Статья Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников.


Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей
младших школьников.
Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Выполнение правил школьной жизни, обладание волевыми качествами – залог сознательного регулирования своего поведения, которое должно быть подчинено решению задач, которые ставит перед нами жизнь. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, не приучены думать, принимать решения самостоятельно. Необходимо развивать в детях такие качества, которые помогут им успешно адаптироваться к любым изменениям. Особенно важно в начальной школе применение игровых методов, так как известно, что ребёнок легче обучается играя. Я, как педагог дополнительного образования, работаю по программе И.Г.Сухина «Шахматы школе». Полезность изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка и раньше отмечали многие школьные педагоги и ученые. Например, известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахмат имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
На первом году обучения, я знакомлю учащихся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, ребята учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. На занятиях использую материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры, инсценировки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины, решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Кроме этого, я предлагаю учащимся тесты для проверки полученных знаний.
В начале второго года обучения мы изучаем правила шахматной игры. Во время практической игры каждому из ребят приходится применять все ранее изученное нами. Дети становятся стратегами. Они принимают собственное решение, руководствуясь правилами игры, способное привести их к выигрышу. Во время поиска необходимого хода, ребенок находит два и даже три возможных хода. Затем он начинает логически рассуждать и выбирать какой ход является результативным.
Уверенность в собственном суждении вырабатывается постепенно. Не сразу у ребенка все получается, но он стремится к этому и это уже здорово!
Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра способствуют все более широкому развитию личностных качеств. И, что особо нужно отметить, с каждым занятием ребенок начинает понимать, что он что-то может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. И вот так в каждом ученике постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность.
Все эти личностные качества, несомненно, помогают в учёбе и способствуют повышению школьной мотивации. Дети с удовольствием ходят на мои уроки и проявляют удивительную заинтересованность в освоении этого предмета. Даже те ученики, у которых не сразу получается в правильном порядке расставить на шахматной доске фигуры, со временем становятся более терпеливыми, внимательными, усидчивыми и добиваются высоких результатов.
Нашему клубу всего 3 года. Но, школьники принимают активное участие в шахматных турнирах. В школьных баталиях принимают участие все желающие с 1 по 4 классы. По школьным результатам отбирается команда для участия в городских соревнованиях. На протяжении двух лет наши учащиеся занимают призовые места в городских турнирах.