулья детские (пластмассовые) 12 шт.
Шкафы (цветные деревянные) 2 шт.
Канцелярские принадлежности Количество
1. Ножницы 7 шт.
Игровое оборудование 1. Набор по началам робототехники конструктор LEGO® Education WeDo и программное обеспечение 1 шт.
Набор конструкторский HUNA KICKY Junior3 шт.
2. Набор по началам робототехники для детского сада-начальной школы 1 уровень "Роботы-конструкторы HUNA Fun & Bot 1" 3 шт.
3. Набор по началам робототехники для детского сада-начальной школы 2 уровень "Роботы-конструкторы HUNA Fun & Bot 2" 3 шт.
4. Набор по началам робототехники для детского сада-начальной школы 3 уровень "Роботы-конструкторы HUNA Fun & Bot 3" 3 шт.
6. Каталка «Квинтет» 1 шт.
9. ТОМ Конструктор «Цветной городок»
(14 деталей) 1 шт.
13. Набор для конструирования
«Городская жизнь»
(небольшая бумажная коробка) 1 шт.
Робот-конструктор HUNA KICKY SENIOR (35 РОБОТОВ В ОДНОМ НАБОРЕ) 2 набора
Робот-конструктор HUNA KICKY JUNIOR (27 РОБОТОВ В ОДНОМ НАБОРЕ) 8 наборов
14. Английские прищепки 1 набор
16. Дидактические часы 1 набор
17. Сенсорное развитие детей 4 – 5 лет. Программное обеспечение с методическими рекомендациями
(16 дидактических карт, диск) 1 пакет
18. Лего Самолет скорой помощи 1 набор
19. Лего Сплав по реке 2 набора
20. Лего Сбор урожая 2 набора
21. Лего Дупло 10804 (большая коробка) 1 набор
22. Набор конструктора (космические аппараты) education (пластиковая коробка) 1 набор
Приложение 2
Примерные темы образовательной деятельности№ п\пТема занятий
Ноябрь 1. Вводное  занятие. Знакомство с ЛЕГО, историей создания конструктора, с лего-классом.
2. Знакомство с названиями деталей LEGO-конструктора, различие, их названия. Способы крепления деталей. Разноцветная лестница.
3. Баланс конструкций. Кирпичная кладка здания (стены), постройка заборов
4. Строим конструкции. Крыша, Навесы.
Декабрь
  1. Что нас окружает. Конструирование по собственному замыслу.
2. Конструирование по показу разных видов растений: деревья, цветы.
3. Новогодняя тематика. Конструируем снеговика.
4. Конструирование д. Мороза по образцу.
Январь
  1. Вводное занятие на тему: «Животные». Конструирование по показу. Черепаха.
2. Дикие животные. Конструирование дикого животного.
3. Домашние животные. Конструирование модели домашнего животного по показу (корова, собака).
4. Жизнь города и села. Конструируем многоэтажный дом. Используем в постройке элементы: окна, двери, крыша, навесы
Февраль 1. Конструируем сельский дом. Сельский двор.
2. Моделирование детской площадки.
3. Детский сад будущего. Конструирование по собственному замыслу.
4. Наша улица. Моделирование дорожной ситуации. Закрепляем правила ПДД.
Март 1. 8 марта. Конструирование букета. «Цветы для любимой мамы».
2. Какой бывает транспорт. Конструирование автомобиля
3. Пассажирский транспорт. Конструирование безопасного автобуса.
4. Машины будущего. Конструирование автомобиля будущего (работа по собственному замыслу).
Апрель
  1. На границе тучи ходят хмуро! (конструирование военной техники, самолета по показу).
2. Покорители космоса. Конструирование космического корабля.
3. Наш любимый город. Конструирование города.
4. Лего-театр. Конструирование сказки (на выбор детей).
Май 1. Продолжаем конструировать сказку. Театрализованное представление смоделированной сказки.
2. Конструирование по схеме.
3. Конструирование по схеме (совершенствование умений).
4. Свободная тема по итогам работы за год обучения Легоконструированию.
Тематическое планирование ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п\пТема занятий
Ноябрь 1. Вводное  занятие. Вспоминаем названия деталей, их крепление.
2.Конструирование на свободную тему.
3.«LEGO азбука» Игра «Запомни и выложи ряд»
4.Транспорт. Спецтехника.Конструирование по схеме. Вспоминаем навыки.
Декабрь
  1. Конструирование по схеме (Пингвин).
2. Конструирование по собственному замыслу (на тему «Зима»)
3. Новогодняя тема. Снегурочка. Игра «Что лишнее?»
4. Новый год. «Дед Мороз у елки».
Январь
  1. Мои любимые сказки. Конструирование по замыслу.
2. Мои любимые сказки. Конструирование по замыслу. (Продолжение темы).
3.«Пернатые друзья» Игра «Разложи детали по местам».
4. Конструирование по схеме (Робот).
Февраль 1. Аквариум. Игра «Таинственный мешочек».
2. Конструирование способом «Мозаика».
3. Архитектура. Древнерусские колокольни.
4. Архитектура. Кремль.
Март 1. Архитектура. Кремль. (Продолжение постройки).
2. Тема «Животные». Игра «Придумай необычное животное и смоделируй его»
3. Проект «Душа моя Масленица» (коллективная работа).
4. Проект «Душа моя Масленица» (продолжение коллективной работы).
Апрель
  1. Конструирование по творческому замыслу. Игра «Закончи начатое товарищем».
2. Космическое путешествие (Тема «Космос»).
3. Графический диктант.
4. Составление схем. Конструирование по заданной схеме.
Май 1. Проект на заданную тему. «Городской Парк» (коллективная работа).
2. Проект на заданную тему. «Городской Парк». Продолжение. (Коллективная работа)
3. «Наш любимый детский сад» Конструирование по творческому замыслу.
4. «Наш любимый детский сад» Конструирование по творческому замыслу (Продолжение). Подводим итоги обучения Легоконструированию.
 
Приложение 3
Предметно-развивающая среда

=



Приложение 4